Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение

Работа содержит 1 файл

я-концепция.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Б) Механизмы усвоения субъектом результатов оценивания его другими людьми (это может быть как непосредственное отражение чужих оценок и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки) [Мид Дж.Г., 1934].

В) Социальное сравнение - индивид  осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми по параметрам «лучше-хуже» или «похожий- непохожий» [Фестингер Л., 1957 и др.].

Г) Самоатрибуция - индивид  приходит к определенным заключениям  относительно своих внутренних состояний, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

Согласно Д. Бему, в процессе формирования представлений о себе и причинности совершаемых действий, человек полагается на информацию из трех источников: анализ внутренних импульсов, наблюдение за своим открытым поведением и анализ обстоятельств, в которых это поведение реализуется. Чем противоречивее и неопределеннее внутренние импульсы, тем в большей степени человек полагается на свои поступки и обстоятельства, в которых они реали- зовывались [Бем Д., 1972].

Д) Также к механизмам формирования Я-концепции можно отнести акты переосмысления, конструирования, творения, и презентации своего «Я» на основе имеющихся знаний о себе, исходя из понимания ее как активного, творческого начала [Роджерс К., Маслоу А., Бем С. и др.].

Вышеизложенные механизмы, участвующие в формировании и дальнейшем развитии Я-концепции, по мнению И.С. Кона, развертываются во времени не последовательно, а параллельно, организуя и дополняя друг друга по «принципу интерсубъективности и социальности «Я», которое может быть понято лишь в системе общественных отношений и конкретного взаимодействия личности с другими людьми [Кон И.С., 1981].

Еще одна актуальная проблемная область в изучении Я-концепции  связана с преодолением фрагментарного подхода к ее исследованию, когда рассматриваются лишь отдельные компоненты или элементы, так, например, в современной отечественной психологии отдельно изучается образ Я [Васина Е.З., 1998; Малышева C.B., 2003; Свободный Ф.К., 2003; Бубнова И.С., 2004; Казна- чеева Н.Б., 2006 и др.], соотношение образов Я-реальное и Я-идеальное [Демидов Д.Н., 2000 и др.], зеркальное Я [Васина E.H., 2007], Я-физическое [Лемит Ж., 1996; Соколова Е.Т., 2003 и др.], самооценка [Захарова A.B., 1992; Туль- чинский М.М., 1996; Бороздина Л.В., 1999; Семенова Л.Э., 1999; Симоненко И.А., 2000; Сляднев A.A., 2000; Зинова Т.В., 2002; Куненков С.А., 2004 и др.], самоотношение [Гульянова H.A., 2001; Климоктова Т.А., 2003; Любимова О.М., 2004; Фонталова Н.С., 2004 и др.]. В связи с этим обнаруживается дефицит исследований, изучающих Я-концепцию как целостную модель, как системное образование, при исследовании которого необходимо обозначить его системные качества и установить взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и компонентов в рамках общей структуры.

Учитывая все имеющиеся актуальные проблемы в исследовании «Я» и опираясь на системный подход, мы будем рассматривать Я-концепцию как установку на себя, индивидуальное содержание которой обуславливает контекст социальной ситуации, в которой находится индивид, и особенности его личностного развития.

По мнению И.С. Кона, рассмотрение Я-концепции как установки на себя дает значительные методологические преимущества поскольку, во-первых, позволяет представить когнитивные, аффективные, поведенческие и ценностно- нормативные измерения Я-концепции не как разные сущности, а как разные аспекты одного и того же явления, во-вторых, ориентирует на выяснение динамической взаимосвязи интраиндивидуальных и социальных факторов, в- третьих, выявляет все многообразие функций Я-концепции, в-четвертых, позволяет строже дифференцировать те аспекты и координаты, в соответствии с которыми человек, так или иначе, структурирует образы собственного «Я» и с которыми, так или иначе, соотносятся все его частные самооценки [Кон И.С., 1981].

Среди теорий, рассматривающих Я-концепцию как установочную модель, самой проработанной, по нашему мнению, является концепция Р. Бернса, объединившая в себе основные положения теории У. Джемса, Ч. Кули и Г. Мида, Э. Эриксона и К. Роджерса, поскольку каждая из них, сама по себе, имеет ограничения в зависимости от приписываемого исследуемому понятию онтологического, гносеологического и методологического статуса.

§ 1.2. Я-концепция как установка  на себя

Р. Берне определяет понятие  Я-концепции следующим образом: «Это со-* вокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой» [Берне Р., 1986, с.31].

Р. Берне считает, что  если в Я-концепции можно выделить описательную и оценочную составляющие, то это позволяет рассматривать  Я-концепцию как установку направленную на себя, поскольку в большинстве  определений установки подчеркиваются три главных элемента: убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки); эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально- оценочная составляющая); соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая) [Берне Р., 1986].

Применительно к Я-концепции  эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

  1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Рассмотрим более детально, что входит в содержание каждого  структурного компонента:

Когнитивный компонент Я-концепции.

Согласно Р. Бернсу, представление о себе, или образ Я, является более или менее осознанным представлением о себе и переживается человеком как совокупность самовосприятий человека, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и самим собой. Образ Я складывается под влиянием оценочного соотнесения человеком собственных мотивов, целей и результатов своих поступков с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе, сравнения себя с другими людьми, а также с образами Я во времени [Берне Р., 1986].

Все имеющиеся представления о себе входят в образ Я с разным «весом», то есть образуют иерархию с точки зрения их субъективной значимости для индивида [Журавлев А.Л., 1983].

Согласно Д.Н. Демидову, традиционно методологические подходы  к изучению образа Я опираются на моделирование его уровневого строения и репрезентацию индивидуального опыта самопознания через систему описательных психологических значений [Демидов Д.Н., 2000].

М.Розенберг [1979] предложил  для сравнения образа Я у разных людей или у одного и того же человека на разных стадиях развития использовать несколько автономных формальных измерений.

Во-первых, это степень  когнитивной сложности и дифференцированности образа Я, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью  собственных качеств: чем больше своих качеств личность осознает, чем разнообразнее по смыслу эти самые качества, тем сложнее образ Я.

Во-вторых, это степень  отчетливости, «выпуклости» образа Я, его субъективной значимости для индивида. Один человек много думает о себе, анализирует свои поступки, старается целенаправленно формировать себя; у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации.

В-третьих, это степень  внутренней цельности, последовательности образа Я. Поскольку человек видит себя под разными углами зрения, его образ Я всегда противоречив, однако характер этих противоречий может иметь разное значение для человека. Для одного они могут служить источником развития, для другого препятствием к достижению желаемого. Противоречивость, непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, это степень  устойчивости, стабильности образа Я  во времени. У одних людей представления о себе остаются более или менее стабильными, неизменными, у других неустойчивы и меняются в зависимости от оценок их окружающими.

Различные формы представлений  человека о себе дифференцируются либо по сфере проявлений («социальное Я», «физическое Я», «духовное Я»), либо как реальность и идеал («реальное Я» - «идеальное Я»), реальность и ожидаемое («реальное Я» - «ожидаемое Я»), реальное и прогнозируемое («Я в будущем», «желательное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я»), по временной перспективе («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»).

Поскольку формирование образа Я через познание себя, по мнению Р.Бернса, это не только отражение  объекта самого по себе, но и систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом, оно не может быть свободным от оценочных характеристик, этим и объясняется выделение второй составляющей Я-концепции [Берне Р., 1986].

Эмоциональный компонент Я-концепции.

По мнению Р. Бернеа, любые  характеристики самоописания содержат в себе скрытый оценочный смысл, источниками которого являются, во-первых, субъективная интерпретация субъектом реакций других людей на эти качества, и, во-вторых, восприятие их на как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных человеком в течение жизни [Берне Р., 1986].

В современной отечественной  психологии в качестве содержания аффективной стороны Я-концепции предлагается рассматривать не только самооценку, но и эмоционально-ценностное отношение к себе. Это две разные совместно функционирующие подсистемы единой эмоционально-оценочной системы, отличающиеся по способу формирования и значению. Формирование оценочной подсистемы (самооценка или оценочное отношение к себе) осуществляется на интерсубъективном уровне в виде операций социального сравнения с другими людьми, с выработанными в обществе нормами и эталонами, результатом которых является оценка собственной эффективности в достижении поставленных целей [Пантилеев С.Р., 1993; Соколова Е.Т., 1989; Бороздина Л.В., 1999]. По мнению А.Н. Леонтьева, в конечном счете, она отражает субъект-субъектные отношения превосходства и предпочтения [Леонтьев А.Н., 1975] и тесно связана с такими характеристиками личности как устойчивость к стрессу, уровень принятия социальных норм, уровень самоконтроля [Кириллов Л.А., 1992; Соколова Е.Т., 1991]. Оценочная подсистема характеризуется зависимостью от актуального жизненного опыта, высокой подверженностью трансформации [Ко- лышко A.M., 2004].

В основе эмоционально-ценностного  отношения к себе лежит жизненный опыт эмоциональных отношений со значимыми людьми. Эмоционально- ценностное отношение к себе - это не столько оценка, сколько стиль отношения к себе, общая жизненная установка, формирующаяся в процессе становления личности [Сарджвеладзе Н.И., 1974]. Эта подсистема формируется на ин- трасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. Эмоционально-ценностное отношение к себе не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач [Пантилеев С.Р., 1991; Сафин В.Ф., 1975], оно более «закрыто», индивидуализировано, зависимо от субъективных критериев оценки и в результате этого является достаточно стабильным личностным образованием, относительно мало подверженным влиянию актуального текущего опыта [Колышко A.M., 2004].

В основе интеграции эмоционально-ценностной и оценочной подсистем в единую систему лежит принцип «смысловой интеграции». В соответствии с этим принципом, оценочная и эмоционально-ценностная подсистемы организованы в иерархическую систему, причем эта иерархия является динамичной, то есть изменяющейся во времени [Соколова Е.Т., 1989; Пантилеев С.Р. 1993].

Исследования A.M. Колышко показали, что эмоционально-оценочный компонент Я-концепции может иметь определенную качественную специфику, у одного индивида может преобладать оценочная подсистема, тесно связанная с самоуважением и самоуверенностью, чувством компетентности, эффективности, у другого - эмоциональная, переживаемая в форме симпатии или любви к себе [Колышко A.M., 2004].

Среди основных функций  эмоционально-оценочного компонента Я- концепции выделяют защитную и регулятивную.

Защитная функция направлена, во-первых, на поддержание позитивного образа Я, положительного отношения к себе и высокой самооценки, даже ценой искажения восприятия себя и других [Кон И.С., 1981], во-вторых, на поддержание стабильности образа Я, даже путем консервации «Я», оберегающей субъекта от неприятных переживаний, сигнализирующих об угрозе целостности «Я», нарушении его самотождественности [Раусте фон Врихт, 1982;. Захарова А.В, 1989]. Преобладание защитной функции может вести к снижению регулятивной

способности личности.

Многие авторы, занимавшиеся проблемой изучения эмоционально- оценочного компонента, указывают на его ведущую роль в системе саморегуляции человека, которая понимается как «процесс организации личностью своего поведения, в который включены результаты самопознания и эмоционально- ценностного отношения к себе» [Чеснокова И.И., 1977, с.126].

В проведенных ими исследованиях  установлена тесная связь, между  тем как человек оценивает  себя, относится к себе и его  поведением [Алексеева А.Н., 1983; Анисимова  О.М., 1984; Ахмедханов A.M., 1983; Белобрыкина O.A., 2001; Корнеева Л.И., 1984; Липкина А.И., 1976 и др.]. В этих работах отмечается, что высокая самооценка, положительное отношение к себе выступают условием максимальной активности личности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала. Устойчивое позитивное самоотношение лежит в основании веры человека в себя и в свои возможности, в эффективность своего поведения в ситуации неопределенности [Корнилов А.П., 1995]. Люди с высокой самооценкой и положительным отношением к себе менее поглощены своими внутренними проблемами, реже страдают психосоматическими расстройствами. Негативное самоотношение и низкая самооценка являются источником различных трудностей в общении [Куперсмит С., 1967], проблема ценности своего «Я» может полностью поглотить внимание человека, в связи с чем уровень его активности излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия [Раусте фон Врихт, 1982].

Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации