Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Содержание Я-концепции  в западной психологии также связано  с методологией научных школ. В бихевиоризме «Я» рассматривается как поведенческая категория: соответственно оно может быть описано только через поведение, действия, поступки человека [Скиннер Б.Ф.]. Психоанализ рассматривает «Я» через мотивационный аспект, основу которого составляют влечения и потребности [Фрейд 3.]. В когнитивной психологии Я-концепция рассматривается как познавательная схема, благодаря которой индивид перерабатывает информацию о себе, организуя ее в особые понятия и образы [Markus Н., Higgins Е.Т.]. Для интеракционизма «Я» - продукт межличностного взаимодействия и коммуникации [Кули Ч., Мид Г.]. В экзистенциальной психологии сущность Я усматривается в процессах самоактуализации, актах творчества [Маслоу А., Олпорт Г.].

Среди западных теорий, которые  наполнили понятие «Я» оригинальным содержанием, мы выделяем теорию У. Джемса, символического интеракционизма Ч. Кули и Г. Мида, теорию эго-идентичности Э. Эриксона и феноменологическую теорию К. Роджерса.

Теория У. Джемса: У. Джемс глобальное, личностное Я (Seif) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-познающее (Г) (эмпирическое Я, поток сознающей мысли) и Я-как-объект (Ме) (итог всего того, что человек может назвать своим). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Подобное различение условно, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого немыслимо. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект [Джемс У., 1991].

Джемс предлагал разделить  анализ «личности» на три части в  отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков вызываемых ими (забота о самом себе и самосохранение). Составные элементы личности могут быть разделены на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность.

Теория  символического интеракционизма опирается на три основные предпосылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во- вторых, эти значения являются продуктом социального взаимодействия. И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и «Другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой совокупное поведение составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Несмотря на то, что теоретически возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго в том, что касается их взаимозависимого отношения [Берне Р., 1986].

В начале-XX века социолог Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе, «идея Я» складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку [Соо1еу С., 1912].

Результаты многочисленных исследований, посвященных изучению зависимости представлений о себе от мнения окружающих, показали, что под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблагоприятных - снижается, причем нередко меняется и оценка тех качеств, которые не подвергались прямой оценке со стороны [Кон И.С., 1984].

Формирование человеческого  «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп и в зависимости от выполняемых личностью ролей было исследовано американским ученым Дж. Г. Мидом.

Опираясь на концепцию  «зеркального Я» Кули, Мид считал, что  становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают выделенные Джемсом Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Содержание Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а также реальные взаимоотношения с другими людьми, совместная деятельность. Содержание / - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего «Я», которая обозначена как Me. Совокупность / и Me образует собственно личностное, или интегральное Я (Self). I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего I, но далее развивается и заканчивается как Me, поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки [Mead G.H., 1934].

Психодинамический подход. Вне рамок классического психоанализа проблема, связанная с изучением Я-концепции, особенно интенсивно разрабатывалась в эго-психологии. Среди работ, посвященных анализу «Я» в этой области, наиболее значимыми признаются работы Э. Эриксона. Проблематика Я- концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой автором как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер которой определяется как особенностями данной культуры, так и возможностями самого индивида. Идентичность возникает у индивида в процессе интеграции его отдельных идентификаций. Эриксон определяет эго-идентичность как «субъективное чувство непрерывной самотождественности» [Erikson Е., 1968; Эриксон Э., 1996].

Согласно Эриксону, идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что  может быть далее использовано как готовый инструмент личности. Формирование идентичности - процесс, характеризующийся динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, - характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. По Эриксону, чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути [Эриксон Э., 1996].

В теории Эриксона описаны  восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой стадии кризисные точки и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Наиболее важным, по Эриксону, является процесс развития эго-идентичности в подростковый период.

Феноменологический подход. Феноменологический подход к пониманию человека исходит из того, как индивид воспринимает самого себя, свои потребности, чувства, ценности, убеждения, каково только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

Центральным понятием феноменологического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: феноменологическое поле или жизненное пространство. Феноменологический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его жизненного пространства, как результат его субъективного восприятия ситуации, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.

Наиболее значимый вклад  в развитие данного подхода внес Карл Роджерс. Основные положения его теории заключаются в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире, Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Я-концепция - это фактически система самовосприятий, которая выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Согласно Роджерсу, вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Эта потребность развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между наличным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе, такой разрыв приводит к попыткам оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Проблема преодоления диссонанса между непосредственным опытом и Я-концепцией связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты.

Особое значение К. Роджерс  придавал аспекту взаимоотношений «Я реального» и «Я идеального»: по его мнению, наличие нереалистического собственного идеала и/или высокая степень расхождения между «Я реальное» и «Я идеальное» может служить причиной для появления внутренних конфликтов [Роджерс К., 1994].

В отечественной психологии основой исследования Я-концепции  являются теоретические подходы, рассматривающие «Я» в рамках: феноменологии «Я» [Дорфман Л.Я., Иващенко A.B., Конюхов Н.И., Москаленко А.Т., Орлов Ю.М., Сержантов В.Ф. и др.]; сознания и самосознания [Абульханова- Славская К.А., Анцыферова Л.И., Галич А.И., Зинченко В.П., Кон И.С.; Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чесноко- ва И.И., Шорохова Е.В.и др.]; философско-психологической концепции человека как субъекта [Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B., Выготский JI.C., Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л. и др]; системы отношений личности [Мясищев В.Н., Деркач A.A., Пантелеев С.Р., Столин В.В. и др.]; смысловых образований личности [Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Петренко В.Ф. и др.].

Согласно И.В. Барышниковой [1999], в диссертации которой («Интегра- тивный подход к исследованиям Я-концепции  личности в отечественной психологии») систематизированы все имеющиеся представления о Я-концепции в отечественной психологии - в качестве основных направлений изучения Я- концепции можно выделить следующие: 1) социально-психологический подход, изучающий следующие аспекты: а) процессуальный, отражающий осознание себя через персонализацию, персонификацию, идентификацию, аттракцию, рефлексию, эмоциональную оценку, определение стратегии изменения своего поведения и поведения Другого; б) интеракционистский, отражающий установление в онтогенезе отношений: «Я - Другой», «Я - Они/Свои, Чужие»; проявляющийся в ситуациях, когда личность осознает себя и действует совместно с Другими; в) регулятивный, осуществляющий коррекцию поведения личности через реализацию функций достижения внутренней согласованности, интерпретации приобретенного опыта, антиципации своего поведения; г) социально-ролевой, проявляющийся во взаимодействии социальных ролей и «Я»; 2) медицинский подход, изучающий «Я» как источник психической активности-пассивности личности; 3) изучение феноменов «Я» и «Я-концепция» с точки зрения терапевтического процесса и психотерапевтического воздействия; 4) возрастной подход, изучающий следующие аспекты «Я»: а) энергетический, обеспечивающий устойчивость психической реальности «Я»; б) интеграционный, изучающий целостность личности; в) функциональный, раскрывающий «Я» в самоутверждении, самоодобрении, самооценке, саморегуляции, самопобуждении, самопринятии; г) оппозиционный, отражающий наличие противоречий между «Я в собственных глазах» и «предполагаемое Я в глазах другого»; д) герменевтический, разъясняющий и описывающий представления о себе, выделяющий различные стадии развития «Я».

На основе анализа теоретических  подходов к Я-концепции в отечественной психологии, И.В. Барышникова выделяет в них общее и специфическое. Общее выражается в том, что Я-концепция рассматривается как система представлений о себе, включающая множественность «Я», обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других. Специфическое во взглядах отечественных психологов на Я-концепцию заключается в том, что она отождествляется со структурой личности, с образом Я, смешивается с понятием «самосознание» [Барышникова И.В., 1999].

Помимо трудностей, связанных с определением категориального статуса Я-концепции и ее методологических оснований, в исследовании Я-концепции можно выделить проблемное поле, связанное с поиском основных детерминант, формирующих содержание Я-концепции: является ли «Я» в основном отражением влияния внешних факторов - социальных ценностей, оценок и суждений других людей и т.д. [Кули Ч., Мид Дж. Г., Markus Н.], или решающую роль в формировании Я-концепции оказывают внутренние условия - связанные с активностью самого индивида, его стремлением к самосовершенствованию [Роджерс К., Маслоу А.].

К настоящему времени, обсуждая проблему формирования Я-концепции, большинство  психологов предлагает учитывать оба  фактора. Считается, что Я- концепция  формируется под воздействием жизненного опыта человека, в котором основную роль играет его взаимодействие с социальной средой. Однако и сама Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, цели, которые человек ставит перед собой, на систему ожиданий по поводу себя и своего будущего, оценку своей эффективности - и тем самым на собственное становление, развитие, деятельность и поведение.

В научной литературе описываются  следующие механизмы формирования Я-концепции:

А) Механизмы идентификации  и интериоризации (как процесса усвоения индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и т.д.).

Одним из основных результатов  работы данных механизмов является формирование индивидом представлений о своей  половой принадлежности. Половая принадлежность [Берн Ш., Бем С., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.] - это первая категория, в которой человек осмысливает собственное «Я». Процесс формирования половой принадлежности включает в себя половую идентификацию (в основном это неосознаваемые процессы) - отождествление себя с ролью другого человека, родителя или его заместителя, и половую типизацию как более осознанный процесс усвоения принятых в обществе норм, ценностей, стереотипов, стандартов поведения, считающихся типичными для роли мужчины или женщины. Психологический механизм развертывания процесса полоти- пизации объяснен психологом Сандрой Бэм в концепции тендерной схемы. Данная концепция опирается на теорию когнитивного развития и теорию социального научения. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию и готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «мужественности-женственности». Ген- дерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается тендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское»-«женское». Внедренная в структуру Я-концепции ребенка тендерная схема начинает «работать» не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его/ее собственного пола и поэтому подходят для организации содержания Я-концепции. Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не по степени выраженности личностных свойств, а по выраженности характеристик присущих тому или иному полу. Одновременно с этим, дети научаются оценивать свою личность по соответствию тендерной схеме (так их воспитывают и приучают родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Тендерная схема становится регулятором поведения [Бем С., 2004.; Клецина И.С., 2003]. Итогом процессов полоролевой идентификации и половой типизации является половая или тендерная идентичность как фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу, осознание себя мужчиной или женщиной [Кон И.С., 1998].

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации