Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

чекомасова диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Кубанский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма

 

 

Факультет педагогики и  психологии

 

Кафедра психологии                  Специализация –050706

Практическая психология

 

 

 

 

 

 

 

Чекомасова  НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

Особенности ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

 

Выпускная квалификационная работа специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

 

 

 

Краснодар, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….

1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..

1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..

1.2. Особенности перфекционизма  и его влияние на поведение  и деятельность человека…………………………………………………………….

 

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………

2.1. Методы психологического исследования  …………………………………..

2.2. Организация психологического  исследования………………………………

 

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….

3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………

3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..

3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...

 

ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

                                                      ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека проходит в условиях современных общественных и социальных трансформаций (И.И. Грачева, 2006). Эти изменения связаны с появлением новых ценностей, заимствованных из западной культуры, и проявляются они в приоритете таких ценностей, как стремление к успеху, рациональности, высокому уровню достижений (А.Г. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, 1999). К современному человеку предъявляются высокие требования: быть хозяином собственной жизни, быть самостоятельным, занимать активную жизненную позицию (И.И. Грачева, 2006, Б.А. Сосновский, 2005).

Современная школа предъявляет  значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: повышение уровня образования, его качества требует от учителя высокого уровня психологического благополучия, профессиональной активности, устойчивых индивидуальных особенностей выполнения деятельности. Для специалиста, работающего в сфере обслуживания, личностные качества являются не только личностными данными, но и специфическими профессиональными инструментами, направленными на достижение цели взаимодействия специалиста и клиента. Работа специалистами в сфере обслуживания предполагает достаточно высокий уровень личностного развития и связанный с этим уровень коммуникативной толерантности, так как успешность деятельности в данной области зависит от того, насколько данный специалист может заранее предусмотреть потребности и желания клиентов, умения конструктивно взаимодействовать с ними. Защитные механизмы личности проявляются как реакция на дискомфорт в общении, выражаясь в определенных особенностях коммуникативного поведения, в проявлении определенных коммуникативных установках [8;19;30;40].

Эмоциогенные особенности как педагогической деятельности, так и деятельности специалиста сферы обслуживания, могут способствовать возникновению и развитию эмоционального выгорания, влияя на развитие профессиональной деформации личности – негативных изменений в структуре личности, так как работа специалиста в сфере «человек-человек» связана с постоянным общением и взаимодействием с людьми. В настоящее время к работе специалистов данной области, а, следовательно, и к их личности предъявляются достаточно высокие требования, так как с ней связаны определенные социальные ожидания. Специалист, постоянно взаимодействующий с людьми, должен понимать себя и других людей. Для выполнения работы в данных сферах необходимы разнообразные профессиональные умения и навыки, такие как коммуникативные, организаторские способности, умение конструктивно взаимодействовать в эмоционально сложных и конфликтных ситуациях.

Для специалиста области  «человек-человек» личностные качества являются не только личностными данными, но и специфическими профессиональными инструментами, направленными на достижение цели взаимодействия специалиста и клиента, ученика и учителя. Актуальность данной работы определяется тем, что общение в этой системе связано с определенной степенью напряжения, так как направлено на достижение максимально высоких результатов.

В этой связи большое  значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.

Можно предположить, что синдром  эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстранённостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения. Таким образом, актуальность данной работы определяется тем, что высокие требования, предъявляемые к деятельности специалистов социальной сферы, могут быть взаимосвязаны с проявлением симптомов эмоционального выгорания.

Таким образом, объектом исследования является развитие синдрома эмоционального выгорания и перфекционизма. 

Предмет исследования – взаимосвязь перфекционизма и синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
  2. Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
  3. Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
  4. Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения: в связи с высокой эмоциональной напряженностью  деятельности педагогов и специалистов сферы обслуживания мы предположили, что перфекционизм как установка на достижение максимально высокого результата может способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания как у педагогов, так и у специалистов сферы обслуживания, однако, во взаимосвязи данных феноменов у педагогов и менеджеров могут быть специфические различия.

Методы исследования. Многомерная шкала перфекционизма, методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.

База исследования. Исследование проводилось в средней общеобразовательных школах № 10, 49 и 63 г. Краснодара, в туристических агентствах «Тур.ру» и «Ева-тур» г. Краснодара, а также среди студентов и выпускников КГУФКСиТ факультета сервиса и туризма, работающих в области сервиса и туризма. Испытуемыми стали 48 педагогов и 47 менеджеров в области сервиса и туризма.

Структура работы. Работа изложена на  72 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, приложений. Список литературы насчитывает 63 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ  ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

1.1. Психологическая характеристика  деятельности педагога

 

Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие « человек – человек» зависит от качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Н.Е. Щуркова в своей работе “Классное руководство”(2000), говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:                                                                                                                     1.   Интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни, – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.                                                                                                 

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с  детьми это:                                                                                                              2.   Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям «Я» человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос «любви к ребенку», потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.                                                                                                           

3.  Интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта,  политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.                            Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и  формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам. Не только преобразование собственной жизни, но и приобщение детей к корректированию привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой культуры, не только личное оценивание происходящего в культуре, но непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической работе ума в оценивании культурных продвижений либо падений их.                             Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.                                                                                                            

Согласно Н.Е. Щурковой, перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми.  Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. (1999г.) к таким качествам относит:                                                                                                    -     наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

-     способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

-     гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

-     умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

Информация о работе Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма