Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

«Знание о том, что гомосексуальность  неприемлема, ставит гомосексуального человека перед очень тяжелым выбором: признаваться перед людьми в своей «инаковости» или скрывать ее. Признание может повлечь за собой стрессы, напряженность в отношениях с близкими, разрыв с ними, потерю работы. Утаивание собственной гомосексуальности связано с не меньшими усилиями и стрессом. Обстановка секретности вызывает ощущение того, что скрывается важная часть собственного Я, что не дает возможности налаживать с людьми доверительные личные отношения» [Cain R., 1991, р.67-73].

Согласно Д. Дэйвису и  Ч. Нилу, весьма распространенной реакцией на негативное отношение общества к людям гомосексуальной ориентации становится интернализация этого отношения людьми гомосексуальной ориентации, проявляющаяся в негативном отношении к себе и заниженной самооценке. Это, в свою очередь, может приводить к формированию у них выраженных психологических защит, которые, с одной стороны, защищают от стресса, с другой стороны, ведут к отчуждению человека от самого себя.

Марголис пишет о восьми основных формах проявления психологических  защит, источником которых является негативное восприятие собственной  гомосексуальности:

  • Страх отчуждения - для собственной защиты имитируется гетеросексуальное поведение.
  • Ощущение дискомфорта, вызванное тем, что окружающие могут догадаться о наличии гомосексуальной ориентации.
  • Пренебрежительное отношение ко всем гетеросексуальным людям.
  • Ощущение своего превосходства над гетеросексуальными людьми.
  • Формирование представлений о том, что люди гомосексуальной ориентации ничем не отличаются от гетеросексуальных людей - выражается в игнорировании гомосексуального сообщества и субкультуры.
  • Отрицательное отношение к воспитанию детей однополыми родителями.
  • Проявление интереса к недоступным людям.
  • Непродолжительные отношения - Марголис с соавторами характеризуют непродолжительные отношения «как предполагающие меньшую ответственность за гомосексуальное поведение, поскольку совместная жизнь у женщин и мужчин гомосексуальной ориентации связана с большим социальным риском и стигматизацией, чем случайные партнерские отношения» [Ма^оНв гЛ а1, 1987, р.232].

И.С. Кон в своей работе «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви» приводит данные исследования распространенности среди голландских гомосексуальных женщин и мужчин эмоциональных расстройств, тревожности и наркотической зависимости. Эти исследования показали, что гомосексуальные мужчины значительно чаще прибегают к алкоголю и лекарственным средствам как способу снять эмоциональное напряжение, по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, и как следствие, до трёти гомосексуальных мужчин обнаруживает алкогольную зависимость. Гомосексуальные женщины, по сравнению с гетеросексуальными женщинами, сильнее подвержены депрессии и также имеют более высокий процент алкогольной и наркотической зависимости [Кон И.С., 1998].

Койл также обнаружил  более высокий процент депрессий, самодеструктивного поведения и суицидов среди гомосексуальных женщин и мужчин, по сравнению с гетеросексуальными [Соу1е А., 1993].

В качестве еще одного источника  появления психологических проблем  у людей гомосексуальной ориентации, исследователи выделяют внутренние конфликты, обусловленные тем, что гомосексуальные люди, при осознании своей сексуальной ориентации отличающейся от большинства, становятся перед выбором - либо соответствовать имеющимся в обществе социальным нормам, правилам, обычаям и традициям, базирующимся на гетеросексуальной культуре, либо противопоставлять себя им, конструируя при этом для себя новые правила и нормы, ролевые модели. В последнем случае это сопряжено с большими трудностями, поскольку, как уже говорилось, общество строится на гетеросексуальной культуре и гетеросексуальных ценностях, и в нем отсутствуют модели социального устройства, на которые люди гомосексуальной ориентации могли бы опираться.

По мнению С. Бем, Д. Батлер, Ш. Берн и И.С. Кону, зачастую процесс осознания  и переживания своей нестандартной сексуальности сопряжен с особыми проблемами и конфликтами, в связи с тем, что весь процесс социализации основан на гетеросексуальных ценностях [Батлер Д., 2000; Кон И.С.; 1998, Берн Ш., 2001; Бем С., 2004].

Томпсон считает, что когда человек осознает себя гомосексуальным и понимает, в каком конфликте с идеалами общества он оказывается, это приводит к серьезной фрустрации [Thompson С.А., 1992, р. 12].

Согласно исследованиям  Кааса, у женщин гомосексуальной  ориентации осознание своей гомосексуальности ведет к пересмотру своих прежних идеалов, ценностей и ожиданий относительно будущего [Caas V.S., 1990].

По мнению Д.Д. Исаева, осознание  и признание своей сексуальной  ориентации каждый гомосексуальный мужчина или женщина начинает с того, что пытается построить приемлемый образ себя из самых различных доступных ему «кусочков», извлеченных из собственного опыта [Исаев Д.Д., 1994].

Уайт считает, что сама сущность гомосексуальных людей  заставляет их изобретать себя. Как  только человек понимает что он гомосексуален, - он должен выбрать для себя все, начиная от походки, одежды и манеры разговаривать и заканчивая тем, где жить, с кем и на каких условиях [White Е., 1980]. ' >

Мы можем предположить, что гомосексуальные люди, осознавая  свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, переживают определенную кризисную ситуацию, обусловленную влиянием внешних причин, прежде всего негативного отношения общества к гомосексуальности, и внутренних причин. Под внутренними причинами, мы понимаем пересмотр имеющихся ценностей, идеалов, представлений о себе и о своем поведении, своих ожиданий на будущее, иначе говоря, переосмысление своего Я.

Наше предположение основывается на том, что, по мнению большинства авторов, человек переживает ситуацию как  кризисную тогда, когда меняется социальная ситуация развития личности, появляется необходимость сменить роли, которые человеку приходится играть, изменить круг лиц, включенных во взаимодействие с ним, изменяется спектр решаемых проблем и возможностей принятия решения, образ жизни в целом. В результате происходят существенные изменения в образе Я человека [Карцева Т.Б., 1989]; потеря старой и обретение новой идентичности [Эриксон Э., 1996]; перестройка личностных смыслов [Манзур Е.С., 1983; Михеева И.Н., 1991]; при этом могут включаться защитные механизмы [Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А., 1979; Зейгарник Б.В., 1981], личностью производится внутренняя работа по смыслопорождению [Василюк Ф.Е., 1984], пересмотр ценностей, которые следует продолжать отстаивать и от которых можно отказаться [Василюк Ф.Е., 1984; Кравченко JI.C., 1987; Поршнев Б.Ф., 1967], выбор иных, непривычных способов поведения [Анцыферова Л.И., 1990; Загрузина Т.Д., 1982].

К сожалению, исследований, в которых были бы осуществлены попытки  непосредственно изучить, каким образом гомосексуальные мужчины и женщины преодолевают внутриличностные конфликты, формируют и поддерживают положительное отношение к себе, выстраивают новую иерархию ценностей, конструируют новые ролевые модели, какие механизмы психологической защиты включаются при этом, нам обнаружить не удалось. Однако мы полагаем, что приведенные ниже исследования психологических особенностей мужчин и женщин гомосексуальной ориентации в той или иной мере отражают результат этого процесса.

Исследования особенностей личности мужчин и женщин гомосексуальной ориентации

Согласно Д. Дэйвису и  Ч. Нилу, для представителей сексуальных  меньшинств характерна высокая степень независимости от традиционных социальных ограничений. Они больше доверяют личным, а не социальным авторитетам [Дэйвис Д., и Нил Ч., 2001].

Исследование Н.М. Романовой  и И.С. Куприяновой, обследовавших 53 мужчин гомосексуальной ориентации в возрасте от 17до 43 лет, показало, что грубых изменений психики при нетрадиционной сексуальной направленности не наблюдается. Полученные ими результаты позволили описать типичный портрет мужчины гомосексуальной ориентации: для гомосексуального мужчины характерно позитивное эмоционально-ценностное отношение к себе, выраженный субъективизм восприятия окружающего мира, эмоциональность, впечатлительность, тревожность, импульсивность, стремление быть в центре, внимания. В социальном взаимодействии ему не хватает уравновешенности, в стрессовых ситуациях поведение малопродуктивно, суетливо, дезорганизовано [Романова Н.М., Куприянова И.С., 2000].

Д.Д. Исаев, характеризуя психологические  особенности людей нетрадиционной сексуальной ориентации, говорит о том, что гомосексуальные мужчины отличаются от гетеросексуальных тем, что они более хрупкие, не уверены в себе, более ранимы, теряются в трудных ситуациях, уступчивы, более тревожны. Самооценка у них в два раза ниже, и они в два раза чаще характеризуют свою жизнь как неблагополучную. Сфера сексуальных интересов очень часто занимает главное место в иерархии их ценностей [Исаев Д.Д., 2002].

Исследование 640 мужчин (средний  возраст 23,3 года), добровольно обозначивших себя гомосексуальными, показало, что принципиальное психологическое своеобразие гомосексуальных мужчин заключено не в каких-то особых личностных качествах, а видении себя как отличных «не таких, как все». Исследование также выявило высокую значимость для мужчин «физического Я» [Исаев Д.Д., 2002].

В исследовании ценностных ориентаций у 58 мужчин гомосексуальной  ориентации и у 91 мужчины гетеросексуальной ориентации, в возрасте от 19 до 40 лет, были получены значимые различия, указывающие на то, что в группе гомосексуальных мужчин предпочтение отдается ценностям, имеющим отношение к эмоциональным связям с другими людьми («не быть одиноким», «не быть равнодушным»), а также возможности творческой деятельности. В группе гетеросексуальных мужчин большее предпочтение отдается традиционно мужским ценностям, связанным с когнитивной сферой личности («умение здраво и логично мыслить»), а также с профессиональной деятельностью («необходимость ощущать результаты своего труда, иметь возможность продвижения по службе»). Между мужчинами различной сексуальной ориентации отсутствовала существенная разница в значимости таких терминальных ценностей как здоровье, любовь, интересная работа, успешность в профессиональной деятельности, уверенность в будущем, способность добиваться поставленных целей [Андронов Д.А., 2007].

Т. Шмыгун, в исследовании полоролевой самоидентификации  женщин гомосексуальной ориентации в возрасте от 17 до 40 лет в сравнении с женщинами гетеросексуальной ориентации в возрасте от 19 до 40 лет посредством ассоциативного эксперимента получила следующие результаты: женщины традиционной сексуальной ориентации имеют более дифференцированное представление о мужчинах и женщинах. Только в этой группе выделяются социальные роли мужчин и женщин, тогда как женщины гомосексуальной ориентации их не выделяют вообще, для них характерно выделение обобщенных и размытых атрибутивных признаков того или иного пола. Гетеросексуальные женщины оценивают мужчин и женщин с учетом их положительных и отрицательных качеств, женщины гомосексуальной ориентации оценивают женщин сугубо позитивно, а мужчин сугубо негативно [Шмыгун Т., 2004].

Исследование, проведенное  Д.Д. Исаевым по изучению психологических особенностей женщин гомосексуальной ориентации в возрасте от 18 до 35 лет, позволило обнаружить следующее: у женщин различной сексуальной ориентации сравнительный анализ результатов обследований по методикам «Уровень невротизации» и «Тест самоотношения» В.В. Столина не выявил значимых различий между выборками. Многофакторный опросник Р. Кетелла (16РБ, форма С) показал достоверные отличия только по фактору у гомосексуальных женщин оказались несколько большие показатели по критичности, аналитичности мышления, готовности воспринимать новые не устоявшиеся взгляды.

Данные по семантическому и полоролевому дифференциалам позволили  Д.Д. Исаеву предположить, что гомосексуальные  женщины считают себя менее женственными, чем гетеросексуальные женщины, а также считают себя более уверенными в себе. По их мнению, они больше стремятся к лидерству, больше помогают другим, меньше плачут, меньше любят детей, более спокойны в критической ситуации, независимы, меньше волнуются по незначительным поводам, считают себя более спортивными, испытывают чувство превосходства, не имеют трудностей в принятии решений, спокойны, практичны и более совестливы, чем большинство женщин. Исследование также показало высокую значимость сексуальной сферы для женщин гомосексуальной ориентации.

Принципиальные различия между основной и контрольной  группами были выявлены при анализе «идеального Я»: гомосексуальные женщины в жизненной перспективе больше ориентированы на стеничность, доминантность, самоутверждение, стабильность, выдержанность, то есть на те качества, которые можно было бы назвать, по мнению Д.Д. Исаева, больше соответствующие стереотипам мужественности; гетеросексуальные женщины больше ориентированы на традиционные представления о женственности [Исаев Д.Д., 2005].

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации