Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

чекомасова диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Термин «burnout (эмоциональное сгорание)» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Первоначально, количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские и т.д.

С. Маслач (1981 г.) – одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания» детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства. По словам  С.Маслач: « Деятельность этих профессионалов  различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время».

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка  зрения на сущность психического выгорания  и его структуру. Согласно современным  данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач:

- эмоциональная истощённость;

- деперсонализация (цинизм);

- редукция профессиональных  достижений.

Эмоциональная истощённость связана с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое  возникает при избыточной рабочей  нагрузке, когда эмоциональные ресурсы  человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать. Это индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь.

Деперсонализация –  это тенденция развивать негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его. Это защита от подавляющих эмоциональных состояний путём обращения с учеником как с объектом. Это внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания.

Редукция профессиональных достижений проявляется в некомпетентности и неуспешности своей деятельности, в негативном индивидуальном опыте, в котором сконцентрированы проблемы.

Исследования последних  лет позволили существенно расширить  сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной средой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к ученикам, но и к труду в целом.

После того, как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник    вопрос о факторах, способствующих развитию или наоборот, тормозящих его. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволил выделить внешние, объективные факторы эмоционального выгорания, связанные с деятельностью, и внутренние, субъективные – это те индивидуальные особенности личности профессионала, которые влияют на процесс возникновения и развития выгорания. М.В. Борисова к объективным факторам возникновения выгорания относит:

  1. неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определённом эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышенная напряжённость в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплочённости в коллективе негативно сказываются на индивидуальных психических состояниях его членов, создают тягостные переживания, которые, закрепляясь, могут привести к эмоциональному выгоранию;
  2. недостатки в организации педагогической деятельности – её излишняя регламентация, высокая степень автономности педагога, неудачное распределение учебной нагрузки, плохое стимулирование труда учителя, неясные перспективы профессионального роста, характер включения педагога в управление учебным заведением.

В качестве субъективных факторов исследователи выделяют:

1) высокий уровень  нейротизма как показатель эмоциональной  неустойчивости индивида, эмоциональной  лабильности, неуравновешенности нервно-психических процессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокой степени откликаемости, низком пороге переживаний дистресса и преобладании негативно окрашенных эмоциональных состояний;

2) наличие рассогласований  в ценностной сфере, что выражается  невозможности реализации педагогом  значимых смыслообразующих жизненных  целей, а также приоритетных  типов поведения, предпочтительного  образа действий и значимых  свойств личности в своей профессиональной деятельности;

3) низкий уровень сформированности  индивидуальной системы осознанной  саморегуляции эмоций и поведения.

Традиционно факторы  эмоционального выгорания группировались в два больших блока: особенности  профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними, или личностными и организационными (Орёл, 2001 г., Решетова, 2002 г.). Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы.

Рассмотрим классификацию  В.В. Бойко, который выделяет ряд  внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других», В.В. Бойко относит следующие факторы:

- склонность к эмоциональной  ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволяет ему развиваться.

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств  деятельности профессионала. Данное  психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает всё слишком эмоционально, отдаётся делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11 – 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

К внешним факторам  выгорания относят:

- хроническая напряжённая  психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее с целенаправленным восприятием партнёров и воздействия на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения;

- дестабилизирующая организация  деятельности: основные её признаки общеизвестны – нечёткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные формы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект. Она сказывается на самом учителе, и на субъекте его деятельности – ученике, а затем на взаимоотношениях обеих сторон. (Решетова, 2002 г.)

- повышенная ответственность  за исполняемые функции и операции. Учителя обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнёров. На учителях лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных учащихся. Плата высока – нервное перенапряжение. Школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. (Решетова, 2002 г.)

- неблагополучная психологическая  атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали в системе «руководитель – подчинённый», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать всё близко к сердцу, беречь нервы.

- психологически трудный  контингент, с которым имеет дело  профессионал в сфере общения: у педагогов – это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти всегда попадается ученик, который «портит нервы» учителю, или «доводит до белого каления». Невольно учитель начинает упреждать подобные случаи прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы «не следует обращать внимание…». В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных, безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстранённость может быть использована неуместно, и тогда у учителя проявляется профессиональная отстранённость, деформация. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной. (Решетова, 2002 г., Орёл, 2001).

Нередко бывает, что в  работе профессионала чередуются периоды  интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определённым ребёнком, возмущён его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

- слабая мотивация  эмоциональной отдачи в профессиональной  деятельности. Здесь имеется два  аспекта. Во-первых, профессионал  в сфере общения не считает  для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную чёрствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за переживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека не значит ничего, и он не нуждается в ней, не испытывает от неё удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для неё важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

- нравственные дефекты  и дезориентации личности: возможно, профессионал имел нравственный  изъян ещё до того, как стал  работать с людьми, или приобрёл  в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнёрами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполнимым обязанностям.

К.Маслач условно разделяет  симптомы эмоционального выгорания  на: психологические, поведенческие  и физические. К психологическим  и поведенческим относятся:

Информация о работе Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма