Установлено, что как
у педагогов, так и у менеджеров,
перфекционизм, ориентированный на
себя, выражен на среднем уровне; интересно, что
на высоком уровне выражен перфекционизм,
ориентированный на других, что является
характерным для данных профессий; социально
предписанный перфекционизм и интегральный
показатель у педагогов выражены на среднем
уровне, у менеджеров - на высоком уровне.
В результате анализа
достоверности различий установлено,
что для менеджеров в большей
степени, чем для педагогов, характерна чувствительность к внешним
требованиям, и они склонны полагать, что
окружающие предъявляют к ним высокие
требования. Это может быть объяснено
спецификой их труда, где к их личностным
и коммуникативным качествам предъявляются
высокие требования.
Таким образом, менеджеры
в области сервиса и туризма
в большей степени подвержены
воздействию перфекционистских
требований.
- Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма
С целью установления
особенностей взаимосвязи перфекционизма
как установки на достижение максимально
высоких результатов и компонентов эмоционального выгорания,
нами был произведен корреляционный анализ.
В группе педагогов установлены
следующие особенности взаимосвязи:
перфекционизм, ориентированный на
себя, имеет обратную взаимосвязь
с показателем эмоционального дефицита.
Перфекционизм, ориентированный на других, имеет прямую
связь с неадекватным избирательным эмоциональным
реагированием.
Социально предписанный
перфекционизм имеет только обратные
связи с показателями переживания
психотравмирующих обстоятельств,
неадекватного избирательного эмоционального реагирования, деперсонализации,
психосоматических и психовегетативных
нарушений, эмоционального дефицита.
Рис. 1 Взаимосвязь перфекционизма
и личностных свойств перфекционизма
и эмоционального выгорания педагогов
Интегральный показатель перфекционизма имеет прямую связь
с неадекватным избирательным эмоциональным
реагированием, обратные связи с деперсонализацией
и эмоциональным дефицитом.
Установленный комплекс
взаимосвязей позволяет сделать
следующие выводы. Склонность предъявлять
завышенные требования к себе снижает ощущение
того, что педагог уже не может ничем помочь
свои ученикам. Требовательность педагога
в данном случае является ресурсом его
профессиональной успешности и активности.
Представление о том, что окружающие имеют
высокие требования относительно результатов
деятельности педагога связаны со снижением
вероятности осознания психотравмирующих
факторов профессиональной деятельности,
снижением личностной отстраненности
в профессии, психовегетативных нарушений.
То есть нами получены данные указывают
на том, что высокие показатели эмоционального
выгорания связаны с низкими показателями
перфекционизма. Если педагог личностно
зрел и готов к принятию перфекционистских
требований, то снижается вероятность
развития симптомов эмоционального выгорания.
Развитие неадекватного избирательного
эмоционального реагирования педагога
связано с высокой требовательностью
к другим. Таким образом, требовательность
педагога к себе и восприятие окружающих
как делегирующих высокие требования,
связана со снижением вероятности развития
эмоционального выгорания, а требовательность
к другим приводит к неадекватной экономии
на эмоциях, ограничивая эмоциональную
отдачу за счет выборочного реагирования
на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный
контакт устанавливается не со всеми субъектами,
а по принципу «хочу — не хочу» — неадекватным
или избирательным образом. Требовательность
к другим является важной составляющей
деятельности педагога. Именно в этом
и заключается установленный нами проблемный
момент.
Стоит отметить, что связи
перфекционизма отмечаются с симптомами
всех трех фаз эмоционального выгорания.
В рисунке 2 представлены
данные о характере взаимосвязей
перфекционизма и выгорания менеджеров
в области сервиса и туризма.
Установлено, что все связи прямые, затрагивают только фазы
напряжения и резистенции. Еще один значимый
момент заключается в том, что перфекционистские
установки менеджеров взаимосвязаны с
не только с симптомами, но и фазами напряжения
и резистенции.
Установлены прямые взаимосвязи перфекционизма, ориентированного
на себя, с фазой резистенции и ее симптомом
– эмоциионально-нравственной дезориентацией.
То есть чем выше уровень требований к
собственной личности, тем больше проявляется
сопротивление нарастающему стрессу и
выражается в том, что у работника эмоции
не пробуждают или недостаточно стимулируют
нравственные чувства. Не проявляя должного
эмоционального отношения к своему клиенту,
он защищает свою стратегию: оправдаться
перед собой за допущенную грубость или
отсутствие внимания к субъекту, рационализируя
свои поступки или проецируя вину на субъекта,
вместо того чтобы адекватно признать
свою вину. В эмоционально сложных ситуациях
используются суждения: «Это не тот случай,
чтобы переживать», «Таким людям нельзя
сочувствовать».
Рис. 2 Взаимосвязь перфекционизма и личностных
свойств перфекционизма и эмоционального
выгорания менеджеров в области сервиса
и туризма
Перфекционизм, ориентированный
на других, имеет прямые связи с
фазами напряжения и резистенции, и
их симптомами – неудовлетворенностью собой и эмоционально-нравственной
дезориентацией. Это означает, что рост
высоких требований к другим сопряжен
с ростом попыток сопротивления стрессу
в форме невозможности должного эмоционального
отношения к своему клиенту, он защищает
свою стратегию: оправдаться перед собой
за допущенную грубость или отсутствие
внимания к субъекту
Мы видим явные различия
в характере взаимосвязи перфекционизма
и личностных свойств. Если у педагогов наблюдается больше
обратных связей, то взаимосвязи перфекционизма
и эмоционального выгорания менеджеров
прямые, что свидетельствует о том, что
выгорание менеджеров складывается во
взаимосвязи с перфекционистскими установками
по отношению к себе и другим. Таким образом,
мы можем предположить, что эмоциональное
выгорание менеджеров тем выше, чем выше
уровень перфекционистских установок
их личности, а у педагогов ситуация противоположна.
ВЫВОДЫ
- У менеджеров в области сервиса и туризма достоверно выше, чем у педагогов, показатели фаз истощения и резистенции, а также симптомы фазы резистенции «расширение сферы экономии эмоций» и «редукция профессиональных обязанностей». На основании полученных данных мы сделали вывод о большей эмоциональной напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма в связи с тем, что к специалистам данной области предъявляется больше требований, связанных с необходимостью контроля над собственными эмоциональными проявлениями, так как от умения быть вежливыми, тактичными, сдержанными, коммуникабельными, зависит успех и эффективность их труда. Специалист сферы обслуживания не может позволить себе проявления истинных негативных эмоций, так как для данной области характерна ориентация на потребности клиента, тогда как у педагогов больше возможности выражения негативных эмоций в их деятельности. необходимость контроля над эмоциями на наш взгляд является решающей в формировании эмоционального выгорания менеджеров.
- Менеджеры в области сервиса и туризма в большей степени подвержены воздействию перфекционистских требований. для менеджеров в большей степени, чем для педагогов, характерна чувствительность к внешним требованиям, и они склонны полагать, что окружающие предъявляют к ним высокие требования. Это может быть объяснено спецификой их труда, где к их личностным и коммуникативным качествам предъявляются высокие требования.
- Полученные в результате анализа взаимосвязей данные указывают на то, что высокие показатели эмоционального выгорания педагогов связаны с низкими показателями перфекционизма. Если педагог личностно зрел и готов к принятию перфекционистских требований, то снижается вероятность развития симптомов эмоционального выгорания. Развитие неадекватного избирательного эмоционального реагирования педагога связано с высокой требовательностью к другим. Таким образом, требовательность педагога к себе и восприятие окружающих как делегирующих высокие требования, связана со снижением вероятности развития эмоционального выгорания, а требовательность к другим приводит к неадекватной экономии на эмоциях. Требовательность к другим является важной составляющей деятельности педагога. Именно в этом и заключается установленный нами проблемный момент. Если у педагогов наблюдается больше обратных связей, то взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания менеджеров прямые, что свидетельствует о том, что выгорание менеджеров складывается во взаимосвязи с перфекционистскими установками по отношению к себе и другим. Таким образом, мы можем предположить, что эмоциональное выгорание менеджеров тем выше, чем выше уровень перфекционистских установок их личности, а у педагогов ситуация противоположна.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург.1999.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. №5
- Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. – Омск. 1992.
- Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001.
- Бодалева, А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии” / А.А. Бодалева. – Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
- Большая энциклопедия психологических тестов./ Автор-составитель А.Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов // Вопросы психологии. – 2004. №2
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под общ. Ред. И.И.Дубровиной, А.М. Прихожан, В.В. Зацепина. – М.: AKADEMIA, 1999.
- Воликова, С. В. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам / С. В. Воликова, А. Б. Холмогорова, А. М. Галкина // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 23-32.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Вяткин В.А., Хрусталёв Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. – 1994. №4
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4.
- Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – 19.00.04 – Медицинская психология (психологические науки). – Москва, 2010. – 42с.
- Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - №5. С. 74-84.
- Гаранян, Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма / Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. - №6. С. 52-61.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Питер, 1997.
- Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
- Елканов С.В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: «Просвещение», 1989.
- Иевлева С. Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003. Интернет.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
- Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. – СПб., 1994. – 230с.
- Климов Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1991. №2
- Корсаков, А. П. Культура речи работника сферы обслуживания / А.П. Корсаков. – Ярославль, 1999. – 240с.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение : учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: «Просвещение», 1993.
- Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.
- Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986. – 265с.
- Моросанова В.И. Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. Экспериментальная методика. 2006. Интернет.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. - 1987. №6
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя //Вопросы психологии. – 2000. №2
- Митина Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.: Изд-во «Флинта», 2001.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: «Просвещение», 1987.
- Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. №9
- Орлова О. Перфекционизм / Психологический центр на Пятницкой. Статьи и публикации. 2004.
- Павленко, И. Перфекционизм. Цена совершенства.
Завышенные стандарты качества в эпоху социальной инфляции // Материалы Психологического центра на Пятницкой / Режим доступа: http://www.effecton.ru/440.html.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
- Поливанов К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер,2001.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика, методики и тесты: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 672 с.
- Рамендик, Д.М. Психологический практикум: учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений / Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
- Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. – 1997. №1
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: «ВЛАДОС», 1998.
- Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. – СПб.: Речь, 2004.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: «Педагогика», 2000.
- Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. №1. с.67-80.
- Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 312с.
- Солонкина, О.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / О.В. Солонкина, Д.М. Рамендик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224с.
- Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М.: «Просвещение», 1999.
- Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. №5
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. – 1994. №6
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал, 2004, №4.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2003.
- Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Статья. 2002. Интернет.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство. М.: «Просвещение», 2000.
- Юдеева, Т.Ю. перфекционизм в структуре разных личностных типов Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/yudeyeva_20_49_409_414.pdf
- Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств. Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2007. –
- Юдеева Т.Ю. Феноменология перфекционизма в современных клинико-психологических исследованиях. В сб.: Материалы конференции «Аффективные и шизоаффективные расстройства». - М., 2003. - с.184.
- Хорни К. Концепция Сверх-Я // К. Хорни. Собр.соч.: В 3т. Т.2: Новые пути в психоанализе. М.: Смысл, 1997. С.187-211.
- Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. // Журнал практического психолога. – 1998. №7.
- Ясная, В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 157.
Приложения
Приложение 1
Методика диагностики
уровня эмоционального выгорания В.В.
Бойко
Если вы являетесь
профессионалом в какой-либо сфере
взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть,
в какой степени у вас сформировалась
психологическая защита в форме эмоционального
выгорания. Читайте суждения и отвечайте
«да» или «нет». Примите во внимание, что
если в формулировках опросника идёт речь
о партнёрах, то имеются в виду субъекты
вашей профессиональной деятельности
– пациенты, клиенты, потребители, заказчики,
учащиеся и другие люди, с которыми вы
ежедневно работаете.
Тест
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнёрами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнёров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2 – 3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнёра (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнёрам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнёрами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит всё меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнёру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удаётся предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловыми партнёрами.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения, часто уделяю внимание партнёру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе, вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнёров.
- Общение с партнёрами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнёрах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне всё труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнёрами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё, как надо, не сократят ли и т.п.
- Если партнёр мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: не делай людям добра, не получишь зла.
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнёру эмоциональную отзывчивость, но я не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнёрам по работе отдаёшь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, подвергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнёрами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнёров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнёра помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.