Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
Термин «burnout (эмоциональное сгорание)» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.
Первоначально, количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские и т.д.
С. Маслач (1981 г.) – одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания» детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства. По словам С.Маслач: « Деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время».
Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач:
- эмоциональная истощённость;
- деперсонализация (цинизм);
- редукция профессиональных достижений.
Эмоциональная истощённость связана с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать. Это индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь.
Деперсонализация –
это тенденция развивать
Редукция профессиональных достижений проявляется в некомпетентности и неуспешности своей деятельности, в негативном индивидуальном опыте, в котором сконцентрированы проблемы.
Исследования последних
лет позволили существенно
После того, как феномен
стал общепризнанным, закономерно возник
вопрос о факторах, способствующих
развитию или наоборот, тормозящих
его. Анализ теоретических и эмпирических
исследований позволил выделить внешние,
объективные факторы
В качестве субъективных факторов исследователи выделяют:
1) высокий уровень
нейротизма как показатель
2) наличие рассогласований
в ценностной сфере, что
3) низкий уровень
Традиционно факторы эмоционального выгорания группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними, или личностными и организационными (Орёл, 2001 г., Решетова, 2002 г.). Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы.
Рассмотрим классификацию
В.В. Бойко, который выделяет ряд
внешних и внутренних факторов, предпосылок,
провоцирующих эмоциональное
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других», В.В. Бойко относит следующие факторы:
- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволяет ему развиваться.
- интенсивная интериоризация
(восприятие и переживание)
К внешним факторам выгорания относят:
- хроническая напряжённая психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее с целенаправленным восприятием партнёров и воздействия на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения;
- дестабилизирующая организация деятельности: основные её признаки общеизвестны – нечёткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные формы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект. Она сказывается на самом учителе, и на субъекте его деятельности – ученике, а затем на взаимоотношениях обеих сторон. (Решетова, 2002 г.)
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Учителя обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнёров. На учителях лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных учащихся. Плата высока – нервное перенапряжение. Школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. (Решетова, 2002 г.)
- неблагополучная
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов – это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти всегда попадается ученик, который «портит нервы» учителю, или «доводит до белого каления». Невольно учитель начинает упреждать подобные случаи прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы «не следует обращать внимание…». В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных, безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстранённость может быть использована неуместно, и тогда у учителя проявляется профессиональная отстранённость, деформация. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной. (Решетова, 2002 г., Орёл, 2001).
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определённым ребёнком, возмущён его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
- слабая мотивация
эмоциональной отдачи в
- нравственные дефекты
и дезориентации личности: возможно,
профессионал имел
К.Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: психологические, поведенческие и физические. К психологическим и поведенческим относятся: