Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций
Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.
Процессуальная
Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи, судебного исполнителя в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них: высокого уровня профессиональной адаптивности, личностной интеграции, социальной зрелости; эмоционально-волевой устойчивости; развитого интеллекта, гибкого творческого мышления; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при поддержании высокого уровня самоконтроля.
2. Структурно-психологический
анализ профессиональной
Психологический анализ профессиональной деятельности юриста помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.
Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и другим видам юридической деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.
Итак, в наиболее обобщенном виде, основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются следующие.
Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.
Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаше всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые, вышеуказанные субъекты познания выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом.
Составной частью познавательного
процесса является
прогнозирование, т.е. мысленное представление
хода и результатов действия, а также планирование
предстоящих действий. Характерной чертой
познания, установления обстоятельств,
подлежащих доказыванию по делу, является
закрепление в строго определенной процессуальной
форме получаемых результатов, т.е. совершение
регламентированных, документально фиксируемых
действий, с помощью которых можно проверить
достоверность полученных знаний и законность
принятых решений.
Проверяемость (верифицируемость)
— обязательная черта знаний, получаемых
в процессе уголовного, административного,
гражданского судопроизводства.
В этой связи справедливо замечание
о том, что познавательная деятельность
следователя «обязательно сопровождается
выполнением удостоверительной функции».
Эта удостоверительная функция познавательного
процесса проявляется в составлении особого
рода процессуальных документов, которые
отражают весь ход и результаты поиска
истины по делу, что, несомненно, придает
доказательственный характер всему
процессу познания.
Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
· ретроспективный характер процесса познания, мысленное моделирование событий прошлого;
Коммуникативная подструктура
профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность
юристов в значительной своей части протекает
в условиях общения, которое нередко составляет
основное содержание их деятельности,
становится особым видом труда —
профессиональным общением.
Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность груда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно – управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.
Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, который, помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического, психологического характера, прогнозируя их последствия.
Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, необходимо иметь организаторские качества.
Прежде всего, это: умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.
Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.
Участие юристов в правовоспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть средствами общения.
3. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.
В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности, судопроизводства.
Факторы профессиональной пригодности:
I фактор — высокий
уровень социализации личности
юриста.
К числу профессионально значимых свойств,
составляющих данный фактор, относятся:
· высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального);
· доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.);
· честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
· ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
Напротив, свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.
II фактор — эмоционально-волевая
устойчивость личности юриста,
включает:
· высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях;
· умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;
· развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).
Отрицательно оцениваются
III фактор — познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития, что предполагает следующие психические качества:
· высокая умственная работоспособность.
Центральным звеном в данной группе свойств является эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.
Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.
IV фактор — коммуникативная компетентность юриста, включает следующие свойства:
· свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное взаимодействие, снижающими его результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
V фактор — организаторские
способности,
которые позволяют юристу, независимо
от рода его профессиональной деятельности,
оказывать управляющее воздействие на
различных субъектов, с которыми приходится
вступать в диалог в процессе профессионального
общения.
Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:
· активность, энергичность, повышенную работоспособность;
· самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
· настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мотивов достижения успехов в делах;
· высокую стрессоустойчивость;
· чувство ответственности за свои действия;
· развитые аналитические способности: рефлексивность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей каждого члена группы;
· развитые коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с людьми, про – тщательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;
· умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;
· умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией. Последняя группа является центральной среди других качеств, составляющих организаторские способности.
4. Оценка способностей к профессиональной деятельности по психологическим качествам личности юриста
Общие и специальные способности. При рассмотрении социально-психологических качеств, необходимых юристу для успешного занятия своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?
Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии