Предмет, методы и структура юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций

Описание работы

Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.

Работа содержит 1 файл

Предмет юридической психологии, ее цели и задачи.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

·  допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров и т.д.

Процессуальный порядок  профессионального общения юристов предусмотрен также и при выполнении соответствующих процедур принудительного исполнения исполнительных документов, при совершении нотариальных действий юристами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, которые в случае отказа в совершении нотариальных действий должны в определенной форме изложить причины отказа, разъяснить заинтересованному липу порядок обжалования, а также имеют право допрашивать свидетелей.

Говоря о психологических особенностях профессионального общения юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные, но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления уважительного отношения к окружающим людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста. В социальной психологии в структуре общения выделяются три составные части:

· коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

· перцептивная сторона, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания;

· интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

2. Общие социально-психологические  закономерности профессионального  общения

В ходе профессиональной деятельности юристам независимо от их специализации  постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Поэтому знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Психологический (эмоциональный) контакт включает наиболее общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений.

Говоря об этих закономерностях, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).

Социальная роль — это фиксация определенного положения, занимаемого конкретным человеком в системе общественных отношений.

В свою очередь, та или иная социальная роль формирует у окружающих в отношении ее носителя, наделенного определенными правами и обязанностями, систему ролевых ожиданий, которые реализуются в конкретных коммуникативных ситуациях.

Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что неизбежно негативным образом отражается на всем ходе последующего развития межличностных отношений, рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

Кроме того, на ролевые отношения  сторон с присущим каждому партнеру индивидуальным стилем исполнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей.

Социальный статус — это положение, авторитет человека в обществе, в той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.

Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая с приобретением профессионального опыта формируется у юриста.

Установка доминировать может  проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, имеющих также достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку.

Таким лицам далеко небезразлична  коммуникативная ситуация, в которой  юрист обращает внимание на их упущения в работе, нарушения законодательства и т.п.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с се богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь — важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Язык, речь, мышление тесно связаны с деятельностью людей в процессе их общения между собой. Если язык есть объективное явление в жизни общества, отражающее исторические ценности, накопленные многими поколениями, то речь представляет собой процесс использования языка в общении между людьми.

В речи выражаются социально-психологические  особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.

В психологии различают  внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внутренняя речь занимает промежуточное положение между замыслом и развернутой устной речью и носит свернутый характер. Это «речь для себя» в отличие от внешней «речи для других». Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Наибольшее распространение имеет устная диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного, административного, гражданского судопроизводств, с различными должностными, иными лицами. Диалогическое взаимодействие направлено, прежде всего, на взаимное ознакомление сторон с занятой позицией, на выяснение отношения к различным явлениям, событиям, людям и т.д. Содержательной стороной диалога является обмен мнениями. Особенно велика роль диалога во время допроса.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она заранее готовится.

Как и диалогическая, монологическая речь сопровождается невербальными, жестово-мимическими, интонационными сигналами. Однако их употребление носит более сдержанный характер, особенно если монологическая речь протекает в форме доклада, лекции, выступления в суде. Такую форму монологической речи иногда называют эпической речью. К ней прибегают в ходе судебных прений, при произнесении речей обвинителем, защитником, подсудимым.

Помимо эпической существует и  так называемая драматизирующая монологическая речь, которая носит более живой, более экспрессивный характер. Ей в большей мере сопутствуют жестикуляция, мимика. В грамматическом и стилистическом отношении такая речь менее подготовлена. Нередко подобная монологическая речь возникает во время допроса после предложения свидетелю рассказать об известных ему обстоятельствах по делу. В последующем с постановкой вопросов свидетелю монологическая речь может снова вернуться в русло диалога.

Еще одной разновидностью внешней  речи является письменная речь — наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В связи с существующей четкой регламентацией составления процессуальных документов можно встретить термин «протокольный язык» (протокольный стиль изложения). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты. К протокольному стилю изложения предъявляются определенные требования: использование однозначных терминов, исключающих их произвольное толкование; употребление точных и сжатых формулировок, определенных фразеологических оборотов, определений; краткое попятное изложение материала.

Аналогичное искажающее воздействие  на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, — явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому совершенно обоснованны рекомендации следователю ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

Свои особенности имеет речевое  поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. Уголовный жаргон — это условный язык со своей лексикой и фразеологией, особая словесная система, базирующаяся на фонетике и грамматике общенационального языка, но имеющая свои существенные диалектные и социально-групповые различия. Это язык различных преступных сообществ, отражающий специфику субкультуры преступной среды, степень ее организованности и профессионализации.

Особенности речевого поведения  юриста. Эти особенности непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Составной частью общего этикета является речевой этикет, под которым понимаются «национально-специфические правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений».

В подобных случаях широко используются так называемые тематические группы речевого этикета, нацеленные на создание положительного психологического микроклимата, поддержание взаимной направленности общающихся сторон.

Существенную роль в системе  средств невербального общения играют: позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга. Например, небольшой наклон корпуса во время диалога в сторону собеседника, легкие кивки головой свидетельствуют о внимании, заинтересованности в поддержании разговора, располагают к беседе. В таких случаях участник разговора всем своим внешним видом как бы показывает: «я весь внимание».

Считается, что интимную зону общения составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие.

Личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми.

Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона общения радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при общении с людьми, которых мы мало знаем, во время деловой встречи, в подчеркнуто официальной обстановке, при приеме посетителей.

И, наконец, общественная зона общения радиусом от 4 м и более, соблюдаемая по время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией слушателей и т.п.

Перцептивная сторона  общения. В процессе общения между участниками происходит активное взаимное восприятие сторон. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему.

Важное значение в процессе взаимного восприятия сторон во время общения имеет рефлексия — процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов.

Эффект ореола состоит в том, что под влиянием заранее распространяемой и односторонне поданной информации (дезинформации) происходит приписывание субъекту определенных черт, которых у него нет и которые заслоняют его подлинные качества. На этой основе создается новый, искаженный образ, играющий роль своеобразного «ореола», мешающего видеть за ним действительные черты человека.

Первое впечатление  о человеке в социальной психологии рассматривается в качестве сложного психологического феномена, включающего в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. На формирование первого впечатления о человеке влияют следующие факторы:

·  особенности его внешнего облика и поведения;

·  ситуация, тот социальный фон, на котором воспринимается данный субъект;

·  субъективный фактор, т.е. наши личностные качества, психический склад, отношение к различным сторонам действительности.

Тесную связь с первым впечатлением имеет эффект новизны, который наблюдается в ситуациях, когда последняя информация о человеке оказывается наиболее значимой и поэтому лучше запоминается (по аналогии с «эффектом края» при запоминании).

Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии