Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в органах прокуратуры, суда, милиции и т.п. Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия, согласно которому каждый следователь, дознаватель, прокурор, судья, судебный исполнитель и т.д. при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний. Воспитание юристов в духе подчинения только Конституции, закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения и поступки.

Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи, судебного исполнителя в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них: высокого уровня профессиональной адаптивности, личностной интеграции, социальной зрелости; эмоционально-волевой устойчивости; развитого интеллекта, гибкого творческого мышления; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при поддержании высокого уровня самоконтроля.

 

 

2. Структурно-психологический  анализ профессиональной деятельности

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и другим видам юридической деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде, основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются следующие.

Познавательная подструктура правоохранительной деятельности. Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.

Характерная особенность познавательного  процесса, осуществляемого дознавателем, следователем, прокурором, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаше всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые, вышеуказанные субъекты познания выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом.

Составной частью познавательного  процесса является 
прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий. Характерной чертой познания, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно проверить достоверность полученных знаний и законность принятых решений. 
Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного, административного, гражданского судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание  о том, что познавательная деятельность следователя «обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции». Эта удостоверительная функция познавательного процесса проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты поиска истины по делу, что, несомненно, придает 
доказательственный характер всему процессу познания.

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

·  ретроспективный характер процесса познания, мысленное моделирование событий прошлого;

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — 
профессиональным общением.

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность груда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура правоохранительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно – управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, который, помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического, психологического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, необходимо иметь организаторские качества.

Прежде всего, это:  умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в правовоспитательной  работе предполагает наличие у них  высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть средствами общения.

3. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности, судопроизводства.

Факторы профессиональной пригодности:

I фактор — высокий  уровень социализации личности  юриста. 
К числу профессионально значимых свойств, составляющих данный фактор, относятся:

·  высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального);

·  доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.);

·  честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;

·  ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

Напротив, свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

II фактор — эмоционально-волевая  устойчивость личности юриста, 
включает:

·  высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях;

·  умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;

·  развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие  качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротическая симпатия, быстрая истощаемость нервных процессов.

III фактор — познавательные  способности юриста, высокий уровень  интеллектуального развития, что предполагает следующие психические качества:

·  высокая умственная работоспособность.

Центральным звеном в данной группе свойств является эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

IV фактор — коммуникативная  компетентность юриста, включает следующие свойства:

·  свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;

Качествами, существенно затрудняющими  коммуникативное взаимодействие, снижающими его результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские  способности, 
которые позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Поэтому юрист, особенно управленческого  звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие  качества:

·  активность, энергичность, повышенную работоспособность;

·  самостоятельность, инициативность, предприимчивость;

·  настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мотивов достижения успехов в делах;

·  высокую стрессоустойчивость;

·  чувство ответственности за свои действия;

·  развитые аналитические способности: рефлексивность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей каждого члена группы;

·  развитые коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с людьми, про – тщательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;

·  умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;

·  умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией. Последняя группа является центральной среди других качеств, составляющих организаторские способности.

4. Оценка способностей к профессиональной деятельности по психологическим качествам личности юриста

 

Общие и специальные  способности. При рассмотрении социально-психологических качеств, необходимых юристу для успешного занятия своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии