Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.
Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение
Б) Механизмы усвоения субъектом результатов оценивания его другими людьми (это может быть как непосредственное отражение чужих оценок и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки) [Мид Дж.Г., 1934].
В) Социальное сравнение - индивид осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми по параметрам «лучше-хуже» или «похожий- непохожий» [Фестингер Л., 1957 и др.].
Г) Самоатрибуция - индивид приходит к определенным заключениям относительно своих внутренних состояний, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.
Согласно Д. Бему, в процессе формирования представлений о себе и причинности совершаемых действий, человек полагается на информацию из трех источников: анализ внутренних импульсов, наблюдение за своим открытым поведением и анализ обстоятельств, в которых это поведение реализуется. Чем противоречивее и неопределеннее внутренние импульсы, тем в большей степени человек полагается на свои поступки и обстоятельства, в которых они реали- зовывались [Бем Д., 1972].
Д) Также к механизмам формирования Я-концепции можно отнести акты переосмысления, конструирования, творения, и презентации своего «Я» на основе имеющихся знаний о себе, исходя из понимания ее как активного, творческого начала [Роджерс К., Маслоу А., Бем С. и др.].
Вышеизложенные механизмы, участвующие в формировании и дальнейшем развитии Я-концепции, по мнению И.С. Кона, развертываются во времени не последовательно, а параллельно, организуя и дополняя друг друга по «принципу интерсубъективности и социальности «Я», которое может быть понято лишь в системе общественных отношений и конкретного взаимодействия личности с другими людьми [Кон И.С., 1981].
Еще одна актуальная проблемная область в изучении Я-концепции связана с преодолением фрагментарного подхода к ее исследованию, когда рассматриваются лишь отдельные компоненты или элементы, так, например, в современной отечественной психологии отдельно изучается образ Я [Васина Е.З., 1998; Малышева C.B., 2003; Свободный Ф.К., 2003; Бубнова И.С., 2004; Казна- чеева Н.Б., 2006 и др.], соотношение образов Я-реальное и Я-идеальное [Демидов Д.Н., 2000 и др.], зеркальное Я [Васина E.H., 2007], Я-физическое [Лемит Ж., 1996; Соколова Е.Т., 2003 и др.], самооценка [Захарова A.B., 1992; Туль- чинский М.М., 1996; Бороздина Л.В., 1999; Семенова Л.Э., 1999; Симоненко И.А., 2000; Сляднев A.A., 2000; Зинова Т.В., 2002; Куненков С.А., 2004 и др.], самоотношение [Гульянова H.A., 2001; Климоктова Т.А., 2003; Любимова О.М., 2004; Фонталова Н.С., 2004 и др.]. В связи с этим обнаруживается дефицит исследований, изучающих Я-концепцию как целостную модель, как системное образование, при исследовании которого необходимо обозначить его системные качества и установить взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и компонентов в рамках общей структуры.
Учитывая все имеющиеся актуальные проблемы в исследовании «Я» и опираясь на системный подход, мы будем рассматривать Я-концепцию как установку на себя, индивидуальное содержание которой обуславливает контекст социальной ситуации, в которой находится индивид, и особенности его личностного развития.
По мнению И.С. Кона, рассмотрение Я-концепции как установки на себя дает значительные методологические преимущества поскольку, во-первых, позволяет представить когнитивные, аффективные, поведенческие и ценностно- нормативные измерения Я-концепции не как разные сущности, а как разные аспекты одного и того же явления, во-вторых, ориентирует на выяснение динамической взаимосвязи интраиндивидуальных и социальных факторов, в- третьих, выявляет все многообразие функций Я-концепции, в-четвертых, позволяет строже дифференцировать те аспекты и координаты, в соответствии с которыми человек, так или иначе, структурирует образы собственного «Я» и с которыми, так или иначе, соотносятся все его частные самооценки [Кон И.С., 1981].
Среди теорий, рассматривающих Я-концепцию как установочную модель, самой проработанной, по нашему мнению, является концепция Р. Бернса, объединившая в себе основные положения теории У. Джемса, Ч. Кули и Г. Мида, Э. Эриксона и К. Роджерса, поскольку каждая из них, сама по себе, имеет ограничения в зависимости от приписываемого исследуемому понятию онтологического, гносеологического и методологического статуса.
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя
Р. Берне определяет понятие Я-концепции следующим образом: «Это со-* вокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой» [Берне Р., 1986, с.31].
Р. Берне считает, что
если в Я-концепции можно выделить
описательную и оценочную составляющие,
то это позволяет рассматривать
Я-концепцию как установку
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
Рассмотрим более детально, что входит в содержание каждого структурного компонента:
Когнитивный компонент Я-концепции.
Согласно Р. Бернсу, представление о себе, или образ Я, является более или менее осознанным представлением о себе и переживается человеком как совокупность самовосприятий человека, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и самим собой. Образ Я складывается под влиянием оценочного соотнесения человеком собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе, сравнения себя с другими людьми, а также с образами Я во времени [Берне Р., 1986].
Все имеющиеся представления о себе входят в образ Я с разным «весом», то есть образуют иерархию с точки зрения их субъективной значимости для индивида [Журавлев А.Л., 1983].
Согласно Д.Н. Демидову, традиционно методологические подходы к изучению образа Я опираются на моделирование его уровневого строения и репрезентацию индивидуального опыта самопознания через систему описательных психологических значений [Демидов Д.Н., 2000].
М.Розенберг [1979] предложил для сравнения образа Я у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях развития использовать несколько автономных формальных измерений.
Во-первых, это степень
когнитивной сложности и
Во-вторых, это степень отчетливости, «выпуклости» образа Я, его субъективной значимости для индивида. Один человек много думает о себе, анализирует свои поступки, старается целенаправленно формировать себя; у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации.
В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Поскольку человек видит себя под разными углами зрения, его образ Я всегда противоречив, однако характер этих противоречий может иметь разное значение для человека. Для одного они могут служить источником развития, для другого препятствием к достижению желаемого. Противоречивость, непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости, стабильности образа Я во времени. У одних людей представления о себе остаются более или менее стабильными, неизменными, у других неустойчивы и меняются в зависимости от оценок их окружающими.
Различные формы представлений человека о себе дифференцируются либо по сфере проявлений («социальное Я», «физическое Я», «духовное Я»), либо как реальность и идеал («реальное Я» - «идеальное Я»), реальность и ожидаемое («реальное Я» - «ожидаемое Я»), реальное и прогнозируемое («Я в будущем», «желательное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я»), по временной перспективе («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»).
Поскольку формирование образа Я через познание себя, по мнению Р.Бернса, это не только отражение объекта самого по себе, но и систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом, оно не может быть свободным от оценочных характеристик, этим и объясняется выделение второй составляющей Я-концепции [Берне Р., 1986].
Эмоциональный компонент Я-концепции.
По мнению Р. Бернеа, любые характеристики самоописания содержат в себе скрытый оценочный смысл, источниками которого являются, во-первых, субъективная интерпретация субъектом реакций других людей на эти качества, и, во-вторых, восприятие их на как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных человеком в течение жизни [Берне Р., 1986].
В современной отечественной психологии в качестве содержания аффективной стороны Я-концепции предлагается рассматривать не только самооценку, но и эмоционально-ценностное отношение к себе. Это две разные совместно функционирующие подсистемы единой эмоционально-оценочной системы, отличающиеся по способу формирования и значению. Формирование оценочной подсистемы (самооценка или оценочное отношение к себе) осуществляется на интерсубъективном уровне в виде операций социального сравнения с другими людьми, с выработанными в обществе нормами и эталонами, результатом которых является оценка собственной эффективности в достижении поставленных целей [Пантилеев С.Р., 1993; Соколова Е.Т., 1989; Бороздина Л.В., 1999]. По мнению А.Н. Леонтьева, в конечном счете, она отражает субъект-субъектные отношения превосходства и предпочтения [Леонтьев А.Н., 1975] и тесно связана с такими характеристиками личности как устойчивость к стрессу, уровень принятия социальных норм, уровень самоконтроля [Кириллов Л.А., 1992; Соколова Е.Т., 1991]. Оценочная подсистема характеризуется зависимостью от актуального жизненного опыта, высокой подверженностью трансформации [Ко- лышко A.M., 2004].
В основе эмоционально-ценностного отношения к себе лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми. Эмоционально- ценностное отношение к себе - это не столько оценка, сколько стиль отношения к себе, общая жизненная установка, формирующаяся в процессе становления личности [Сарджвеладзе Н.И., 1974]. Эта подсистема формируется на ин- трасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. Эмоционально-ценностное отношение к себе не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач [Пантилеев С.Р., 1991; Сафин В.Ф., 1975], оно более «закрыто», индивидуализировано, зависимо от субъективных критериев оценки и в результате этого является достаточно стабильным личностным образованием, относительно мало подверженным влиянию актуального текущего опыта [Колышко A.M., 2004].
В основе интеграции эмоционально-ценностной
и оценочной подсистем в единую
систему лежит принцип «
Исследования A.M. Колышко показали, что эмоционально-оценочный компонент Я-концепции может иметь определенную качественную специфику, у одного индивида может преобладать оценочная подсистема, тесно связанная с самоуважением и самоуверенностью, чувством компетентности, эффективности, у другого - эмоциональная, переживаемая в форме симпатии или любви к себе [Колышко A.M., 2004].
Среди основных функций эмоционально-оценочного компонента Я- концепции выделяют защитную и регулятивную.
Защитная функция направлена, во-первых, на поддержание позитивного образа Я, положительного отношения к себе и высокой самооценки, даже ценой искажения восприятия себя и других [Кон И.С., 1981], во-вторых, на поддержание стабильности образа Я, даже путем консервации «Я», оберегающей субъекта от неприятных переживаний, сигнализирующих об угрозе целостности «Я», нарушении его самотождественности [Раусте фон Врихт, 1982;. Захарова А.В, 1989]. Преобладание защитной функции может вести к снижению регулятивной
способности личности.
Многие авторы, занимавшиеся проблемой изучения эмоционально- оценочного компонента, указывают на его ведущую роль в системе саморегуляции человека, которая понимается как «процесс организации личностью своего поведения, в который включены результаты самопознания и эмоционально- ценностного отношения к себе» [Чеснокова И.И., 1977, с.126].
В проведенных ими исследованиях установлена тесная связь, между тем как человек оценивает себя, относится к себе и его поведением [Алексеева А.Н., 1983; Анисимова О.М., 1984; Ахмедханов A.M., 1983; Белобрыкина O.A., 2001; Корнеева Л.И., 1984; Липкина А.И., 1976 и др.]. В этих работах отмечается, что высокая самооценка, положительное отношение к себе выступают условием максимальной активности личности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала. Устойчивое позитивное самоотношение лежит в основании веры человека в себя и в свои возможности, в эффективность своего поведения в ситуации неопределенности [Корнилов А.П., 1995]. Люди с высокой самооценкой и положительным отношением к себе менее поглощены своими внутренними проблемами, реже страдают психосоматическими расстройствами. Негативное самоотношение и низкая самооценка являются источником различных трудностей в общении [Куперсмит С., 1967], проблема ценности своего «Я» может полностью поглотить внимание человека, в связи с чем уровень его активности излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия [Раусте фон Врихт, 1982].
Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации