Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

61 07-19/788

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Зиновьева Елена Викторовна ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЖЕНЩИН НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

19.00.01 - общая  психология, психология личности, история  психологии

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата психологических  наук

Научный руководитель доктор психологических  наук, профессор Гришина Н.В.

Санкт-Петербург 2007

Содержание

Содержание 2

Введение 4

Глава 1. Проблема исследования Я-концепции

в контексте феномена гомосексуальности 11

§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы

исследования Я-концепции 11

§ 1.2. Я-концепция  как установка на себя 22

§1.3. Основные подходы к  изучению гомосексуальной ориентации 31

  1. Теории формирования гомосексуальной ориентации  36
  2. Исследования психологических особенностей

людей гомосексуальной  ориентации 45

§ 1.4. Выводы 57

Глава 2. Организация и методы исследования,

характеристика выборки 59

§ 2.1 Обоснование  подхода и общая организация  исследования 59

§ 2.2. Краткое  описание методик 63

§ 2.3. Характеристика выборки 78

Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов  Я-концепции и их взаимосвязей у  женщин различной сексуальной ориентации 89

§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента

Я-концепции у женщин различной  сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115

§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной  сексуальной ориентации 119

§ 3.4. Сравнительный  анализ взаимосвязей характеристик  компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126

§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности

Я-концепции женщин гомосексуальной  ориентации 144

Выводы 149

Заключение 152

Список  литературы 154

Приложения 167

Введение

Актуальность  исследования Проблема изучения «Я» человека является одной из центральных в психологии личности и в психологической науке в целом. Несмотря на имеющиеся концептуальные подходы и исследовательские работы в этой области, Я-концепция - ее категориальный статус, структура, роль в динамике психического развития и личностного функционирования, особенности проявления в зависимости от различных социальных и культурных условий жизнедеятельности человека - нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении. В сущности, в психологии до сих пор нет единого мнения относительно того, что такое Я-концепция. В психологической науке существуют несколько подходов к изучению Я-концепции: исследуется отдельно образ Я [Кон И.С., 1981; Раусте фон Рихт, 1982; Лэнг Р., 2003; Налджанян A.A., 1988; Васина Е.З., 1998; Малышева C.B., 2003; Свободный Ф.К., 2003; Бубнова И.С., 2004; Казначеева Н.Б., 2006 и др.] или соотношение образов Я реальное и Я идеальное [Роджерс К., 1999; Мэй Р., 1999; Фромм Э., 1998; Демидов Д.Н., 2000 и др.]; самооценка [Бороздина Л.В., 1992; Захарова A.B., 1992; Тульчинский М.М., 1996; Семенова Л.Э., 1999; Сабельникова Н.В., 2000; Симоненко И.А., 2000; Сляднев A.A., 2000; Зинова Т.В., 2002; Куненков С.А., 2004 и др.] и самоотношение [Пантилеев С.Р., 1989; Сарждвеладзе С.И., 1989; Гульянова H.A., 2001; Климоктова Т.А., 2003; Любимова О.М., 2004; Фонталова Н.С., 2004 и др.]. Можно отметить, что особенно слабо изучен поведенческий компонент Я- концепции. Дальнейшая разработка категории Я-концепции требует перехода от исследования отдельных составных элементов к изучению ее как целостной модели, в интеграции всех структурно-содержательных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Причем изучение Я-концепции как целостной модели не должно сводиться к простой регистрации представлений о себе, отношения к себе и особенностей поведения у человека, но выявлять ее функциональное значение для организации его жизненного мира. Одним из способов изучения значения Я-концепции для человека является ее исследование у людей, переживающих сложные жизненные ситуации, например, такие как, переезд на постоянное место жительства в другую страну, частичная или полная потеря работоспособности, наличие сложного заболевания и т.д. В данном контексте, богатым материалом может выступать исследование Я- концепции у лиц гомосексуальной ориентации, как людей переживающих определенную кризисную ситуацию в связи с нетрадиционностью своей сексуальности. Переживание кризисной ситуации, характерное для большинства представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, обусловлено рядом причин. С одной стороны, эти причины можно обозначить как «внешние», связанные с настороженным, а зачастую и негативным отношением общества к этим людям, что входит в противоречие с одной из базовых потребностей человека - потребностью в позитивном отношении со стороны других. С другой стороны, люди гомосексуальной ориентации, осознавая тот факт, что их сексуальность принципиально иная по сравнению с большинством, сталкиваются с необходимостью сформировать новые представления о себе, пересмотреть имеющуюся систему ценностей, выстроить новую систему отношений с социальной средой, - что можно рассматривать как «внутренние» причины. Переживание этих сложностей «внутреннего» и «внешнего» характера нередко сопровождается различного рода психологическими проблемами, связанными с принятием себя, с расхождением между желаемым и действительным, с использованием неэффективных стратегий поведения. Известно, что представители гомосексуальной ориентации входят в группу риска лиц, склонных к суициду.

В то же время важно отметить, что психологических исследований, посвященных изучению личностных особенностей людей нетрадиционной сексуальной ориентации крайне мало, и в этих работах остается много неисследованных вопросов и противоречий. Еще меньше работ, посвященных женщинам гомосексуальной ориентации. Имеющийся дефицит исследований в данной области, затрудняет разработку и реализацию эффективных программ психологической помощи людям гомосексуальной ориентации. Таким образом, теоретическая актуальность нашего исследования определяется слабой изученностью Я-концепции как целостной модели, позволяющей совместить ее различные области исследования в рамках единой схемы представлений. Практическая актуальность обусловлена необходимостью оказания психологической поддержки этой категории людей на основании знания и понимания их личностных особенностей.

Цель  исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
  2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснованиями и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
  3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
  4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
  5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Объект  исследования: Я-концепция женщин нетрадиционной гомосексуальной и традиционной гетеросексуальной ориентации. В исследовании приняли участие женщины гомо- и гетеросексуальной ориентации в возрасте от 19 до 39 лет, общее количество 100 человек, по 50 человек в каждой группе.

Предмет исследования: содержательные характеристики когнитивного, эмоционального и поведенческих компонентов Я-концепции и особенности их взаимосвязей у женщин нетрадиционной гомосексуальной и женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.

Гипотезы  исследования: 1) Кризисная ситуация, которую переживают женщины нетрадиционной сексуальной ориентации, обуславливает появление специфического содержания Я-концепции и особенности взаимосвязей между ее структурными компонентами. 2) Основы, на которых строится и поддерживается позитивная Я-концепция у женщин нетрадиционной сексуальной ориентации и женщин традиционной сексуальной ориентации, различаются.

Теоретической и методологической основой исследования являются принцип системного подхода в психологии [Ананьев Б.Г., Рубинштейн C.JL, Ганзен В.А.], принцип интерсубъективности и социальности Я, положения отечественной психологии об интериоризации социального опыта [Ананьев Б.Г., Выготский JI.C., Абульханова-Славская К.А. и др.], исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых были осуществлены попытки описать способы, принципы и методы анализа Я-концепции [Чеснокова И.И., Кон И.С., Барышникова И.В., Сталин В.В., Пантелеев С.Р., Иващенко A.B., Агапов B.C., Соколова Е.Т., Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Роджерс К., Берне Р., Эриксон Э., Фрейд 3. и др.], а также тендерные исследования и работы, посвященные изучению сексуальности, гомосексуальности, психологическим особенностям представителей нетрадиционной сексуальной ориентации [Кон И.С., Воронцов Д.В., Исаев Д.Д., Клецина И.С., Куприянова И.С., Келли Г.Ф., Т. де Лауретис, Батлер Д., Берн III., Бем С., Дейвис Д., Нил Ч., Виттиг М. и др.].

Методы  и методики исследования. В работе использовались опросные методы (интервьюирование, анкетирование, личностные опросники); метод контент-анализа и методы математической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SPSS).

Был подобран следующий  психодиагностический инструментарий: методика «Свободное самоописание», методика «Личностный дифференциал», методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, методика исследования самооценки Дембо Т.- Рубинштейн С.Я. (в модификации Прихожан А.Н.), методика «Ценностные ориентации» Шварца Ш., методика исследования личности Айзенка Г. и Вильсона Г., а также авторский опросник, предназначенный для формирования выборки и описания ее основных характеристик.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Наличие сексуальной ориентации, отличающейся от традиционной ориентации большинства, приводит к специфическому содержанию Я- концепции женщин.
    2. Я-концепция женщин гомосексуальной ориентации является менее по- лотипизированной по сравнению с женщинами гетеросексуальной ориентации.
    3. Противоречивые представления о себе, конфликтность образа Я у женщин гомосексуальной ориентации актуализируют работу механизмов психологической защиты, формирующих некритичную привязанность к своему «Я». Существующие противоречия при этом интерпретируются как уникальность «Я» и служат основой для поддержания положительного отношения к себе.
    4. Противоречивые представления о себе и некритичная привязанность к своему образу Я у женщин гомосексуальной ориентации детерминируют трудности самопознания и особенности взаимосвязей компонентов Я-концепции: ведущая роль отводится поведению, которое определяет как содержание образа Я, так и приоритет оценочной подсистемы в эмоциональном компоненте Я- концепции.
    5. Позитивная Я-концепция женщин гомосексуальной ориентации строится и поддерживается на основе противопоставления своего «Я» традиционным мужским и женским тендерным стереотипам.

Научная новизна  и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

  • впервые проведено исследование Я-концепции женщин различной сексуальной ориентации;
  • описана специфика Я-концепции гомосексуальных женщин;
  • выявлена иерархия ценностных ориентаций у женщин различной сексуальной ориентации: у женщин гомосексуальной ориентации преобладают ценности, направленные на достижение самостоятельности, поиск разнообразия, при отвержении ценностей социальной направленности и культурных традиций; у женщин гетеросексуальной ориентации преобладают ценности, связанные с заботой о других, о ближайшем окружении;
  • получены результаты, свидетельствующие о том, что у женщин гомосексуальной ориентации в эмоционально-оценочной системе аффективного компонента Я-концепции ведущая роль отводится оценочной подсистеме, у женщин гетеросексуальной ориентации - эмоционально-ценностной;
  • впервые обнаружены разные детерминанты в Я-концепции личности женщин различной сексуальной ориентации: у женщин гомосексуальной ориентации определяющим является поведенческий компонент Я-концепции, у женщин гетеросексуальной ориентации - когнитивный компонент.

Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением психологических представлений в рамках теории Я-концепции как установочной модели. Описано специфическое соотношение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции. Также данная работа открывает актуальные направления научного поиска, связанного с изучением психологических особенностей женщин гомосексуальной ориентации, а также женщин гетеросексуальной ориентации.

Практическая значимость исследования

  • сформирован комплекс методик, позволяющий выявить специфику содержания когнитивного, эмоционального и поведенческих компонентов Я- концепции;
  • дана характеристика особенностей Я-концепции женщин гомосексуальной и гетеросексуальной ориентации, которая может быть использована в

разработке  программ психологической поддержки  этих категорий женщин;

  • определены основные направления консультативной работы с женщинами гомосексуальной ориентации;
  • материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов и спецкурсов для студентов-психологов, для психологов, сексологов, а также медицинских работников, педагогов и родителей;
  • полученные результаты могут учитываться в практике работы психологических и социальных служб.

Апробация результатов  исследования

Результаты исследования отражены в 4 публикациях, в сообщениях на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003) и на научно- практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2003). Материалы диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ.

Внедрение

Данные диссертационного исследования используются в учебном  процессе подготовки психологов на факультете психологии СПбГУ, внедрены в практику психологической помощи в ряде организаций - Санкт-Петербургский психологический центр «Цапля», НП «ИнтРа».

Структура диссертации

Структура работы отражает логику диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы (163 наименований, в том числе 38 на иностранном языке), приложений. Работа иллюстрирована 13 таблицами, 3 диаграммами, 17 рисунками, 2 схемами.

Глава 1. Проблема исследования Я-концепции в контексте феномена гомосексуальности

§ 1.1. Теоретические  и методологические проблемы исследования Я-концепции

Понятие «Я» широко используется во всех науках, связанных с изучением человека и общества. В научной литературе феномен Я рассматривается как в общетеоретическом плане, в контексте различных теорий личности, так и во многих частных психологических концепциях. Однако проблема описания и изучения «Я» и Я-концепции до сих пор является одной из наиболее сложных и интересных в научной теории и практике.

Пытаясь определить «Я», психологи  соотносят его с такими понятиями  как самосознание [Рубинштейн C.J1., 1946; Чеснокова И.И., 1977; Столин В.В., 1987; Соколова Е.Т.,1989; Медведев В.М., 2001 и др.], самость [Юнг К.Г., 1994; Орлов А.Б., 1995; Olson R., 1999 и др.], идентичность [Эриксон Э., 1996; Антонова И.В., 1996 и др.], образ Я [Кон И.С., 1981 и др.], самооценка [Бороздина JI.B., 1992; Сабельникова Н.В., 2000 и др.], самоотношение [Пантилеев С.Р., 1991; Сарждвеладзе Н.И., 1989 и др.], Я-схемы [Markus H., 1977], расхождение «Я» [Higgins Е., 1987], верификация Я [Swann W., 1985] и т.д.

История развития исследований Я-концепции носила весьма противоречивый характер. Лишь через 60 лет после написания У. Джеймсом главы «Осознание себя (self)» в «Принципах психологии», появились первые систематические исследования «Я». Интерес к «Я» существенно возрос в конце 70-х - начале 80-х годов XX века. За последние примерно 35 лет были выполнены десятки тысяч исследований «Я» и связанных с ним феноменов [Leary M.R. & Tangney J.P., 2003].

Попытки разных авторов  постичь сущность «Я» привели  к многозначности его определений, зависящих от теоретико-методологических и философских ориентаций исследователей. Вследствие этого возник целый ряд проблем, связанных с определением категориального статуса «Я», с концептуализацией «Я» либо в структурных, либо в процессуальных терминах, с поиском детерминант соответствующих структур и процессов «Я» (являются ли они интра- индивидуальными, сосредоточенными внутри личности, или интерсубъективными, производными от межличностного взаимодействия, социальной среды, содержания деятельности), с определением «Я» как единого системного целого или как совокупности элементов, черт, измерений.

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации