Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

 

 

    1. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации

 

В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершеннолетних правонарушителей значительно отличалась от той, которая характерна для подростков, обладающих аналогичными социально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).

Для правонарушителей характерны связи  с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто  такие межличностные связи принимают  антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже достаточно деморализованных подростков.

Недостаток внимания со стороны  взрослых — не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив — стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Выделяют три уровня общения:

  • дефиниция — простое восприятие информации на уровне коммуникативного хобби, при котором у подростка не меняется отношение к окружающему и оно не сопровождается эмоциональными реакциями;
  • идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отождествляя себя с партнером, то есть принимая на себя его «роль», слушающий усваивает, хотя и частично, систему его отношений к другим людям, к происходящим событиям и явлениям, новую для него систему ценностей;
  • эмпатия (сопереживание) — когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Ясно, что эмоциональное участие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подросток стремится к самому эмоционально насыщенному уровню общения (уровень эмпатии) вследствие чувства одиночества, которое, как отмечают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрасте.

Основными механизмами эмпатического  общения являются проекция и интроекция.

Проекция в межличностных отношениях означает приписывание своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям.

Интроекция — противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, побуждений, переживаний и чувств других людей. Посредством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю картину личностных особенностей и психических состояний других людей (партнеров но общению).

Но, несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах тем не менее позволяет  удовлетворить следующие потребности  в:

  • безопасности (защищенности);
  • снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;
  • понимании, сочувствии, сопереживании;
  • дружбе (в ощущении своей нужности другому);
  • самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;
  • положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);
  • утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретение социального статуса);
  • получении новой информации;
  • достижении эмоционального комфорта.

При неблагоприятных социальных условиях досуговые подростковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.

На первом этапе негативного  развития группы связи ребят в  ней неглубоки, случайны, группы аморфны, признанного вожака нет. Членами  такой группы являются «трудные»  подростки, которым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничество).

На втором этапе, если группа сохраняется, она стабилизируется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Негативное отношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, лучшим ученикам, в целом к школе. Члены таких групп уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правонарушения — кражи, хулиганские действия.

На третьем этапе деформации группа начинает жить по своим узкогрупповым  нормам, оправдывающим асоциальное  поведение. Лидером группы в большинстве  случаев становится лицо, отбывшее наказание. Происходит окончательный  разрыв со школой; девиантное поведение  перерастает в преступное (хищения, грабежи, злостное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким образом, группа перерастает в криминогенную.

Если подросток «застревает» в  такой группе надолго, то негативные последствия дефектов правовой социализации могут стать необратимыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 4. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Требования, предъявляемые к его личности

 

    1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

 

Коренные изменения общественно-экономических  отношений в стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в повышении качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, в укреплении в целом судебной власти в стране выдвинули на одно из приоритетных мест задачу научной разработки и практической реализации на современном уровне кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения.

Для успешного решения всех этих задач, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное, научно обоснованное описание, т.е., по существу, создать ее профессиограмму. Следует определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике, личности юриста, к его психофизиологическим качествам, которые должны составить содержание 
психограммы юриста с определением четких критериев его профессионально-психологической пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.

Данное обстоятельство формирует  установку строго придерживаться правовых норм, воздействующую на поведение, направленность личности юриста. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, особенно сотрудников правоохранительных органов, их ответственности перед обществом, нормативности поведения. Данное интегративное свойство рассматривается в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности юриста.

Особенно велика роль развитого  правосознания, стремления юриста к  соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска.

Ситуация получения (приобретения) юристом каких – либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка,когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занимающим какое-либо ответственное должностное положение. Вынужденной расплатой, требуемой с юриста за предоставленные услуги, могут стать советы, раскрывающие профессиональную тайну, отказ от объективного, непредвзятого подхода к разрешению того или иного вопроса (дела).

Ситуация, провоцирующая  взятку. Существуют различные способы, в том числе и в завуалированной форме, передачи взятки. Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действиям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр.  Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом, его поведение может быть истолковано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служебные действия как действительно заслуживающие особой «благодарности».

Ситуация посещения всевозможного рода заведений сомнительного характера, где легче всего оказаться жертвой провокации, вовлеченным в какой-либо конфликт, организованный в целях дискредитации юриста, тем более занимающего руководящее ответственное служебное положение.

Ситуация допроса  свидетеля (потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен. Необходимо помнить, что в подобных случаях также возможны провокационные действия со стороны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя (дознавателя), попытки построить отношения с ним на личной основе и таким путем в последующем оказать на него давление или даже опорочить его.

Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, ресторане и т.п., когда «случайность» заранее организуется лицами, заинтересованными установить неформальные отношения с юристом или попросту дискредитировать его.

Фактор риска, обусловленный обещаниями юриста, занимающим должностное положение, адвоката, даже из самых благих побуждений, тем более, если нет полной гарантии в том, что они будут выполнены. Нередко подобным обещаниям заинтересованными лицами придается выгодная для себя интерпретация. Такие случаи используются ими при составлении всевозможных клеветнических жалоб в качестве подтверждения «злоупотреблений» по службе представителя правоохранительного органа, для распространения всевозможных инсинуаций.

Властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий нередко существенно затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Поэтому предоставление должностным лицам правоохранительных органов соответствующих полномочий предполагает и разумное их использование в рамках закона с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

Известно, что малейшее отступление  от требований закона при использовании  служебных полномочий должностным  лицом может привести к тяжелым  последствиям, причинить моральный вред, нравственные страдания человеку, его близким, отрицательно повлиять на авторитет и репутацию среди окружающих, сформировать негативное мнение о таком представителе власти.

Принятие решений в подобного  рода ситуациях конфликтного характера с использованием в соответствии с законом и собственной совестью властных полномочий требует от юриста — сотрудника правоохранительных органов не только глубоких профессиональных знаний, высокого уровня профессиональной компетентности, но и особых личностных качеств: аналитического склада ума, способности прогнозировать последствия своих решений, эмоционально-волевой устойчивости, справедливого, уважительного отношения к людям, нормативности собственного поведения.

Экстремальный характер правоохранительной деятельности. 
Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы.

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических, функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Поэтому юристы, особенно те, которые  служат в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качество одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Творческий, нестандартный  характер профессионального труда юристов. Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, требующими творческого подхода к их разрешению, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому ему необходимы не только сугубо профессиональные правовые, но и специальные знания из различных областей пауки, техники, культуры и т.д., развитый интеллект. Л сколь безграничны в познавательном отношении сфера межличностного общения с различными участниками уголовного, гражданского судопроизводства, сам процесс познания людей, какое бесконечное сочетание всевозможных характеров, взглядов, поступков!

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии