Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

чекомасова диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

 

Установлено, что как  у педагогов, так и у менеджеров, перфекционизм, ориентированный на себя, выражен на среднем уровне; интересно, что на высоком уровне выражен перфекционизм, ориентированный на других, что является характерным для данных профессий; социально предписанный перфекционизм и интегральный показатель у педагогов выражены на среднем уровне, у менеджеров -  на высоком уровне.

В результате анализа  достоверности различий установлено, что для менеджеров в большей  степени, чем для педагогов, характерна чувствительность к внешним требованиям, и они склонны полагать, что окружающие предъявляют к ним высокие требования. Это может быть объяснено спецификой их труда, где к их личностным и коммуникативным качествам предъявляются высокие требования.

Таким образом, менеджеры  в области сервиса и туризма  в большей степени подвержены воздействию перфекционистских  требований.

 

 

    1. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

С целью  установления особенностей взаимосвязи перфекционизма как установки на достижение максимально  высоких результатов и компонентов эмоционального выгорания, нами был произведен корреляционный анализ.

В группе педагогов установлены  следующие особенности взаимосвязи: перфекционизм, ориентированный на себя, имеет обратную взаимосвязь  с показателем эмоционального дефицита. Перфекционизм, ориентированный на других, имеет прямую связь с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Социально предписанный перфекционизм имеет только обратные связи с показателями переживания  психотравмирующих обстоятельств, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений, эмоционального дефицита.

Рис. 1 Взаимосвязь перфекционизма и личностных свойств перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов 

Интегральный показатель перфекционизма имеет прямую связь  с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, обратные связи с  деперсонализацией и эмоциональным дефицитом.

Установленный комплекс взаимосвязей позволяет сделать  следующие выводы. Склонность предъявлять  завышенные требования к себе снижает ощущение того, что педагог уже не может ничем помочь свои ученикам. Требовательность педагога в данном случае является ресурсом его профессиональной успешности  и активности. Представление о том, что окружающие имеют высокие требования относительно результатов деятельности педагога связаны со снижением вероятности осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, снижением личностной отстраненности в профессии, психовегетативных нарушений. То есть нами получены данные указывают на том, что высокие показатели эмоционального выгорания связаны с низкими показателями перфекционизма. Если педагог личностно зрел и готов к принятию перфекционистских требований, то снижается вероятность развития симптомов эмоционального выгорания. Развитие неадекватного избирательного эмоционального реагирования педагога связано с высокой требовательностью к другим. Таким образом, требовательность педагога к себе и восприятие окружающих как делегирующих высокие требования, связана со снижением вероятности развития эмоционального выгорания, а требовательность к другим приводит к неадекватной экономии на эмоциях, ограничивая эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным или избирательным образом. Требовательность к другим является важной составляющей деятельности педагога. Именно в этом и заключается установленный нами проблемный момент.

Стоит отметить, что связи  перфекционизма отмечаются с симптомами всех трех фаз эмоционального выгорания.

В рисунке 2 представлены данные о характере взаимосвязей перфекционизма и выгорания менеджеров в области сервиса и туризма. Установлено, что все связи прямые, затрагивают только фазы напряжения и резистенции. Еще один значимый момент заключается в том, что перфекционистские установки менеджеров взаимосвязаны с не только с симптомами, но и фазами напряжения и резистенции.

Установлены прямые взаимосвязи перфекционизма, ориентированного на себя, с фазой резистенции и ее симптомом – эмоциионально-нравственной дезориентацией. То есть чем выше уровень требований к собственной личности, тем больше проявляется сопротивление нарастающему стрессу и выражается в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему клиенту, он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».

Рис. 2 Взаимосвязь перфекционизма и личностных свойств перфекционизма и эмоционального выгорания менеджеров в области сервиса и туризма

Перфекционизм, ориентированный  на других, имеет прямые связи с  фазами напряжения и резистенции, и  их симптомами – неудовлетворенностью собой и эмоционально-нравственной дезориентацией. Это означает, что рост высоких требований к другим сопряжен с ростом попыток сопротивления стрессу в форме невозможности должного эмоционального отношения к своему клиенту, он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту

Мы видим явные различия в характере взаимосвязи перфекционизма и личностных свойств. Если у педагогов наблюдается больше обратных связей, то взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания менеджеров прямые, что свидетельствует о том, что выгорание менеджеров складывается во взаимосвязи с перфекционистскими установками по отношению к себе и другим. Таким образом, мы можем предположить, что эмоциональное выгорание менеджеров тем выше, чем выше уровень перфекционистских установок их личности, а у педагогов ситуация противоположна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

  1. У менеджеров в области сервиса и туризма достоверно выше, чем у педагогов, показатели фаз истощения и резистенции, а также симптомы фазы резистенции «расширение сферы экономии эмоций» и «редукция профессиональных обязанностей». На основании полученных данных мы сделали вывод о большей эмоциональной напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма в связи с тем, что к специалистам данной области предъявляется больше требований, связанных с необходимостью контроля над собственными эмоциональными проявлениями, так как от умения быть вежливыми, тактичными, сдержанными, коммуникабельными, зависит успех и эффективность их труда. Специалист сферы обслуживания не может позволить себе проявления истинных негативных эмоций, так как для данной области характерна ориентация на потребности клиента, тогда как у педагогов больше возможности выражения негативных эмоций в их деятельности. необходимость контроля над эмоциями на наш взгляд является решающей в формировании эмоционального выгорания менеджеров.
  2. Менеджеры в области сервиса и туризма в большей степени подвержены воздействию перфекционистских требований. для менеджеров в большей степени, чем для педагогов, характерна чувствительность к внешним требованиям, и они склонны полагать, что окружающие предъявляют к ним высокие требования. Это может быть объяснено спецификой их труда, где к их личностным и коммуникативным качествам предъявляются высокие требования.
  3. Полученные в результате анализа взаимосвязей данные указывают на то, что высокие показатели эмоционального выгорания педагогов связаны с низкими показателями перфекционизма. Если педагог личностно зрел и готов к принятию перфекционистских требований, то снижается вероятность развития симптомов эмоционального выгорания. Развитие неадекватного избирательного эмоционального реагирования педагога связано с высокой требовательностью к другим. Таким образом, требовательность педагога к себе и восприятие окружающих как делегирующих высокие требования, связана со снижением вероятности развития эмоционального выгорания, а требовательность к другим приводит к неадекватной экономии на эмоциях. Требовательность к другим является важной составляющей деятельности педагога. Именно в этом и заключается установленный нами проблемный момент. Если у педагогов наблюдается больше обратных связей, то взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания менеджеров прямые, что свидетельствует о том, что выгорание менеджеров складывается во взаимосвязи с перфекционистскими установками по отношению к себе и другим. Таким образом, мы можем предположить, что эмоциональное выгорание менеджеров тем выше, чем выше уровень перфекционистских установок их личности, а у педагогов ситуация противоположна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург.1999.
  2. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. №5
  3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. – Омск. 1992.
  4. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.
  5. Бодалева, А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии” / А.А. Бодалева. – Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
  6. Большая энциклопедия психологических тестов./ Автор-составитель А.Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
  8. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2004. №2
  9. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под общ. Ред. И.И.Дубровиной, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина. – М.: AKADEMIA, 1999.
  10. Воликова, С. В. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С. В. Воликова, А. Б. Холмогорова, А. М. Галкина // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 23-32.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  12. Вяткин В.А., Хрусталёв Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. – 1994. №4
  13. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4.
  14. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – 19.00.04 – Медицинская психология (психологические науки). – Москва, 2010. – 42с.
  15. Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - №5. С. 74-84.
  16. Гаранян, Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - №6. С. 52-61.
  17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Питер, 1997.
  18. Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
  19. Елканов С.В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: «Просвещение», 1989.
  20. Иевлева С. Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003. Интернет.
  21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
  22. Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. – СПб., 1994. – 230с.
  23. Климов Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1991. №2
  24. Корсаков, А. П. Культура речи работника сферы обслуживания / А.П. Корсаков. – Ярославль, 1999. – 240с.
  25. Куницына, В.Н. Межличностное общение : учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с. 
  26. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: «Просвещение», 1993.
  27. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
  28. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.
  29. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения.-  М.: Прогресс, 1986. – 265с.
  30. Моросанова В.И. Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. Экспериментальная методика. 2006. Интернет.
  31. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. -  1987. №6 
  32. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя //Вопросы психологии. – 2000. №2
  33. Митина Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: Изд-во «Флинта», 2001.
  34. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: «Просвещение», 1987.
  35. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. №9
  36. Орлова О. Перфекционизм / Психологический центр на Пятницкой. Статьи и публикации. 2004.
  37. Павленко, И. Перфекционизм. Цена совершенства. 
    Завышенные стандарты качества в эпоху социальной инфляции // Материалы Психологического центра на Пятницкой / Режим доступа: http://www.effecton.ru/440.html.
  38. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
  39. Поливанов К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: ВЛАДОС, 2000.
  40. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
  41. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер,2001.
  42. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика, методики и тесты: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 672 с.
  43. Рамендик, Д.М. Психологический практикум: учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений / Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
  44. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. №1
  45. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: «ВЛАДОС», 1998.
  46. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. – СПб.: Речь, 2004.
  47. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: «Педагогика», 2000.
  48. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. №1. с.67-80.
  49. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 312с.
  50. Солонкина, О.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / О.В. Солонкина, Д.М. Рамендик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224с.
  51. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М.: «Просвещение», 1999.
  52. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. №5
  53. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. – 1994. №6
  54. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал, 2004, №4.
  55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2003.
  56. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Статья. 2002. Интернет.
  57. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М.: «Просвещение», 2000.
  58. Юдеева, Т.Ю. перфекционизм в структуре разных личностных типов Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/yudeyeva_20_49_409_414.pdf
  59. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм  как  личностный  фактор  депрессивных  и  тревожных  расстройств. Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2007. –
  60. Юдеева Т.Ю. Феноменология перфекционизма в современных клинико-психологических исследованиях. В сб.: Материалы конференции «Аффективные и шизоаффективные расстройства». - М., 2003. - с.184.
  61. Хорни К. Концепция Сверх-Я // К. Хорни. Собр.соч.: В 3т. Т.2: Новые пути в психоанализе. М.: Смысл, 1997. С.187-211.
  62. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. // Журнал практического психолога. – 1998. №7.
  63. Ясная, В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 157.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Если вы являетесь  профессионалом в какой-либо сфере  взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идёт речь о партнёрах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Тест

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнёрами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнёров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2 – 3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнёра (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнёрам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнёрами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит всё меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнёру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удаётся предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловыми партнёрами.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения, часто уделяю внимание партнёру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе, вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнёров.
  23. Общение с партнёрами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнёрах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне всё труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнёрами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё, как надо, не сократят ли и т.п.
  29. Если партнёр мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: не делай людям добра, не получишь зла.
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнёру эмоциональную отзывчивость, но я не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнёрам по работе отдаёшь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, подвергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнёрами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнёров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнёра помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Информация о работе Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма