Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

В содержании данных пунктов  в первую очередь обращает на себя внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе - положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. Противоположный полюс связан с сильным желанием изменений, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

Шкала 8: внутренняя конфликтность (15 пунктов).

Содержание данных пунктов  связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного «Я».

Шкала 9: самообвинение (10 пунктов).

В него вошли пункты, связанные  с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.

Методика Шварца Ш. по изучению ценностных ориентации личности.

Методика Ш. Шварца была выбрана нами в качестве психодиагностического инструментария исследования Я-концепции, по нескольким причинам:

  1. Согласно И.С. Кону, изучение целостных моделей Я-концепции предполагает исследование не только ее частных аспектов и компонентов, а также рассмотрение их в системе ценностно-смысловых образований личности (И.С. Кон, 1983).
  2. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций обеспечивает индивиду устойчивость его Я-концепции.
  3. Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценностные ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целе- полагания человека.
  4. По мнению Е.П. Белинской и O.A. Тихомандрицкой, наиболее разработанной на сегодняшний день представляется структура ценностей, предложенная Ш. Шварцем и У. Билски [Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A., 2001].

Согласно В.Н. Карандашеву [Карандашев В.Н., Дмитрук C.B., 2002], в основе методики Ш. Шварца лежат: концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей и концепция Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей.

Шварц исходил из того, что  наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями - это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей.

Типы ценностей, предложенные Шварцем:

  • Власть - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
  • Достижение - личный успех в соответствии с социальным стандартом;
  • Гедонизм - наслаждение или чувственное удовольствие;
  • Стимуляция - волнение и новизна;
  • Самостоятельность - самостоятельность мысли и действия;
  • Универсализм - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
  • Щедрость - сохранение и повышение благополучия близких людей;
  • Традиция - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
  • Конформность - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
  • Безопасность - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными  типами, в которой описывается  концептуальная организация системы  ценностей. Он утверждал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей.

Результаты последующих  исследований подтвердили данное предположение, обнаружив, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения:

Открытость изменениям, включающую ценности самостоятельности  и стимуляции в противоположность  консерватизму, включающему ценности безопасности, конформности и традиций;

Самовозвышение, включающее ценности власти и достижений. В противоположность самотранцендентности, включающей универсализм и доброту.

Гедонизм включает как  элементы открытости к изменениям, так и самовозвышения.

На основе этой теории Шварц  разработал опросник состоящий из 57 ценностей, представляющих каждый из названных ценностных типов. Исследование с использованием этого опросника проводилось в 54 странах в начале 90-х годов. Данные были собраны примерно от 44 тысяч респондентов. На основе проведенного анализа данных Шварц сделал вывод, что 45 ценностей показывают достаточную эквивалентность мотивационного смысла в разных культурах. Таким образом, это исследование позволило разработать валидизирован- ный для разных культур инструмент для измерения ценностей.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов  и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень более  стабилен и отражает представления  человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень более  зависим от внешней среды и  соотносится с конкретными поступками человека.

Соответственно опросник Шварца по изучению ценностей личности состоит из двух частей, отличающихся процедурой исследования. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении; вторая часть («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. Различие показателей по типам ценностей в этих двух разделах опросника отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой  два списка слов, характеризующих в совокупности 57 ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности, во втором списке содержатся инструментальные ценности (см. Приложение 6).

Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности. Используется шкала от -1 до 7, чем выше балл, тем более важна ценность.

Во второй части опросника («Профиль личности») приводится список из 40 описаний особенностей человека, соответствующих тому или иному  из 10 типов ценностей (см. Приложение 7). Испытуемого просят оценить, в  какой степени описанный в опроснике человек в своих проявлениях похож или не похож на него. Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Обработка результатов  проводится путем соотнесения ответов  испытуемого с ключом (см. Приложение 8). При обработке первого раздела опросника - результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Далее высчитывается средний  балл для выбранных испытуемым ответов  в соответствии с ключом. Величина среднего балла позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему более высокий средний балл, десятый - имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

В России данная методика была адаптирована В.Н. Карандашевым, исследования которого доказали ее обоснованность и валидность.

Методика исследования личности Айзенка Г., Вильсона Г.

Для исследования особенностей личности, связанных с поведением индивида, его предпочтениями, реакциями, установками и мнениями Г. Айзенк и Г. Вильсон разработали ряд связанных между собой опросников, в основе которых лежит факторная модель личности, основанная на теории свойств или теории черт личности [Айзенк Г., Вильсон Г., 2000].

Идея авторов заключается  в измерении групп черт или особенностей личности. Черты личности, входящие в каждую группу, взаимосвязаны друг с другом, определяя тем самым личностный тип. Они выделили три типа факторов: экстраверсия-интроверсия (в него входит семь «субфакторов»), эмоциональная нестабильность-уравновешенность (в него также входит семь «субфакторов»), упорство-уступчивость (семь «субфакторов»). Также дополнительно предлагается проективный тест на чувство юмора, тест на сексуальное поведение, опросник на исследование социальных и политических позиций человека.

По мнению Г. Айзенка  и Г.Вильсона, совокупность результатов, полученных по всем предложенным ими опросникам и тестам, позволит получить целостное представление об особенностях личности человека: особенностях его реакций, поведения, предпочтений, мнений, установках.

Методика является стандартизированной. Проведенные исследования подтвердили  ее валидность и надежность.

В соответствии с задачами исследования, из данной методики нами был выбран опросник «упорство-уступчивость», который в большей степени диагностирует именно особенности стилей поведения.

Опросник «упорство-уступчивость», включает в себя 210 пунктов и стандартный бланк ответов). Инструкция подразумевает три градации ответов: «согласен», «не согласен», «сомневаюсь», которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка ответов.

Значения подсчитываются по 7-ти шкалам с помощью специального ключа (см. Приложение 9).

Описание  шкал:

Шкала 1: агрессивность (30 пунктов)

Высокие баллы по этой шкале  свидетельствуют о склонности человека к прямым или косвенным проявлениям агрессии. Такие люди не идут на поводу у других, считая своим долгом «дать отпор» или вступить в бой с теми, кто выступает против них. Люди, получившие невысокие баллы, как правило, уравновешенны, мягки в общении с другими, предпочитают избегать конфликтов, не- приемля насилия в прямом и переносном смысле.

Шкала 2: напористость (30 пунктов)

Люди, набравшие по этой шкале высокий балл, отличаются независимостью, стремятся к роли лидера и всегда отстаивают свои права, порой с чрезмерной настырностью. Людям с низкими баллами свойственны покорность, робость, они легко подчиняются влиянию других людей, в межличностном взаимодействии не способны взять инициативу на себя, их легко использовать в своих интересах.

Шкала 3: установка на успех (30 пунктов)

Люди, имеющие высокие  баллы по этой шкале, амбициозны, трудолюбивы, любят состязательность во всем, стремятся к повышению своего социального статуса, высоко ценят продуктивность и творческое начало. Низкие баллы свидетельствуют о нелюбви к конкурентным и творческим видам деятельности; такие люди апатичны, расслабленны, не имеют четких целей. Однако это не означает, что такой человек совсем неспособен проявить сильную мотивацию в достижении той или иной цели.

Шкала 4: манипулятивность (30 пунктов)

Обладателей высоких баллов по этой шкале характеризует хладнокровие, расчетливость, хитрость, практичность (даже эгоцентричность), строгое следование исключительно своим интересам в отношениях с другими людьми. Низкие баллы получают те, кто по характеру дружелюбны и доверчивы, способны сопереживать другим, несколько прямолинейны и даже альтруистичны; такой человек не лишен наивности, поэтому его легко обмануть.

Шкала 5: поиск стимуляции (30 пунктов)

По этой шкале набирают высокие баллы те, кто постоянно  ищет новых и острых ощущений в  жизни, кого терзает неудовлетворенная  жажда новых впечатлений и постоянных приключений, пусть даже с некоторым риском, лишь бы жизнь не казалась скучной. Людям с низкими баллами не нужны острые ощущения или приключения, вместо этого они предпочитают безопасный и уютный комфорт своего собственного дома.

Шкала 6: догматизм (30 пунктов)

Люди, набравшие высокие баллы по этой шкале, характеризуются ригидностью, устоявшимися, твердыми взглядами и мнениями. Набравшие низкие баллы обычно менее категоричны и менее склонны видеть все в черно-белом цвете. Такие люди более открыты к рациональным доводам и вполне терпимы к отсутствию единообразия во мнениях и взглядах.

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации