Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Человеческая сексуальность  считается образованием многомерным  и вариативным, и одной из разновидностей или вариантов человеческой сексуальности является гомосексуальность [Луковицкая Е.Г., 2001].

До середины XX века гомосексуальность  считалась «особым поведением», «результатом задержки сексуального развития», «болезнью», «психическим расстройством», приводящим к определенным патологиям личности человека. Людей, имеющих гомосексуальную ориентацию, подвергали различным способам лечения, самым мягким из которых можно назвать психотерапию. Однако к 1970-м годам научные взгляды на это явление претерпели серьезные изменения. Согласно И.С. Кону: ««Американская психиатрическая ассоциация» в 1973 году исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней и с тех пор, несмотря на сильное давление со стороны консерваторов, трижды подтверждала это решение. В 1993 году в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр)» [Кон И.С.,2004, с.4-18].

Современная наука определяет гомосексуальность  как исключительную или преимущественную направленность влечения на лиц своего пола, стремление к эмоциональной и телесной близости с ними [Исаев Д.Д., 2002].

Итак, к настоящему времени  сексуальность перестала рассматриваться  лишь как половое поведение и  понимается более широко, как понятие, включающее в себя различные аспекты: личностный, социальный, культурный, религиозный и исторический.

Понятие гомосексуальности  вышло за рамки психопатологии и  является одним из видов сексуальности, помимо гетеросексуальной, бисексуальной, транссексуальной.

Изучение гомосексуальности в основном проводилось в рамках исследований, посвященных поиску причин гомосексуальности, или социологических исследований в которых изучалась распространенность феномена среди различных популяций людей.

1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации

Среди теорий, аппелирующих к биологическим детерминантам  гомосексуальности, наибольшее распространение получили генетическая и эндокринная теории. В отечественной науке специалистами, занимающимися проблемами сексуального поведения, была предложена неврогенная теория.

Генетическая  теория - генетики предположили существование особого «гена гомосексуальности», в качестве доказательств используя материалы исследования близнецов. Они сравнивали конкордантность («согласованность» - одновременное появление какого-то признака у обоих близнецов) по гомосексуальности у однояйцевых (монозиготных) и у разнояйцевых (дизиготных) близнецов. Полученные в этих исследованиях данные можно охарактеризовать как противоречивые: с одной стороны, они подтвердили наличие генетической предрасположенности к гомосексуальности. С другой стороны, в результате этих исследований было сделано заключение о том, что не все близнецы, имеющие такую предрасположенность, становятся гомосексуальными (даже близнецы, которые воспитывались в одинаковых условиях). Г.Ф. Келли считает, что в данном случае, речь идет о том, что «...определенный уровень наследственности, отмеченный в ходе исследований, указывает на то, что сексуальная ориентация, по крайней мере, отчасти обусловлена генетической информацией передающейся из поколения в поколение» [Келли Г.Ф., 2000, с.540-543].

Гормональная  теория - поиск причин гомосексуальности в нарушении гормонального статуса был связан с взглядами на женщин гомосексуальной ориентации как недостаточно женственных и мужчин как недостаточно мужественных. Согласно М. Бейлькину, эксперименты, проведенные учёными в самых различных модификациях, дали однозначный ответ: факторы, нарушающие стандартную половую дифференцировку нервных центров, ответственных за сексуальное поведение, формируют гомосексуальность. Существуют критические сроки внутриутробного развития, когда, воздействуя на мозг, гормоны определяют половой тип его функционирования на всю жизнь (критический период половой дифференциации мозга зародыша человека - второй триместр беременности его матери, сроки между четвёртым и седьмым месяцами) [Бей- лькин М., 1998]. Среди факторов, нарушающих половую дифференцировку, выделяют: переживание сильного стресса во время беременности и необоснованный прием гормональных препаратов во время беременности.

В противоположность этому  Г.Ф. Келли отмечает, что гормональную природу гомосексуальности опровергает  безуспешность попыток добиться ге- теросексуальности введением  больших доз соответствующих гормонов. Увеличение количества андрогенов в крови приводило лишь к усилению половой возбудимости без какой-либо смены направленности влечения [Келли Г.Ф., 2000].

Отсутствие эффекта при  введении соответствующих гормонов с целью изменения сексуальной ориентации не стало поводом для отказа от идеи влияния нарушения гормонального статуса на появление гомосексуальной ориентации. Нарушения подобного рода в период половой дифференцировки головного мозга зародыша стали рассматриваться как предпосылка для формирования гомосексуальности.

В отечественной науке  медико-биологическим факторам также  отводилась ключевая роль. A.M. Свядощ и Е.М. Деревинская, в поисках причин появления гомосексуальной ориентации предложили неврогенную теорию. Они обнаружили патологическую активность мозга у гомосексуальных женщин - медленные ритмы, чаще тета-ритм, преимущественно в передне-центральных отделах мозга, что, по их мнению, может свидетельствовать о дисфункции (недостаточной зрелости) кортико-таламогипоталамических путей и глубоких структур в области третьего желудочка мозга. Эти нарушения были обнаружены ими у 58% испытуемых. Кроме того, они сообщили, что в анамнезе у этих женщин нередко встречались перенесенные травмы мозга и инфекционные заболевания [Свядощ A.M., Деревинская, Е.М., 1967]. Однако исследователи не указали, насколько отличается по этим параметрам группа обследованных гомосексуальных женщин от контрольной группы обычных женщин. Кроме того, свои исследования они проводили с участием женщин, отбывающих наказания и находящихся в пенитенциарных учреждениях, в связи с чем надежность и ва- лидность исследования можно подвергнуть сомнению.

Что касается влияния гормонов, то тот же A.M. Свядощ и его сотрудники обследовали 22-х гомосексуальных женщин. Контрольную группу составили 16 гетеросексуальных женщин того же возраста. У всех было исследовано суточное выделение с мочой 17-кетостероидов. Учитывая, что при гиперфункции надпочечников резко увеличивается содержание в моче 17-кетостероидов, предполагалось обнаружить у гомосексуальных женщин увеличение их содержания. Однако это предположение не подтвердилось. У обследованных гомосексуальных женщин количество продуктов мужских половых гормонов в моче оказалось не выше, а несколько ниже, чем в контрольной группе гетеросексуальных женщин; таким образом, был сделан вывод о том, что в подавляющим большинстве случаев у гомосексуальных женщин каких-либо эндокринных нарушений не наблюдается [Свядощ A.M., 1998].

Многие отечественные психиатры, сексологи и психологи до сих пор продолжают придерживаться мнения о гомосексуальности как патологии, вызванной различного рода нарушениями, в том числе и связанными с биологической основой человека. Так, например, в Справочнике по сексопатологии, гомосексуальность определяется как «патологическое влечение, возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу» [Сексопатология, 1990, с.435-436].

Модель  нормальной инвариантности также можно отнести к биологи- заторским. Эта теория предполагает, что гомосексуальность является побочным, но вполне закономерным продуктом биологической эволюции, поскольку природа объективно заинтересована в разнообразии и вариативности.

Следующий ряд теорий предлагает считать в качестве детерминант гомосексуальности культурные и социально-психологические факторы.

Психоаналитическая  теория - 3. Фрейд рассматривал гомосексуальность наравне с гетеросексуальностью, определяя ее как один из возможных исходов психосексуального развития ребенка [Фрейд 3., 1989].

Основные положения теории Фрейда о гомосексуальности изложены в его «Очерках по психологии сексуальности» [Фрейд 3., 1905; 2001]. В данной теории говорится  о том что «сексуальный инстинкт», с которым ребенок рождается, «вначале не имеет объекта», и что влечение может оказаться направленным на любой объект или вид деятельности, доставляющий младенцу физическое удовольствие. Сексуальный инстинкт «находит сексуальный объект» только в результате длительного процесса психосексуального развития. Более того, полиморфизм первоначального инстинкта приводит как к постепенному фокусированию на одной подгруппе из множества сексуальных объектов, так и к постепенному вытеснению в область бессознательного остальных объектов.

Несмотря на попытки  вывести гомосексуальность из поля «патологии», Фрейд все же считал ее результатом задержки сексуального развития, поскольку она не является формой «зрелой», то есть «репродуктивной сексуальности», являющейся итогом нормального психосексуального развития. В дальнейшем он предложил некоторые варианты сценариев психосексуального развития, приводящие к формированию гомосексуальности. По мнению С. Бем, каждый из этих сценариев, так или иначе, включает в себя комплекс маскулинности в отношении женщин и бессознательную и непреодолимую фиксацию на матери для мужчин [Бем С., 2004, с. 135].

Комплекс маскулинности  заключается в отказе девушки  от своей женственности и создается, как правило, такой семейной обстановкой, когда главенствует властный, саркастический, критично настроенный отец. Чувствуя неприязнь отца, девушка утрачивает чувство самосознания, что и определяет ее маскулинизацию. Развитие мышц выражает ее потребность быть сильной независимой и несексуальной [Лоуэн А., 1998, стр.123-145].

Последователи 3. Фрейда [Хорни  К., Салливан Г., Томпсон К., Кардинер Э. и Овсей Л. и др.] внесли в  содержание его теории существенные поправки: во-первых, они отвергли его  предположение о том, что гомосексуальность  и ге- теросексуальность представляют собой производные от более ранней бисексуальности. По их мнению, лишь гетеросексуальный выбор является естественным, однако наличие определенной психологической травмы или невротического конфликта может заблокировать его. Во-вторых, ими была отвергнута идея о том, что гомосексуальность формируется на стадии разрешения Эдипова конфликта. Вместо этого, было выдвинуто утверждение, согласно которому, гомосексуальный выбор является задержкой развития на преэдиповой (оральной) стадии, в связи с тем, что именно на этой стадии у ребенка закладываются основы самосознания, и задержка в развитии именно на этом этапе объясняет, почему у гомосексуальных людей настолько неразвито и нестабильно их «эго». В-третьих, отказавшись от рассмотрения сексуального инстинкта в качестве первоосновы мотивации человека, заменив его на социальные факторы и межличностные отношения, среди которых наибольшим значением наделяются власть и зависимость, гомосексуальность стала выступать как симптом невротического конфликта несексуальной природы, появившегося вследствие определенных паттернов воспитания [Бем С., 2004].

41 i

Клинические исследования в русле данной теории в некоторых  случаях действительно выявили  определенные паттерны семейных отношений, приведшие к развитию гомосексуальности. Но верно также и то, что многие люди гомосексуальной ориентации не попадали под характеристики этих моделей. То есть у многих женщин и мужчин гомосексуальной ориентации не было эмоционального отчуждения в отношениях с отцом, их отец не был властным, саркастичным и критично настроенным, а мать не была слабой и зависимой или очень авторитарной. В то же время, множество гетеросексуальных людей росли в семьях, где преобладал именно такой паттерн семейных отношений. В итоге исследователи пришли к выводу о том, что в некоторых случаях гомосексуальность действительно может быть связана с эмоциональными отношениями между родителем и ребенком. Однако никакое отдельное явление семейной жизни все же не может быть выделено как «решающее для последующего гомосексуального или гетеросексуального развития» [Bell А.Р., 1981, р.190].

Кондиционная (условнорефлекторная) теория - сторонники этой теории рассматривают все формы гомосексуальности как приобретенные, возникшие под влиянием внешних воздействий. Процесс формирования сексуальной ориентации, согласно этой теории, сводится к вырабатыванию в раннем возрасте психологических условных рефлексов в сочетании с положительным или отрицательным подкреплением за определенное поведение. «Совершенно несомненно, - писал П.Б. Ганнушкин, - что, как правило, у большинства людей до наступления половой зрелости, половое влечение отличается большой неустойчивостью, особенно в отношении цели и объекта влечения. Случайные впечатления, соблазны со стороны товарищей, наконец, прямое совращение...., фиксируют ту форму удовлетворения полового влечения..., в которой они испытывали свои первые, наиболее яркие половые переживания. Повторение создает привычку, а общение с другими гомосексуалистами приводит к односторонней сектантской установке к лицам другого пола; параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают» [цит. по Свядощ A.M., 1991, с.96]. В соответствии с этой теорией, фиксации полового влечения на представителях своего пола может способствовать ранняя половая возбудимость и склонность к образованию очень прочных условно- рефлекторных связей, даже при однократном сочетании. Впервые в жизни вызванное представителем своего пола переживание оргазма может привести к инверсии полового влечения. Удачный сексуальный контакт с гомосексуальным партнером может стать основой для фантазий во время мастурбирования, и, если мастурбирование закончилось оргазмом, такая фантазия также становится положительным подкреплением.

По мнению Ш. Берн, эта теория слишком упрощенно подходит к исследуемой проблеме, рассматривая лишь ее внешнюю сторону [Берн Ш., 2001].

Исследования показали, что гомосексуальные контакты детей  со сверстниками, если они имеют игровую форму или являются заместительными (например, в закрытых школьных учреждениях с разделением по полу) большей частью преходящи [Кон И.С., 1990].

Теория  «разочарования» - в этой теории отражается распространенное в обществе представление о том, что гомосексуальность - вынужденная альтернатива для тех, кто не смог наладить удовлетворительные гетеросексуальные отношения.

Вопреки этим представлениям Белл и его коллеги обнаружили, что женщины и мужчины различной сексуальной ориентации в целом с одинаковой частотой ходили на свидания в период обучения в средней школе. Однако, опрошенные представители гомосексуальной ориентации действительно были склонны воспринимать эти свидания иначе, чем гетеросексуальные люди. Испытуемые реже сообщали, что они получали удовольствие от свиданий с партнером противоположного пола. Анализ полученной информации показал, что гомосексуальная ориентация не является отражением недостатка гетеросексуального опыта или следствием неудачных попыток установить гетеросексуальные отношения [Bell А.Р., 1981].

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации