Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Социально-экономические отношения  регулируются нормами права.

Взаимоотношения между людьми, их образ жизни, стиль поведения  регулируются нормами культуры, морали.

На основе социальных норм происходит подразделение поведения  на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение.

Поведение — система поступков, направленных на социально значимые объекты.

Социальные нормы — требования общественного сознания, процесс их освоения личностью определяется индивидуальным сознанием. Отражение норм общественного сознания в индивидуальном сознании само по себе не предопределяет поведения личности. Нормы должны быть приняты к повседневной реализации, т.е. трансформированы в личностные нормы.

Присвоение личностью социальных норм называется интернализацией. Присвоение социальных норм, их включение во внутренний мир личности — это не процесс уподобления внешним образцам, а процесс структурирования сознания личности. Социальные нормы в широком смысле слова формируют индивидуальное сознание, организуют его структуру. Интернализованные социальные нормы становятся регуляторами личностного поведения. Но они регулируют поведение не непосредственно, а через соответствующую организацию сознания. Как структурные факторы социальные нормы выступают в роли селективных образований, в роли регуляторов системы личностных смыслов и оценок.

В тех случаях, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности, поведение человека приобретает асоциальный характер.

Принятая личностью нормативная  система определяет всю мотивационную, смыслообразующую сферу поведения  человека.

На отклоняющееся, девиантное, а  тем более на антисоциальное поведение  общество реагирует соответствующей  системой воздействий.

Меры социального воздействия для реализации социальных требований называются социальным контролем.

Социальный контроль — это система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения, подчинение личности нормам группы.

Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция — это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным – морально-этические. Но социализированный человек обычно сам руководствуется нормами социальных групп – происходит интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то эти нормы не противостоят ему как ограничители его свободы. Подлинно свободным является лишь тот, кто хорошо выполняет свои социальные обязанности.

2. Правосознание  и правоисполнительное поведение

Одной из форм общесоциальной регуляции  поведения людей является правовая регуляция.

Правовая регуляция — это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Правовые нормы вырабатываются и утверждаются специальными государственными органами законодательным путем, их соблюдение обеспечивается государственной властью. Нормы права кодифицируются в словесных конструкциях и объективируются в нормативных актах. После утверждения законодательными органами эти нормы становятся законом, обязательным для всех членов общества, официальных органов и организаций. Система правовых норм — самая действенная система социальных норм, гак как все члены общества обязаны ее знать и соблюдать.

Овладение способами поведения, соответствующими нормам права, является правовой социализацией личности.

Правовая социализация личности —  это включение в ценностно-нормативную  систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Эта ценностно-нормативная  система составляет основу правосознания  индивида.

Правосознание — система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.

Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех  социальных ценностей, которые находят  свое официальное закрепление в праве.

Правосознание подразделяется на: общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием, но они имеют и ряд особенностей.

Индивидуальное правосознание отличается качественно различными уровнями своего развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется в  согласовании конкретной право-значимой деятельности с эмпирически представляемыми  нормами правомерного поведения. Более  высокие уровни правосознания проявляются при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых институтов и правового статуса человека в данном обществе.

Высший уровень правосознания  характеризуется совокупностью  взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.

В правосознании различаются три  взаимосвязанные стороны: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.

Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.

Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, — это осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах.

Мотив поведения — это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.

Регулятивная функция правосознания  связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

Правомерное поведение — это поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат существенным интересам общества, выраженным в правовых нормах.

Регулятивная сторона правосознания  связана с интересами и волей  как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании).

Правосознание людей является субъективной базой реализации права.

Регулятивная сторона правосознания  — это проявление правосознания в действии, в правомерном поведении. При этом особую роль играют социальные установки участников правоотношений, стереотипы поведения, сфера подсознания. Правосознание, сопутствующее индивидуальному поведению, не есть просто результат позитивного права. В его основе лежит нечто большее, во многом даже предшествующее праву, мы имеем в виду такие выходящие за рамки юридических традиций и опыта факторы, как моральные и нравственные установки.

Законоисполнительное поведение — поведение социально адаптированное, т. е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности.

Наивысшей формой социальной адаптации  является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.

В большинстве случаев люди руководствуются не действующей правовой нормой, а своими представлениями о ней. Но у социализированной личности расхождение между действительной нормой и представлением о ней, как правило, незначительно.

3. Сознание, ответственность,

правотворчество и правосознание

Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.

Психология правопослушного поведения  исследует внутреннюю структуру  и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании  с факторами внешней среды  обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.

Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга  перед обществом, понимание необходимости  соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

Уважение к праву лежит в  самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.

Поведение каждого индивида в условиях внутриролевого конфликта зависит  как от факторов объективного порядка (основных характеристик, свойств ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых является социально обусловленное истолкование человеком конкретного смысла и значения объективных требований. Причем именно субъективное истолкование непосредственно предрешает акт соответствующего поведения.

При формировании сознания человек  реализует свое отношение к:

  • материальному миру вещей и явлений;
  • другим членам общества;
  • самому себе как личности и члену общества.

Аналогичные этапы можно выявить и в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его компоненты:

  • материальный мир приобретает качество принадлежности (частная, личная и государственная собственность);
  • другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;
  • личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.

Виды ответственности можно классифицировать главным образом по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, например: родительской, административной, материальной, дисциплинарной, уголовной и т. д.

Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но и в том, что человек и  без наказания чувствует себя неловко, если, например, по его вине испорчена или уничтожена вещь. Именно такую ответственность следует воспитывать с детства: нужно не наказывать или грозить наказанием за порчу вещей, а сделать так, чтобы ребенок сам видел вред, который он нанес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности.

Формирование ответственности  тесно связано с воспитанием  гражданственности, ибо гражданственность  — это, прежде всего ответственность, долг — та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу.

Обязанности, т. е. то, что подлежит безусловному исполнению, различаются в зависимости от выполняемых ролевых функций: служебных, семейных, общественных, гражданских и т. п. Виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность не только за что-то, но и перед кем-то, за кого-то, т. е. обнажают общественную ее сущность, раскрывают социальность и тем самым степень включенности личности в систему общественных отношений.

Таким образом, быть ответственным — это прежде всего признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей.

Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в  своем поведении принятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые  обязанности и готовность дать отчет  за свои действия.

Право — не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений.

При оценке личности основную роль играют ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.

Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения.

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии