Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      Предполагается, что сюжет игры ребенок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определенных

правил  есть основания предполагать содержание не только определенных конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в  
 
 

конкретных  играх (Выгодский Л. С.).

      Практика  проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках  преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

      В качестве основных методов, приемов  обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

•    сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

По мнению О.С. Карабановой, в контексте сюжетно – ролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, т.е. СРИ является основой всех остальных игр.

• имитационные игры (имитирующие в «чистом виде»  какой-либо «человеческий» процесс); направлены на развитие эмоционально волевой сферы, интерес к сверстникам.

• интерактивные  игры (игры на взаимодействие); способствуют снятию эмоционального напряжения в группе, формированию выдержки, терпимого отношения к контакту с другими детьми, развитию уверенности.

•     обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; данные игры направлены на умения вступать в  диалог, развитие умений действовать  согласованно.

А так  же:

•   социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

•     психогимнастика (Чистякова);

•    чтение и обсуждение художественных произведений;

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

•    дискуссии.

      Главная цель проведения занятий, в которых  дети сталкиваются с проблемными ситуациями, — это:

• обеспечить ребенку возможность зрительного  восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

•     упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

•  научить  использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

•     проявить миролюбивое стремление к  взаимодействию с соперником;

•   принимать во внимание чувства другого  человека в конфликтной ситуации;

•     принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

      Сегодня у детей больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого социального навыка, но хорошие воспитатели могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

• взаимоотношения  людей — большая ценность, и  важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

•    не ожидай от других, что они прочтут  твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;

•     не обижай других людей и не давай  им «потерять лицо»;

•     не нападай на других, когда тебе плохо.

      Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных героев и использование  сказочных сюжетов. Так, к примеру, в гости к детям могут приходить волшебники — добрый и злой, в которого вселились «чудовища» (гнев, злость, обида), они дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблочко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Познакомиться с детьми приходят Незнайка, Алиса и другие персонажи, которым ребята стремятся помочь.

      Вниманию  воспитателей предлагаются игры, которые помогают решать многие детские проблемы. Научившись сопереживать окружающим людям, ребенок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребенку, и тому, кто находится рядом с ним, и, как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. 

            Итак, в порядке  краткого резюме по главе в целом  можно сказать следующее. Проблема по преодолению конфликтности продолжает оставаться в детской психологии теоретически и практически одной из мало разработанных. Более того, не определенны ее важные аспекты, не выделены и не сформулированы конкретные вопросы, нуждающиеся в специальном изучении. Вследствие этого не решаются многие организационные и методические вопросы психологической службы: своевременного и квалифицированного выявления конфликтов, оказания им квалифицированной педагогической помощи средствами дошкольного учреждения: осуществление необходимой дифференцированной помощи в специальных группах детского сада.

      В психологии накоплены ценные сведения о сущности понятия причинах конфликтности, динамики, функциях, разрешения конфликтов. Однако по отношению к дошкольникам звучит пока еще декларативно, поскольку  фактически отсутствует специальные исследования этого плана: выводы о том как нужно решать конфликтные ситуации пока еще не нашли поддержки в педагогической практике.

      Не  претендуя на исчерпывающий охват  проблемы предупреждения конфликтности  как проблемы дошкольной психологии, можно выделить следующие аспекты  требующие теоретические и практические  разработки, в частности применительно к детям с отклонениями в эмоциональной сфере: это специфика  психологической  сущности  названной проблемы; своеобразие психологических условий и причин возникновения по предупреждению  конфликтности ее типология; диагностика индивидуальных типических особенностей разработка коррекционно-педагогических программ и другая психология и педагогика должны направить свои усилия на получение данных о специфических особенностях конкретной эмоциональной сфере, о возможности компенсации дефекта развития.

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экспериментальное исследование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Экспериментальное исследование  проводилось в 

    г. Новокузнецке с ноября по май в  ДОУ №233 старшая группа.

    В работе принимали участие дети 15 человек, родители, воспитатели.

    Эксперимент  включает 3 этапа:

    1.констатирующий

    2.формирующий

    3. второй констатирующий. 

    2.1.Методики  выявления конфликтности.

    Целью проведения констатирующего эксперимента было выявления исходного уровня конфликтности у детей дошкольного возраста. Для этого были проведены следующие методики:

    1.С  детьми.

    Наблюдение  за поведением детей в течение дня

      Цель: выявить признаки конфликтности  .

    Беседа.

    Цель: выявить у детей уровень знаний о конфликтах, и осознание своего поведения (наличие конфликтов) (приложение 1).

    2.С  родителями.

    Анкета  по выявлению тревожного ребенка

    Цель: выявить у детей уровень тревожности (приложение 2). 

    Анкета  на наличие агрессивного поведения.

    Цель: выявить уровень агрессии у ребенка (приложение 3). 

    3.С  воспитателями.

    Методика. Беседа

    Цель: выявить уровень конфликтности  в группе, и способы решения  конфликтов у детей (приложение 4). 

    Были  получены следующие результаты и  проведена их интерпритация:

Таблица №1 

Имя ребенка Психологические особенности личности:  
Самооценка
агрессивность тревожность низкая средняя высокая
Влад Высокий Завышенная     +
Игорь Средний Низкая   +  
Соня  Средний Высокая   +  
Вильдар Средний Низкая   +  
Олег Средний Высокая +    
Кристина Средний Низкая   +  
Настя Средний Низкая   +  
 

    В группе были проведены наблюдения, которые показали что, Влад вступает в конфликт 12 раз, Соня и Настя  по 8 раз в день. Дети в основном не могут находить пути решения конфликта, а решают только с помощью взрослого. Часто решают конфликты путем спора  или драки. Не осознают, что за плохие поступки необходимо просить прощения, и делают это только по просьбе воспитателя.

    У Влада высокий уровень агрессивности, у остальных детей наблюдается  средний уровень. С низким уровнем тревожности четверо детей: Настя, Кристина, Вильдар, Игорь. Высокий уровень Соня и Олег, а завышенный у Влада. Самооценка у детей большинства средняя, низкая у Олега, высокая у Влада.

    На  основе этих показателей мы разработали три уровня:

Первый  уровень.  Большое количество конфликтов. Решения конфликта требует максимального вовлечения взрослого. Он помогает его определению, моделирует пути возможных решений. Конфликты проявляется во многих видах деятельности детей. Не умеет объяснять свое поведение. Проявление высокого уровня агрессивного поведения. Завышенная или заниженная самооценка. Повышенная тревожность.

Второй  уровень. Количество конфликтов не превышает 6 раз в день. Помощь взрослого необходима для того, чтобы завершить уже начавшийся диалог детей по поводу конфликтной ситуации.

Взрослый  помогает детям сформулировать свое видение проблемы и, излагая его, не перебивать партнера. Конфликт проявляется  в 2-3 видах деятельности. Средний  уровень агрессивного поведения. Неправильно сформированная самооценка. Высокая тревожность.

Третий  уровень. Самостоятельное решение детьми проблемы. Конфликты проявляются в 1-2 видах деятельности, умение объяснять свои поступки. Нормальная самооценка. Отсутствие тревожности и агрессивного поведения.  
 

    К первому уровню Влад, Соня, Олег и  Игорь, ко второму уровню Настя и  Кристина, к третьему Вильдар.

    Поскольку у детей присутствует уровень  тревожности и агрессивности, что  лишний раз доказывает наличия признаков  соответствующие конфликтному ребенку.

      Полученные результаты исследования  являются основанием для  разработки  и апробирования  методов и  приемов, возможных для преодоления  конфликтности, чему и посвящен  следующий параграф нашей работы.

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста