Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций
Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.
3. Психологические аспекты юридической ответственности
Ответственность — необходимость подчинения поведения человека социальным требованиям.
Юридическая ответственность — обязанность гражданина подчинять свое поведение социальным нормам, получившим статус юридического закона. Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем закона и государством в лице его правомочных представителей.
Целью юридической ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и исправительное воздействие на личность правонарушителя.
Юридическая ответственность реализуется на основе ряда принципов: законности, обоснованности, справедливости, целесообразности, неотвратимости и милосердия. Все эти принципы имеют свои психологические аспекты.
Законным основанием возникновения
юридической ответственности
Вина —причастность личности (личностных психических качеств) к противоправному деянию и его последствиям.
Наличие вины может быть и при отсутствии в структуре деяния осознанных мотивов. Необходимо освобождать следователей и судей от бесплодных поисков мотивов в тех деяниях, которые сами по себе не содержат осознанных мотивов.
Лекция 7. Психология допроса
1. Общие социально-психологические условия проведения допроса
Допрос в ходе предварительного следствия (в суде) является наиболее распространенным видом процессуального общения. С социально-психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидность профессионального общения, характеризующаяся целым рядом психологических особенностей, обусловленных особым порядком его проведения, процессуальным положением участвующих в нем лиц, их отношением к расследуемому преступлению.
В зависимости от коммуникативной ситуации различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения условно всех допрашиваемых независимо от их процессуального положения можно разделить на три основные категории лиц:
· заинтересованных в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающих своими показаниями помощь правоохранительным органам по делу;
· безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов, к самой возможности давать показания;
· незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто, и вследствие этого активно противодействующих усилиям правоохранительных органов.
Получение информации о
личности допрашиваемого, его индивидуально-
Среди различных индивидуально-психол
Вызов свидетеля (потерпевшего) па допрос. Согласно законодательству свидетель, потерпевший вызываются на допрос повесткой. Основанием для принятия подобного решения может служить предположение следователя о том, что субъект может располагать важной для дела информацией. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации, определяющий необходимость его безотлагательного вызова.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что свидетель может явиться на допрос с адвокатом для оказания юридической помощи, который во время допроса не вправе задавать вопросы, комментировать ответы свидетеля.
Пространственная организация общения во время допроса. Предварительный выбор следователем пространственных форм общения с допрашиваемым зависит от характера отношений (конфликтные, бесконфликтные) и от тактического замысла.
Объективно общая
Пространственная организация общения, когда следователь позволяет себе проводить допрос какого-либо должностного лица в кабинете последнего, в психологическом отношении является неблагоприятной для следователя, поскольку в подобных ситуациях допрашиваемый сохраняет за собой внешние признаки статусного доминирования, что может косвенно влиять па поведение допрашиваемого, на ход и результаты допроса. Поэтому, какое бы высокое положение по службе ни занимал субъект, допрос его целесообразно проводить в кабинете следователя.
Общение, непосредственно предшествующее допросу. В законе четко не разграничиваются стадии процессуального общения. Однако в нем совершенно определенно указывается, что должен сделать следователь с момента явки к нему свидетеля до начала допроса.
В соответствии с законодательными актами следует, что собственно допросу предшествует довольно непродолжительная стадия профессионального общения, во время которой следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права, предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ от дачи показаний.
Данная ситуация профессионального общения, обусловленная необходимостью «удостовериться в личности свидетеля», по времени примерно соответствует распространенной в обществе ситуации знакомства, которая согласно существующему речевому этикету предоставляет возможность участникам встречи, представив себя друг другу, установить необходимые коммуникативные контакты.
Допустимая в обращении замена фамилии свидетеля на его имя-отчество лишний раз подчеркнет уважительное отношение следователя к нему, особенно если это человек более старший по возрасту. Недооценка этих общепринятых норм и правил поведения, в которых зафиксирован социальный опыт многих поколений людей, малейший отход от них всегда чутко фиксируются в коммуникативных процессах и существенно влияют на взаимопонимание и поддержание психологического контакта.
2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации
Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации во многом зависят от желания свидетеля, его мотивации оказать помощь правоохранительным органам в раскрытии преступления.
Однако не следует забывать, что с точки зрения психологии свободный рассказ всегда содержит меньший процент ошибок, чем диалог в форме «вопрос — ответ» и т.д., поскольку любой вопрос в той или иной мере может оказывать внушающее воздействие на свидетеля.
При допросе свидетеля, стремящегося наиболее точно изложить обстоятельства дела, особое внимание обращается на выяснение особенностей восприятия им различных объектов окружающей действительности, чтобы можно было объективно оценить достоверность его показаний, условия, в которых он воспринимал события, воздействие посторонних факторов на его рецепторы, взаимодействие различных ощущений, закономерностей восприятия, влияние жизненного, профессионального опыта допрашиваемого на процессы восприятия, памяти, возможность искажения воспринимаемых явлений и другие факторы.
Чтобы более эффективно оказывать помощь свидетелю в воспроизведении различных подробностей, следует обращать внимание на то, какие виды памяти (образная, эмоциональная, словесно-логическая) у него более развиты, и в зависимости от этого соответствующим образом после его свободного рассказа формулировать вопросы, активизируя у него тот или иной вид памяти. Вопросы, которые ставятся перед свидетелем могут быть дополняющие, уточняющие (детализирующие), напоминающие и др.
Недопустимо задавать свидетелю так называемые негативные вопросы, которые могут создать у него отрицательную оценочную установку в отношении лица или события, которыми следователь интересуется, оказывая при этом внушающее воздействие на него со стороны следователя. Эффекту внушающего воздействия помимо формы вопроса, интонации, с которой он был задан, могут способствовать и другие факторы.
Необходимо также учитывать закономерности памяти в виде отсроченного воспроизведения (реминисценции), различные отрицательные факторы, разрушающим образом воздействующие на мнемические процессы. Поэтому, завершая допрос, можно обратиться к свидетелю со следующими словами:
— Николай Петрович, спасибо за Ваш подробный рассказ. Ничего, что некоторые обстоятельства Вы забыли. Если Вам станет известно что-либо дополнительно или Вы вспомните что-то еще, прошу Вас — позвоните мне или прямо заходите к нам в прокуратуру…
Психологические особенности допроса, обусловленные безразличным отношением свидетеля к деятельности правоохранительных органов. Такие лица, не желая лгать, вводить органы следствия в заблуждение, в то же время не хотят и оказывать им помощь, занимая, по существу, позицию стороннего наблюдателя. Пассивное поведение таких лиц на допросе прежде всего объясняется низким уровнем правосознания, опасениями за свою безопасность, за безопасность своих близких, боязнью испортить отношения с теми, кто интересует правоохранительные органы. И тем не менее при психологически правильном подходе можно избежать конфликтных отношений с такими лицами и в конце концов побудить их дать развернутые показания.
Эффективным методом психологического воздействия на таких лиц в подобных ситуациях является метод убеждения.
Необходимо помнить, что в подобных ситуациях человек расскажет об интересующих следователя событиях и его участниках только тогда, когда у него под влиянием общения со следователем будет сформирована соответствующая мотивация к этому. В противном случае никакое убеждение (тем более при отсутствии доказательств) не поможет.
Психологические особенности допроса потерпевшего.
В большинстве случаев допрос потерпевшего проходит в бесконфликтной ситуации, поскольку человек, пострадавший от преступления, чаще всего заинтересован оказывать помощь правоохранительным органам, тем более, когда он видит, что работники этих органов активно защищают его права и законные интересы.
Потерпевший, подвергшийся преступному нападению, длительное время может испытывать состояние психической напряженности, которое искажающим образом воздействует на процессы восприятия, памяти, мышления, что, в свою очередь, отрицательно влияет на полноту и достоверность его показаний. Нельзя также не учитывать и того, что сама ситуация допроса, актуализирующая в сознании потерпевшего обстоятельства преступления, в значительной мере обостряет его и без того сильные переживания.
Общение с потерпевшими ставит перед следователем задачу снять у них состояние избыточной психической напряженности, отвлечь, насколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, переключить внимание на другие, личностно более важные жизненные обстоятельства.
3. Психологические
особенности допроса в
Мотивы ложных показаний. Мотивами сообщения допрашиваемым ложных сведений нередко являются:
· боязнь оказаться разоблаченным в совершенном преступлении, в каких-либо неблаговидных поступках и получить за это наказание, нравственное осуждение;
· опасение быть отвергнутым личностно значимой для него референтной группой из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»;
· боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за содеянное, желание скрыть интимные стороны жизни;
· явная или скрытая антипатия к следователю и т.п.
У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфантильных мотивами дачи ложных показаний могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонятном на первых порах упрямстве.
Состояние психической напряженности, возникающее при этом, может явиться мощным побудительным фактором, занять доминирующее положение в структуре его мотивационной сферы, определяющей его дальнейшее поведение.
В состоянии психической
Мотивы самооговора. Гораздо труднее разобраться в мотивационной сфере, в поведении допрашиваемого, прибегающего к самооговору. Формированию мотивов самооговора у допрашиваемого могут способствовать состояние безнадежности, своеобразной безысходности, обусловленное утратой человеком веры в справедливость, гуманность правоохранительных органов, законность их деятельности, под влиянием заключения его под стражу в качестве меры пресечения, ареста в связи с задержанием по подозрению в совершении преступления, а также под воздействием той негативной социальной среды, в которой он сразу же оказывается, будучи арестованным.
Однако, оговаривая себя, допрашиваемый может преследовать и сугубо эгоистические, корыстные цели:
Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии