Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций
Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.
Социально-экономические
Взаимоотношения между людьми, их образ жизни, стиль поведения регулируются нормами культуры, морали.
На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.
Поведение — система поступков, направленных на социально значимые объекты.
Социальные нормы — требования общественного сознания, процесс их освоения личностью определяется индивидуальным сознанием. Отражение норм общественного сознания в индивидуальном сознании само по себе не предопределяет поведения личности. Нормы должны быть приняты к повседневной реализации, т.е. трансформированы в личностные нормы.
Присвоение личностью социальных норм называется интернализацией. Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности — это не процесс уподобления внешним образцам, а процесс структурирования сознания личности. Социальные нормы в широком смысле слова формируют индивидуальное сознание, организуют его структуру. Интернализованные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания. Как структурные факторы социальные нормы выступают в роли селективных образований, в роли регуляторов системы личностных смыслов и оценок.
В тех случаях, когда социальная
норма не включается в ценностную
систему личности, поведение человека
приобретает асоциальный
Принятая личностью
На отклоняющееся, девиантное, а тем более на антисоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий.
Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем.
Социальный контроль — это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности нормам группы.
Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция — это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным – морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется нормами социальных групп – происходит интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то эти нормы не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо выполняет свои социальные обязанности.
2. Правосознание
и правоисполнительное
Одной из форм общесоциальной регуляции поведения людей является правовая регуляция.
Правовая регуляция — это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Правовые нормы вырабатываются и утверждаются специальными государственными органами законодательным путем, их соблюдение обеспечивается государственной властью. Нормы права кодифицируются в словесных конструкциях и объективируются в нормативных актах. После утверждения законодательными органами эти нормы становятся законом, обязательным для всех членов общества, официальных органов и организаций. Система правовых норм — самая действенная система социальных норм, гак как все члены общества обязаны ее знать и соблюдать.
Овладение способами поведения, соответствующими нормам права, является правовой социализацией личности.
Правовая социализация личности —
это включение в ценностно-
Правосознание — система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.
Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве.
Правосознание подразделяется на: общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием, но они имеют и ряд особенностей.
Индивидуальное правосознание отличается качественно различными уровнями своего развития.
На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется в согласовании конкретной право-значимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых институтов и правового статуса человека в данном обществе.
Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.
В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.
Познавательная сторона
Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.
Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, — это осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах.
Мотив поведения — это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.
Регулятивная функция
Правомерное поведение — это поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат существенным интересам общества, выраженным в правовых нормах.
Регулятивная сторона
Правосознание людей является субъективной базой реализации права.
Регулятивная сторона
Законоисполнительное поведение — поведение социально адаптированное, т. е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности.
Наивысшей формой социальной адаптации является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.
В большинстве случаев люди руководствуются не действующей правовой нормой, а своими представлениями о ней. Но у социализированной личности расхождение между действительной нормой и представлением о ней, как правило, незначительно.
3. Сознание, ответственность,
правотворчество и правосознание
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.
Поведение каждого индивида в условиях внутриролевого конфликта зависит как от факторов объективного порядка (основных характеристик, свойств ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых является социально обусловленное истолкование человеком конкретного смысла и значения объективных требований. Причем именно субъективное истолкование непосредственно предрешает акт соответствующего поведения.
При формировании сознания человек реализует свое отношение к:
Аналогичные этапы можно выявить и в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его компоненты:
Виды ответственности можно классифицировать главным образом по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, например: родительской, административной, материальной, дисциплинарной, уголовной и т. д.
Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но и в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если, например, по его вине испорчена или уничтожена вещь. Именно такую ответственность следует воспитывать с детства: нужно не наказывать или грозить наказанием за порчу вещей, а сделать так, чтобы ребенок сам видел вред, который он нанес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности.
Формирование ответственности тесно связано с воспитанием гражданственности, ибо гражданственность — это, прежде всего ответственность, долг — та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу.
Обязанности, т. е. то, что подлежит безусловному исполнению, различаются в зависимости от выполняемых ролевых функций: служебных, семейных, общественных, гражданских и т. п. Виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность не только за что-то, но и перед кем-то, за кого-то, т. е. обнажают общественную ее сущность, раскрывают социальность и тем самым степень включенности личности в систему общественных отношений.
Таким образом, быть ответственным — это прежде всего признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей.
Социальная ответственность
Право — не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений.
При оценке личности основную роль играют ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.
Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения.
Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии