Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:09, отчет по практике
В течение всего периода пройденной практики в организации ООО«Электрострой» мне довелось ознакомиться с работой менеджера ,понять какие задачи решает менеджер ,с какими проблемами сталкивается менеджер, помочь выполнить некоторые задания. В первые дни прохождения практики на предприятии ООО«Электрострой» я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера, прослушала инструктаж по технике безопасности ,а так же по технике пожарной безопасности на данном предприятии.
Необходимо обратить внимание на то, что воздействие на органы чувств должно быть непосредственным, т.е. происходить в момент проявления восприятия. Кроме того, восприятие является познавательным процессом. Именно восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются те образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление и эмоции.
В психологии выделяется два вида классификации восприятия:
По ведущему анализатору — т.е. зрительное, слуховое и т.д.
По объекту, который отражается в восприятии - восприятие величины и формы, восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства.
В основе выделения типов восприятия лежит первая классификация, т.е. типы восприятия различаются в зависимости от анализаторов (органов чувств), которые их обеспечивают (табл.1).
Таблица 1 - Основные типы восприятия
Тип восприятия |
Анализатор (орган чувств) |
Зрение |
Глаза |
Слух |
Уши |
Осязание |
Кожа |
Обоняние |
Нос |
Вкус |
Язык |
Существуют также, так называемые, сложные типы восприятия, — когда одинаково интенсивно воспринимают несколько анализаторов.
Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три — зрение, слух или осязание. Это связано с тем, что потеря одного из этих типов восприятия сделает человека инвалидом, его жизнедеятельность окажется неполноценной. Тогда как нарушение вкуса или обоняния не приводит к таким глобальным последствиям. Скажем, к примеру, у человека с хроническим насморком обоняние притупляется, но это не дает нам право говорить о нем как об инвалиде. Интересным фактом также является то, что при потере одного из ведущих типов восприятия, организм перераспределяет свои внутренние ресурсы, и, у оставшихся типов восприятия раздвигаются пороги чувствительности, — слепой человек может по вибрации воздуха определить присутствие рядом другого человека, а глухой мгновенно считывает информацию с губ собеседника. Итак, ведущими типами восприятия могут быть зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Это заложено в каждом из нас от рождения и является индивидуально-типологических свойством нашей личности.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Как видно из определения, в памяти можно выделить четыре основных процесса. Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им.
Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти то есть в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с личностными особенностями: привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и так далее.
Индивидуальные различия
в памяти проявляются также в
том, что у одних людей более
продуктивно закрепляется образный
материал (предметы, изображения, звуки,
цвета и т.п.), у других – словесный
материал (понятия, мысли, числа и
т.п.), у третьих – не замечается
явного преимущества в запоминании
определенного материала. В связи
с этим в психологии различают
следующие типы памяти: наглядно-образный,
словесно-абстрактный и
Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают следующие типы памяти: двигательную, зрительную, слуховую и др. В чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречаются смешанный тип памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой (слухо-моторный). Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности.
Память как познавательный
процесс обеспечивает целостность
и развитие личности. Память изменяется
с возрастом и поддается
Мышление — это опосредованное отражение окружающей действительности. Опосредованно, словом и прошлым опытом человека. Мышление это обобщенное отражение окружающей действительности, т.е. отражает существенные признаки, особенности, связи окружающего мира. Соединив два этих постулата, мы получим завершенное определение:
Мышление — это опосредованное
и обобщенное отражение окружающей
действительности в ее существенных
связях и отношениях. Будучи неразрывно
связанным с чувственным
Компоненты мышления.
1.Содержательные — содержат
знания. Знания, полученные в результате
чувственного познания, сохраняются
в виде образов. Знания же, полученные
в результате логического
2.Операционные — это система мыслительных операций:
Анализ — разделение целого на части, выделение отдельных признаков. Развитие анализа идет от практически-действенного, когда каждый этап реализуется в практической деятельности человека, до — чувственного (интуитивного). Данное развитие проходит ряд этапов: частичный (преобладает у большинства), комплексный и системный анализ.
Синтез — объединение отдельных элементов. Синтез проходит развитие от простого, суммирующего, до широкого, сложного, который дает качественно новый результат, новые знания о действительности. Анализ — более легкая мыслительная операция, но т.к. анализ и синтез существуют в единстве, то и развиваются, совершенствуются они вместе. Чем глубже анализ, тем полнее синтез.
Сравнение — выявление сходства и различия между понятиями, предметами или явлениями. Часто человек не может провести грамотное сравнение и заменяет его «рядоположением» — сначала выдает информацию об одном предмете (или явлении), а потом о другом. Многие испытывают сложность в сравнение предметов, с которыми нет возможности действовать непосредственно; в сравнение предметов, которые обладают большим количеством признаков. Часто не могут самостоятельно составить план сравнения (по каким основаниям сравнивать).
Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других. В основе этой операции лежит способность выделять общие и существенные признаки. Но даже взрослые часто принимают за существенные яркие, но несущественные признаки. Легче абстрагируются свойства предметов и явлений, чем связи и отношения между ними.
Обобщение — операция объединения по существенным признакам и свойствам. Часто заменяется синтезом, т.е. объединяют предметы не по общим признакам, а по причинно-следственным связям. Развитие обобщения проходит три этапа: сначала практически-действенное, затем образно-понятийное и высший уровень развития — понятийно-образное, т.е. научное.
Классификация — разделение с последующим объединением по каким-то основаниям.
Систематизация, конкретизация
(существует в единстве с обобщением),
осознание собственных
Все операционные компоненты мышления существуют во взаимосвязи. От уровня усвоения мыслительных операций зависит успешность овладения содержательными компонентами мышления! С другой стороны, качественные особенности знаний влияют на возможности формирования мыслительных процессов.
3.Мотивационные — успешность
любой мыслительной
Различные виды мышления развиваются одно за другим в процессе возрастного развития человека. Появление нового стиля мышления автоматически поднимает человека на новую ступень развития.
Предметно-действенное мышление — предполагает опору на конкретные действия с предметами, т.е. мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний (развивается в детском возрасте) вид мышления.
Наглядно-образное мышление — опирается на восприятие и представление, образы. Содержание данной мыслительной задачи основано на образном материале.
Словесно-абстрактное (словесно-логическое) мышление — осуществляется понятиями, лишено непосредственной наглядности, т.е. мыслительная задача решается в вербальной (словесной) форме.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. У каждого человека в определенной мере развиты все виды мышления, но какой-то вид всегда преобладает.
Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное.
И, обратите внимание, в отличие
от мышления, воображение не оперирует
понятиями. Только образы! Как воображение
связано с действительностью? Воображение
— это свойство, характерное только
человеку и возникает только с
возникновением трудовой, познавательной
деятельности. Уже этот факт говорит
о том, что связь между
Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;
Образы вызываются и порождаются
реальными запросами
На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;
Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;
Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.
Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто «витает в облаках», но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.
Приемы воображения, или приемы ассоциирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:
Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.
Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).
Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.
Воображение бывает пассивным и активным.
Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджи (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов. Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.
Активное воображение — это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.
Какое место занимает воображение в структуре личности?
Воображение связано с ощущением и восприятием — они дают основу для преобразований;
Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;
Совместно с мышлением
образует нечто новое, но если мышлению
требуется большая