Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Настя Васина, 07 Декабря 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Достаточно часто на детских площадках, во дворах, в ДОУ, в школах возникают конфликтные ситуации. Причем если раньше носили довольно мирный характер, то теперь они выливаются откровенным насилием, причинение серьезных телесных травм. Такое усугубление ситуации можно связать с постоянно увеличением насилия в СМИ, пьянство, компьютерные игры. Конечно, родители играют не мало важную роль и их отношение к ситуациям конфликта весьма халатное. Действуя на ребенка все эти факторы одновременно приводят к плачевному иногда необратимому результату - агрессия.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтности у детей дошкольного возраста.
1.1 История изучения конфликтности.
1.2 Понятие конфликт и конфликтность.
1.3 Особенности проявления конфликтности у детей дошкольников.
1.4 Методы и приемы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста.
Глава 2.
Экспериментальное исследование возможности использования системы игр в работе по предупреждению конфликтности у детей дошкольного возраста.
2.1 Методика выявления конфликтности.
2.2 Система занятий по преодолению конфликтности.
2.3 Рекомендации для родителей.
Заключение.
Библиография
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная по теме Конфликтность.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      Существует  огромное многообразие  причин возникновения  конфликтов, обусловленное различными ситуациями  взаимодействиями между  людьми. В целом, как утверждали А.Я. Анцупова, А.И. Шилова, Н.В. Гришина, А.А. Бодалев конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:

    - трудовым  процессом;

    - психологическими  особенностями человеческих взаимоотношений,  то есть их симпатиями и  антипатиями, культурными, этническими различиями людей, плохой психологической коммуникацией и т.д.

    - личностным  своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое  эмоциональное состояние, агрессивностью, бестактностью.

         Е. Мелибруды, считал, что  поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:

   -адекватность восприятия конфликта;

   -открытость и эффективность общения,  готовность к всестороннему обсуждению  проблем;

   -способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

   -адекватность самооценки своих  возможностей и способностей ;

   -стремление доминировать;

   -консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

   -принципиальность и прямолинейность  в высказываниях;

   -определенный набор эмоциональных качеств личности, агрессивность, упрямство, раздражительность. 

      Э.Э. Линчевский, И.Е. Ворожейкина, Н.В. Гришина, в своих работах, выделили функции конфликтов. 

Олигативные

Факультативные

Дескрутивная 
 

Конструктивная

Информационные:

       Сигнальная

        Диагностическая

Учебно-воспитательная

Защитная

Развлекательная

 
 

      В.В.Давыдов  выделил другие функции:1) позитивная;2) негативная.

          Э. Э. Линчевский, считал что, разрешить конфликт не возможно, т.е. как бы хорошо не была  поставлена профилактика, конфликты неизбежны. А значит, по своей воле или против нее, преодолеть их все равно придется. И тому, кто не довольствуется случайным, стихийным развитием событий – мол, будь, что будет, - стоит позаботиться о создании собственной системы действий в конфликтных  обстоятельствах. Каждый строит ее по своему вкусу, исходя из своих возможностей и применительно к конкретным обстоятельствам. Она может носить разовый, эпизодический характер или перерастать в устойчивое образование, присущее данной личности.

      Суть  такой системы сводится к постановке целей и выбору средств, обеспечивающих субъекту оптимальный выход из конфликта. Что хорошо для одного и неприемлемо  для другого. Не исключено и самостоятельное  использование каждого из них. 

      И.А. Кох., Э.Э. Линчевский в своих работах выделяли динамику конфликтов.

Этапы
Основные  варианты
1 Формирование  готовности к конфликту Созревание:

осознанное;

неосознанное

2 Переход к реализации, инициатива Инцидент :

произвольный, плановый, непроизвольный, неосознанный.

3 Реализация Развитие:

Поступательное,  «игровое», логическое, бурное, лавинообразное, взрывное.

4 Завершение, исход. Полное разрешение, угасание; возврат к состоянию  готовности к конфликту; мнимый выход  из конфликта; спад, переход в хроническое состояние.
5 Последствие, отдаленные последствия. Формирование 
 

Таким образом, можно сказать, что проблема взрослой  конфликтности в теоретическом  плане изучена как, зарубежными  так и  отечественными учеными.        

1.3 Особенности проявления конфликтности у дошкольников.

 

      С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются  довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные  исследователи относят их появление  к возрасту от одного до двух лет. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л. Коломинскому и Б.П. Жидневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста.

      Причины возникновения конфликтов в детском коллективе, в своих исследованиях, рассматривали авторы  Г.М. Андреева, В.Я. Зедгенидзе, С.И. Семенака, Я.Л. Коломинский, Е. Лютова, Б.П.Жидневскому.

В общении  детей друг с другом возникают ситуации требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних, а с другой стороны, - желания и права других.

первая  причина вторая причина
Каждый  ребенок ожидает хорошей  оценке от сверстника.

Но он не понимает, что сверстнику тоже нужно  признание, одобрение и похвала .

Похвалить, одобрить другого ребенка для  дошкольника очень трудно.

Они видят  только внешнее повеление сверстника: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки.

Но не понимает, что каждый сверстник-личность со своим внутренним миром, интересом, желанием.

Дошкольник  не осознает свой внутренний мир, свои переживания, интересы.

Поэтому ему трудно представить что чувствует  другой.

Ребенку нужно помочь посмотреть на себя со стороны.

      В.Я.  Зедгенидзе в своих работах рассматривала причины возникновения конфликтов в игре,%

Причина конфликта 1  -2года 2-3года 3-4года 4-5лет 5-6лет
Разрушение  игры 25 23 23 6 9
По  поводу выбора общей темы игры 0 0 2 1 3
По  поводу состава участников 0 0 0 10 11
Из-за ролей  0 0 0 10 11
По  поводу сюжета игры 0 0 3 8 7
По  поводу правильности игровых действий 0 0 10 26 26
 

      Таким образом, самый большой процент конфликтов в игре приходиться на возраст от 5-6, а самый минимальный на возраст от 2-3. И самые большие разногласия возникают по поводу правильности игровых действий. 

      А.И. Захаров добавляет что, причины детских конфликтов могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей.

      Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:

- стадию  потенциального формирования противоречивых  интересов, ценностей, норм;

- стадию  перехода потенциального конфликта  в реальный;

- стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений;

- стадию  снятия или разрешения конфликта.

   Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

   Протекание  конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Д.Б. Эльконин выделил следующие факторы:

   Факторы, обостряющие протекание конфликт в детском коллективе:

   - повышение и внешнее проявление  накала страстей;

   - проявление безразличия со стороны  взрослого на возникший конфликт;

   - отсутствие попыток установления  и поддержания отношений, как  со стороны взрослых, так и  со  стороны самих участников  конфликта – детей;

   - эскалация, тиражирование конфликтной  ситуации, увеличения числа детей,  участников конфликта, которые  принимают ту или иную сторону;

   - вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

   - уход на нейтральную сторону;

   - беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

   - уменьшение ощущения угрозы, наличие  и использование детьми и взрослыми  умений и коммуникативных и навыков в урегулировании конфликтов;

   - сохранение и укрепление межличностных  отношений.

Н.Г  Яковлева, В.Я. Зедгенидзе говорили о том, что конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Позитивные Негативные
Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные  затраты на участие в конфликте
Получение новой информации о конфликтующей  стороне Снижение дисциплины, ухудшение эмоционально самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе.
Стимулирование  к изменениям и развитию через  воспитательные воздействия Чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу
Снятие  агрессивности, осознание норм поведения Оказывает дезорганизующее  влияние на совместную деятельность
Выработка более осознанного и целесообразного  решения проблемы Уменьшает степень  сотрудничества в различных видах  детской продуктивной деятельности
Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.  
 

      Е. Мелебруда говорила о том, что в период дошкольного детства  ребенок, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимодействия с воспитателем как социальным взрослым, выполняющим особые функции на предъявляющим особые, новые для ребенка требования. Заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое понимание деятельности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и принимать во внимание взгляды и мнения других людей - как взрослых, так и сверстников.

      В детском возрасте начинаю формироваться  достаточно устойчивые особенности  личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии  мотивов  и ценностей, закрепляются некоторые  характернологические особенности, которые  во многих случаях могут стать источниками серьезных будущих проблем дошкольника. Основной  круг проблем, у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально - психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. Так, например, дисгармоничные отношения в семье могут рождать у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его познавательной активности, накладывать свой тяжелый  отпечаток на формирование всей его личности.

Информация о работе Преодоление конфликтности у детей старшего дошкольного возраста