Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер — смотря под каким углом зрения его рассматривать.

В историческом плане к  одной из наиболее ранних относится  известная типология древнегреческого врача Гиппократа, который делил  всех людей по темпераменту на следующие  четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, жёлчи, различных гормональных выделений и т.п. в жизнедеятельности организма классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется в учебной, научно-популярной литературе.

Следующая попытка вывести  психологическую типологию была предпринята в начале 20-х гг. прошлого века немецким врачом-психиатром, психологом Э. Кречмером. Ученый обратил внимание, что два наиболее распространенных психических заболевания — шизофрения и маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдаются у людей с определенным типом телосложения: пикническим, астеническим и атлетическим. Причем эти морфологические типы ученый видел и в популяции психически здоровых людей.

Первая в России классификация  личности была предложена Л.Ф. Лазурским. Он полагал, что классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии», его психической активности.

Главным принципом, положенным в основу созданной им классификации  личностных типов на две большие  группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими.

Экзопсихические проявления личности по своему содержанию определяются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т.е. отражают систему отношений личности к окружающему миру.

Также широко известна типологическая модель личности, в основу которой  было положено учение И.П. Павлова о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

Психологическая структура личности. Первым к разработке структуры личности подошел СЛ. Рубинштейн, который в 1940 г. писал о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности». В последующем в теорию личности большой вклад внесли известные психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н.Леонтьев, В.П. Мясищев, К.К. Платонов и др.

Наибольший интерес для  изучающих юридическую психологию может представлять близкая к приведенным выше взглядам концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности, в виде ее четырех составных компонентов или подструктур.

Подструктура направленности. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов.

Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе формирования двигательных навыков, и т.п. 
Успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется способностей человека. Большую роль в приобретении знаний, опыта играют направленность личности, мотивация.

Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических познавательных процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления.

Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Она определяется половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями нервной системы индивида и зависит от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

 

 

3. Темперамент.  Характер.

Темперамент — это относительно устойчивая характеристика человека со стороны динамики, тонуса и уравновешенности его психической деятельности. Течение психической жизни у разных людей различно. Одни впечатлительны, быстро и легко откликаются на внешние воздействия. Другие — медленно и с трудом, они вялы и апатичны. Одним присуща порывистость, другим — размеренность, рассудительность. Все это связано с темпераментом человека.

Научное объяснение природы темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем  учении о типах высшей нервной  деятельности. Он установил, что особенность  высшей нервной деятельности определяется различными соотношениями возбуждения и торможения, происходящими в коре головного мозга, и характеризуется:

  • силой, зависящей от работоспособности нервных клеток;
  • подвижностью, т. е. их способностью быстро сменять друг друга;
  • равновесием между ними.

Эти свойства нервных процессов, проявляясь и сочетаясь по-разному у разных людей, образуют определенный тип нервной деятельности или нервной системы. Людей с сильной нервной системой делят на две группы. У одних возбуждение преобладает над торможением, и потому они слишком возбудимы, «безудержны», у вторых — процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии. Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на «живых» (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами). В результате такого деления получились следующие четыре типа высшей нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:

  • сильный, неуравновешенный, подвижный («безудержный») тип, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением, – холерическому;
  • сильный, уравновешенный, подвижный («живой») тип, отличающийся подвижностью процессов возбуждения и торможения, т. е. быстрой сменяемостью их, — сангвиническому;
  • сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») тип, характеризующийся малой подвижностью процессов возбуждения, их медленной сменяемостью — флегматическому;
  • слабый, неуравновешенный, инертный тип, характеризующийся слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов, — меланхолическому.

Знание типологических особенностей нервной системы человека позволяет следователю анализировать достоверность показаний с учетом не только индивидуальности восприятия, но и поведения допрашиваемого, обусловленного его темпераментом.

По темпераменту следователь может  составить представление об уравновешенности или неуравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, о степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности их деятельности, о степени замкнутости или общительности.

Темперамент сказывается на динамике протекания у человека эмоциональных, мыслительных и волевых процессов.

Можно предположить, что недобросовестный свидетель, потерпевший, подозреваемый  и обвиняемый, обладающий сильной  нервной системой, труднее поддастся  тактическим воздействиям следователя, что имеет немаловажное значение в установлении очередности их допроса, в выборе индивидуального подхода.

Черты темперамента, определяемые подвижностью, инертностью нервных процессов, обнаруживаются в легкой приспособляемости человека к изменяющимся условиям, в быстром переключении и распространении внимания и т. д.

Чтобы обеспечить индивидуальный подход к допрашиваемому и дать правильную оценку его показаниям, следователю  важно знать не только темперамент  допрашиваемого, по также то, как проявятся его черты характера, т. е. те индивидуальные особенности личности, которые складываются под влиянием среды и воспитания и обнаруживаются в типичных обстоятельствах. Характер выражается в поведении, волевой активности человека, в его отношении к окружающему миру, к самому себе, в сильных и слабых качествах личности. Темперамент проявляется не изолированно, а как одна из составляющих характера. Нервно-физиологической основой характера, так же как и темперамента, является тип нервной системы.

Эйфорично-беззаботный тип личности, в процессе формирования которого средовые влияния преломляются сквозь призму сангвинического темперамента, характеризуется эйфоричностыо переживаний, живостью характера, веселым нравом, беззаботностью, легкомыслием, доходящим до ветрености, активным стремлением уйти от жизненных трудностей, общительностью без навязчивости, отходчивостью, широтой диапазона общения, высокой степенью приспособляемости, выраженной направленностью на внешний мир, отсутствием склонности к ситуации риска.

Аффективно-взрывчатые люди (обладатели холерического темперамента) неуживчивы, неотходчивы, задиристы, строптивы, склонны к риску, постоянно раскованны, аффективны до взрывчатости, внутренне автономны, неуемны в желаниях. Капризны, подвержены «смысловому барьеру» и фрустрации в агрессивном варианте.

Невозмутимо-незлобивые люди (темперамент — флегматический) пассивно-коммуникативны, рассудительны, терпимы к людям, эмоционально-уравновешены и непробиваемы в условиях конфликта, покладисты, незлобивы, нрава угрюмого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. Правовая социализация личности.

Правосознание и правоисполнительное поведение

 

1. Правовая социализация личности

Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.

Социализация личности — формирование у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества, овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения в данной социальной среде. В широком смысле слова социализация личности — это овладение ею культурой общества.

В результате систематического повторения социально положительных форм поведения  формируются поведенческие навыки и привычки. 
При этом поведение в значительной мере начинает осуществляться на подсознательном уровне. Привычки, шаблоны поведения формируются в наиболее часто встречающихся, типичных ситуациях социального взаимодействия, в которых соответствующее поведение социально одобряется или порицается.

Ценность — значение, придаваемое социальной общностью различным явлениям. Наиболее важные, базовые ценностные представления определяют всю жизнедеятельность группы и входящих в нее личностей.

Социальные условия, потребности  общества выражаются в интересах общества. В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально положительное, или как асоциальное, или как антисоциальное. Регуляция поведения людей в соответствии с интересами общества и определенных социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

Социальная норма — предписание общепринятой формы, способа поведения в социально значимых ситуациях.

Социальные нормы формируются  как в микро- и макрогруппах, так и в обществе в целом. Общественные и макрогрупновые нормы обусловлены общественно-историческими условиями, они являются средством включения человека в сложившуюся социальную структуру общества. Благодаря социальным нормам формируется, поддерживается и воспроизводится тип взаимодействия людей данной социальной общности.

Нормы социальной группы — обобщенные требования к поведению членов группы.

Различаются нормы обыденного сознания и нормы, закрепленные в кодексах. Наряду с вербальными нормами существуют и образные нормы (таковыми являются, например, нормы этикета, моды и т.д.).

В различных сферах общественных отношений  социальные нормы имеют свою специфику. Различаются нормы моральные, политические, правовые, культурные, этические.

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии