Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

Интерактивная сторона общения. В процессе общения происходит не только обмен информацией, взаимное восприятие сторон, но и организуется взаимодействие людей, происходит своеобразный «обмен действиями» па вербальном либо невербальном уровне.

Особенно наглядно процесс такого взаимодействия людей можно увидеть, используя так называемый трансакционный анализ, позволяющий на простейшем уровне рассматривать действия участников общения во время диалога с позиций, которые занимает каждый из них в различных коммуникативных ситуациях, прибегая к различным стилям ролевого обращения друг к другу.

Обычно в ходе общения каждый коммуникативный стимул 
вербального или невербального характера влечет за собой ответную 
коммуникативную реакцию.

В социальной психологии описываются  следующие основные типы взаимодействия людей в коммуникативных процессах — это отношения кооперации и конкуренции.

Отношения кооперации всегда предполагают координацию совместных усилий, включенность всех участников в процесс взаимодействия на пути к достижению поставленной цели.

Отношения конкуренции представляют собой конфликтный тип отношений участников взаимодействия, преследующих различные цели. Конфликты подразделяют на деструктивные и продуктивные.

Деструктивные конфликты приводят к полному рассогласованию сотрудничества, формируя негативные установки у их участников по отношению друг к другу.

В продуктивном конфликте при различных целях и позициях, противоположных взглядах (как и в деструктивном конфликте) на проблему у участников взаимодействия в то же время сохраняется потребность найти совместные взаимоприемлемые подходы и способы разрешения конфликта, и, что особенно важно, в нем отсутствует посягательство на личность, статусно-ролевое положение партнера по диалогу. То есть продуктивный конфликт содержит в себе начала кооперативного взаимодействия.

 

3. Установление  психологического контакта

Коммуникативная ситуация делового знакомства (первоначальный этап установления психологического контакта). По времени данная ситуация самая непродолжительная. Но она включает в себя целый ряд очень важных подготовительных действий, направленных на взаимную демонстрацию партнерами своего социального статуса, своих социальных ролей, уважительного отношения друг к другу.

Сам процесс непосредственного  общения, установления психологического контакта начинается с так называемой контактной фазы, т.е. с момента, когда посетитель входит в служебный кабинет юриста и представляется ему. С этого момента начинают действовать следующие элементарные правила поведения: вежливость в обращении, естественность и достоинство собственного поведения, такт.

В определенной мере начало диалога  будет зависеть от того, явился посетитель по вызову или он пришел по собственной инициативе, не поставив заранее в известность о своем визите.

Таким образом, в ситуации делового знакомства во время контактной фазы необходимо продемонстрировать своему партнеру уважение, доброжелательность, свое желание выслушать, понять его позицию и оказать ему необходимую правовую помощь.

Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя. Умение слушать — важнейшее качество, свидетельствующее о коммуникативной компетентности юриста. Готовясь к приему посетителя, следует заранее создать необходимые условия, которые бы не отвлекали его внимание.

Поэтому в подобного рода коммуникативных  ситуациях наиболее распространено так называемое нерефлексивное слушание, т.е. выслушивание посетителя без анализа (рефлексии), без вмешательства со стороны, предоставляющее ему полную возможность выговориться.

Высшим проявлением умения слушать, является эмпатическое слушание, своего рода «вчувствование», понимание посетителя, его проблем, его внутреннего мира, переживаний «не умом, а сердцем». Это так называемый тип сопереживающего, сочувствующего отношения к посетителю, который обратился со своей бедой к юристу. Особенно восприимчивы к такому отношению к себе лица, страдающие различными неврозами, эмоционально-чувствительные, перенесшие тяжелый стресс, а также женщины, дети.

Коммуникативные ситуации выхода из общения (ситуации завершения диалога). Не следует недооценивать значения ситуации, завершающей служебный диалог. Во-первых, она не только закрепляет в сознании человека мнение о том, кто его принимал, но и нередко формирует его отношение к правоохранительным органам в целом. И, во вторых, ситуация выхода из общения в значительной мере влияет на последующие коммуникативные процессы, если диалог с данным лицом планируется продолжить.

Нередко непосредственно самому акту прощания предшествует определенная подготовка, своеобразная переходная фаза, во время  которой юрист подводит посетителя к необходимости завершать разговор, прибегая к употреблению различного рода нейтральных фраз:

- Очень хорошо, кажется, сегодня  мы выяснили почти все вопросы…  К сожалению, не могу Вас  более задерживать… и т.п.

Ситуации прощания нередко сопутствуют  выражение удовлетворения по поводу состоявшегося знакомства, слова благодарности в адрес лица, выполнившего свой гражданский долг, заявившего о случаях нарушения законности и т.п.

 

Лекция 6. Психология следователя и следственной деятельности

 

1. Психологические особенности личности следователя

 

Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное следствие.

Задачами предварительного следствия являются:

Цель следственной деятельности — установление истины но уголовному делу, которая достигается в процессе познавательно-удостоверительной деятельности следователя.

Деятельность следователя характеризуется  следующими особенностями:

Повышенная психическая напряженность  работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и качествам его психики.

К нервно-психическим качествам, значимым в профессии следователя, следует отнести:

·  сенситивность— повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;

·  эмоциональную устойчивость;

·  пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях;

·  резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям;

·  толерантность — устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Среди личностных качеств следователя  первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.

Интеллектуальные качества следователя должны отвечать требованиям развитого практического ума. Особенностью практического ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

К основным профессионально-психологическим  качествам следователя необходимо отнести:

Честность следователя — это прежде всего объективное и справедливое отношение ко всем участникам уголовного процесса, без предвзятости, обвинительного уклона, непримиримость ко лжи и несправедливости, субъективизму и произволу.

 

2. Познавательно-удовлетворительная  деятельность следователя

 

Деятельность следователя направлена не только на установление истины по делу, но и на ее удостоверение.

Удостоверить — значит сделать достойным веры, превратить истину «для себя» в истину «для всех», сделать ее верифицируемой, то есть проверяемой.

Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступления — восстановление криминальных событий по их прямым и косвенным признакам.

Раскрытие преступления по его признакам, следам — глубоко психологизированный  процесс знакового, опосредованного отражения действительности. Люди издревле научились видеть в одних явлениях следы других предшествовавших событий. На протяжении многих веков формировалась способность людей к тонким наблюдениям, опосредованным актам мышления.

Исследуя «психические источники» доказательств, анализируя показания, следователь должен оценить эти показания, определить их истинность. В отличие от материальных следов психические следы не стабильны, они подвижны, изменчивы, фрагментарны, имеют тенденцию к «стиранию». Функционирование психических образов зависит от индивидуальных особенностей человека, его психических состояний, целей, установок и последующих психических наслоений.

Следователь должен учитывать, что  люди воспринимают события субъективно — под влиянием личностной и ситуативной апперцепции, личностных особенностей реконструкции материала в процессе его сохранения и воспроизведения.

Следственное познание — познание доказательственно-верифицируемое: оно характеризуется проверяемостью всех выводов следователя. Развиваясь на базе вероятностно-информационного моделирования, следственное познание имеет целью получение достоверного знания о расследуемом событии.

Существенное звено в познавательно-поисковой  деятельности следователя — проверка доказательств, установление согласуемости совокупности доказательств, критический анализ сведений о фактической стороне дела.    .

Факт — объективно существующая реальность.

Достоверность — свойство знаний о факте. Достоверными и недостоверными могут быть не факты, а только сведения о них. Поэтому нельзя говорить о «степени достоверности доказательств» или «о степени достоверности источника» доказательств. Они могут быть только достоверными или недостоверными. Достоверность — полная доказанность факта.

Достоверность выводов  следствия и суда — правильное, соответствующее действительности отражение события преступления, виновности конкретного лица в совершении преступления, места, времени способов и мотивов преступления.

Доказательства — фактические данные (сведения) об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела, полученные и закрепленные в материалах дела в установленном законом порядке.

Для каждого вида доказательств  закон устанавливает свои правила их получения и закрепления. Нарушение этих правил ведет к утрате сведениями их доказательственного значения.

Доказательства делятся  на вещественные и личные(исходящие от людей), на прямые (непосредственно устанавливающие какое-либо обстоятельство) и косвенные (устанавливающие только промежуточный факт), на непосредственные и производные 
(копии следов, показания с чужих слов и др.).

Объектами оценки должны быть все доказательства, образующие состав преступления, все тактические и технические средства получения доказательств. Никакие вероятностные методы не могут лежать в основе итоговых следственных и судебных решений.

Процесс расследования преступлений подразделяется на четыре этапа: подготовительный, первоначальный, основной и заключительный. На каждом этапе расследования решаются свои задачи, осуществляются свои познавательно-поисковые циклы.

Так, на подготовительном этапе совершаются  проверочные действия, возбуждается уголовное дело.

На первоначальном этапе  расследования факты, выявленные в ходе проверочных действий, получают процессуальное закрепление, выявляется исходная информация, требуемая для дальнейшего развернутого доказательственного процесса, ориентировочно устанавливается тип возникшей следственной ситуации, осуществляется вероятностное моделирование расследуемого события — выдвигается обоснованная версия.

На основном этапе  расследования создается вся необходимая для полного, объективного и всестороннего расследования доказательственная база. С этой целью: проверяется выдвинутая версия, изыскиваются и реализуются возможности получения новой информации как из ранее известных, так и из новых источников информации. При этом широко используются современные возможности криминалистической техники и экспертизы.

Развитие следствия — развитие информационной сети, способной охватить все юридически релевантные стороны расследуемого события. Следственное познание переходит от фактов-последствий к фактам-первопричинам.

Основной этап расследования завершается  получением системы доказательств, полностью подтверждающих следственную версию, установлением всех обстоятельств, входящих в предмет доказания. Наличие каких-либо противоречий или неясностей свидетельствует о незавершенности данного этапа.

Па заключительном этане  осуществляются необходимые процессуальные действия по завершению производства по делу, которое передается на утверждение прокурору, а затем в суд.

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии