Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа
Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.
Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.
По мнению американских психологов, для этой стратегии характерен тип поведения, в котором сочетаются осторожность, хитрость, обходительность и лесть, что очень свойственно лисе. Взвешенность, сбалансированность и осторожность — основная установка этого типа поведения. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Кроме того, для ребенка одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения со сверстником, которые он стремится в любом случае нормализовать. Следует отметить, что для детей при компромиссном решении проблемы, разделение ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение.
Тактические действия «лисы» можно наблюдать не только в конфликтах между детьми, но - и в их взаимоотношениях. Данный стиль поведения ребенка проявляется:
• в умении торговаться, в интересе к тем, кто также умеет торговаться;
• в использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);
• в ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу: «всем сестрам — по серьгам».
Ресурс личности:
• хорошая ориентация в ситуации;
• постоянный анализ;
• игровой стиль поведения.
Характеристика качества личности:
• осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью;
•
настороженное отношение к
• ожидание мягких формулировок, красивых слов.
• желание, чтобы окружающие не выражали свои мысли слишком открыто и резко.
Стратегия (тактика) «приспособление» («уступчивости» «сглаживания») — характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.
Рассматриваемый стиль отчасти напоминает стиль уклонения, но это разные стили. Их отличие состоит в том, что при уклонении ребенок не подстраивается под другого ребенка, ничего не делает для удовлетворения его интересов. Он просто отстраняется и «отталкивает» от себя проблему. Приспосабливаясь к ситуации, он действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок. В определенной степени ребенок поступается своими интересами, изменяет под другого свою позицию.
Для
наглядности поведение в
Действия ребенка, ориентированного на стратегию «приспособления» (уступки, сглаживания) следующие:
• систематическое согласие с требованиями противника, т. е. максимальные уступки (если это тактика);
• демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление — если говорится: «Мне ничего не надо!», то иногда это воспринимается окружающими как: «Мне надо все!»;
• давление на совесть, нравственные качества;
• потакание противнику, лесть.
Если
эта стратегия поведения
Стратегия
«форсирования» («разрыва отношений»)
— эта стратегия часто
Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.
В реальной ситуации ребенок, особенно с признаками агрессии, стремится настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы. Он использует силовое давление, может занимать жесткую позицию непримиримого антагонизма в случае сопротивления с другой стороны, а также использовать такие способы, как: давление на соперника, принуждение, особенно когда чувствует зависимость другого, воспринимает конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения. Иногда стремится перекричать соперника и применить физическое насилие. Ребенок, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить соперника принять свою точку зрения любой ценой, при этом ребенок не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других детей пользуется своим авторитетом и правами лидера, путем принуждения, а порой криками и плачем. Взрослый использует такую стратегию поведения, когда для него очень важен предмет конфликта. Для детей, как правило, предмет конфликта рассматривается с учетом только собственных интересов, а интересы сверстника игнорируются, т. к. одной из важных характеристик дошкольного возраста является явление эгоцентризма (т. е. неумение поставить себя на место другого). В этом случае конфликтная ситуация может настолько обостриться, что единственным выходом из нее является разрыв отношений между детьми, причем этот разрыв отношений, как правило, характеризуется своей непродолжительностью («не дружу до вечера», «не дружу до первой интересной игры...»).
В отличие от психологической модели, характеризующей стили поведения детей в ситуации конфликта, разработанной группой американских психологов, в модели К. Томаса рассматривается стратегия, противоположная «разрыву отношений»— это «сотрудничество». Автор считает целесообразным (в контексте поставленной задачи) рассмотреть данную тактику поведения «сотрудничества», которая может быть эффективной в конфликтных ситуациях между детьми (при условии обучения их данной стратегии) и использует для описания и интерпретации данной стратегии образ дельфина.
Стратегия (тактика) «сотрудничества» — характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она является самой сложной для анализа, так как включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Безусловно, детям дошкольного возраста очень трудно овладеть навыками сотрудничества, т. к. они, в силу своих возрастных особенностей, не воспринимают сверстника, обладающего своим внутренним миром, как равноправного партнера по общению и деятельности.
В образном представлении поведения в данной стратегии можно сослаться на поведение дельфина, который отличается высоким уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом.
Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям (их порой называют «старичками»), к мирному урегулированию конфликтной ситуации и имеющихся противоречий. Совместно с другими участниками конфликта и с помощью взрослого, в ходе открытого обсуждения, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Принцип данной стратегии: «Давай оставим взаимные обиды. Я предпочитаю... А ты?». Ребенок, используя стратегию «сотрудничества» с целью удовлетворения своих интересов и отстаивая собственные интересы, должен быть, вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Выбирая данную стратегию, ребенок несколько напоминает взрослого, готового к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта.
Особенности поведения ребенка в стратегии «сотрудничества»:
Данный вид взаимодействий требует от детей (не только участвующих в конфликте), определенной поведенческой культуры. Поэтому очень важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснить свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого).
Вышеуказанные стратегии характеризуют поведение ребенка в конфликтных ситуациях. В ходе длительного наблюдая за детьми , воспитатель может самостоятельно определить используемый стиль поведения ребенка в каждом конкретном случае и тем самым эффективно урегулировать конфликты, способствовать гармонизации отношений между детьми и созданию благоприятного микроклимата в группе.
Наблюдение за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что ее участники по – разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же хорошо владеющие коммуникативными методами. Улаживают свои споры и разногласия более мирным путем.
Это и
есть два основных способа разрешения
конфликтной ситуации: деструктивный
и конструктивный.
1.4Методы
и приемы преодоления
конфликтности у
детей.
Д. Балкер, А.И. Захаров, А.А. Романова, Б.И Хасанов, А. Шикун. все эти исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Г. П. Щедровицкий утверждал: «...нормы могут задаваться детям в качестве особых содержаний усвоения только в ситуациях, возникающих по поводу, именно в конфликтных ситуациях, ибо только они могут быть использованы в качестве средства разрешения конфликта, и только здесь ребенок сможет увидеть и понять их роль в качестве таких средств». Однако следует отметить, что не каждая игра, рассматриваемая как место, механизм и конструкция для разрешения конфликтов, исчерпывающе выполняет разрешающую функцию. Существует некоторый набор («банк») игр, в которые играют почти все дети в той или иной вариации (в свое время подробный анализ и описание таких игр провел Е. А. Покровский).
Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста