Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
Нередко специалист социально-культурной сферы, работающий экскурсоводом на культурологических объектах, остается единственным человеком, противостоящим жаргонизированию и клишированию русской речи на разных уровнях, от экскурсоводческой ознакомительной беседы до статьи в центральной прессе. Сегодня нормы литературного языка как показатель общей культуры человеческого общества все реже соблюдаются в повседневном общении, сменяясь целыми просторечными и арготизированными комплексами. Важнейшим аспектом профессионального мастерства является высокий уровень речевого общения, ибо речевые структуры – главное средство реализации дидактической задачи. Специалист сферы сервиса или туризма, следуя от изложения готового и выученного к подлинной проблемно – поисковой деятельности, синтезирует коммуникативные, психологические и риторические предпосылки общения. Аудитория, с которой контактирует специалист социокультурной сферы, – это развивающаяся в процессе аргументации и организуемая словом общественная группа, но слово не состоится, пока не затронет ее реальных интересов и не обозначит мотивов дальнейшей деятельности. А. П. Корсаков указывает, что в процессе общения туриста или клиента с работником сервиса осуществляется воспитание, т. е. формирование системы социальных установок, норм, ценностей, одним словом, – формирование ценностной ориентации личности Этот процесс не может игнорировать того, что уже принял турист или обслуживаемый клиент как систему ориентиров и установок; более того, грамотный специалист в сфере сервиса и туризма начинает общение с обслуживаемыми клиентами в непременном контексте интересов, стремлений и мотивов, которые уже им присущи и которые являются условием возникновения аудитории как деятельного, воспринимающего, оценивающего и сотворящего коллективного «я» [8;20;27;30].
Процесс продвижения сервисных услуг – творческий по самой своей сути, и коммуникативные технологии должны обрести соответствующую им эвристическую технику, начинающую действие задолго до процесса оказания сервисных или туристских услуг. Это и есть заинтересованное мастерство, предъявляемое клиенту как мастерство речевое – риторика. Аргументация должна быть не только грамотна, логична, точна и ясна, она должна быть влиятельна и действенна [27].
Процесс оказания сервисных или туристских услуг обладает прогностической функцией, но всякое прогнозирование реакции на сказанное, на личностное развитие обусловливается речевым мастерством специалиста и прежде всего умением ориентироваться в речевой ситуации.
Речевое мастерство –
наименее разработанная часть
Поскольку процесс оказания сервисных или туристских услуг –это прежде всего живое общение, непосредственное взаимодействие с конкретной аудиторией, постольку необходимо вырабатывать в себе навыки творческого слияния с нею. Речевое мастерство специалиста по сервису и туризму можно определить как область его профессиональной коммуникативной компетентности, область коммуникативной риторики.
Это фактор решения коммуникативной
задачи, исходя из знания языковых норм
и возможностей речевого творчества
в трудовом процессе; такое владение
речью, при котором реакция
Это умение построить
систему взаимоотношений
Коммуникативный лидер
– человек, способный приковать
внимание монологом, организовать диалог
и вести его в соответствии
с нормами национального
А. П. Корсаков подчеркивает, что речь есть орудие социальной жизни и интеллектуальной деятельности обслуживаемого лица. Чтобы профессионально решать коммуникативные задачи, каждый специалист по сервису и туризму должен владеть системой знаний и профессиональных речевых умений. Коммуникативные умения являются важным компонентом квалификационной характеристики специалиста по сервису и туризму. Степень их сформированности – показатель уровня деятельности специалиста [19].
Дидактическая ориентированность речи специалиста по сервису и туризму определяет многие особенности его коммуникативно-речевой подготовки, в содержание которой входят следующие компоненты:
• осознанное владение нормами литературного языка;
• лингводидактическая подготовка студентов по проблемам «язык и мышление», «язык и культура», «речевая и речетворческая деятельность» и др.;
• осознание текста как продукта речевой деятельности и единицы продвижения услуг и коммуникации;
• активная включенность студентов в речетворческую деятельность, овладение речевыми понятиями коммуникативной риторики [27].
Таким образом, речевое мастерство – не набор готовых форм и рекомендаций, а умение их творчески использовать так, чтобы речь достигала поставленной цели и была организована в соответствии с ситуативными характеристиками. Именно поэтому важно овладение специалистом туризма и сервиса контекстами общения, стилистическим богатством языка, речевыми жанрами, нормами литературного языка, образующими в совокупности текст продвижения услуг на потребительском рынке.
Профессиональная пригодность к работе специалист в области сервиса определяется психологическими качествами, которыми он должен обладать: умение общаться с людьми; выдержка, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самообладание; наблюдательность и память; способность чувствовать настроение другого человека, чуткость; эрудиция, выразительная речь, богатый запас слов, правильное произношение; чувствительность к различению формы, цвета, величины; умение распределять и переключать внимание; быстрота и точность подсчета; умение разбираться в людях [30].
Специалист в области сервиса должен быть хорошим психологом, что позволит ему:
1. понимать поведение
потребителей и оказывать на
них целенаправленное
2. хорошо разбираться
в себе и сознательно
3. хорошо знать своих
коллег по работе и
Реакцию потребителей
на действия специалист в
Чтобы правильно
оценить личность, следует быть
осторожным и не судить о
человеке по первому
К оценке потребителя следует подходить дифференцированно в зависимости от пола, возраста, профессии и других факторов:
1. более решительны
в выборе блюд и напитков, чем
женщины, проявляют большую
2. уделяют повышенное внимание санитарному состоянию зала, эстетике сервировки стола, более критически, чем мужчины, относятся к выбору блюд;
3. очень чувствительны к вежливости, но требуют меньше рекомендаций при выборе блюд и напитков, так как твердо придерживаются своих привычек и вкусов;
4. часто скрывают свою
неосведомленность и поэтому
нуждаются в тактичных
При обслуживании людей невозможно обойтись без корректности, предусмотрительности, сдержанности, тактичности и других качеств, которые определяют этику поведения специалист в области сервиса.
Основные принципы профессионального
поведения специалиста в
1. постоянная приветливость, вежливость, тактичность, радушие ко всем потребителям;
2. предупредительность,
готовность к оказанию услуг,
выполнению просьб
3. доброжелательное и
внимательное отношение к
4. принятие потребителя
таким, каков он есть, отказ
от попыток поучать его,
5. воздействие на потребителя
исходя только из его
6. профессиональный интерес к изучению потребителей;
7. умелое ведение торгового диалога [8;27].
Торговый диалог между специалист в области сервиса и потребителем состоит из следующих этапов: привлечение внимания потребителя, пробуждение интереса у потребителя и подготовка решения, принятие решения.
Привлечение внимания потребителя достигается вежливым приветствием, соответствующим внешним видом специалист в области сервиса, сервировкой стола. Специалист в области сервиса в свою очередь изучает (наблюдает) походку, осанку, одежду, выражение лица потребителя, оценивает его характер и принимает нужную форму обращения с ним.
Клиент может обратиться с просьбой к специалистУ в области сервиса задав вопрос; как куда-то пройти, кого найти и т. д. Следует внимательно выслушать его, ответить, рассказать, а если это необходимо, показать, проводить или позвать. Это признак воспитанности и знания этикета. Специалист в области сервиса должен быть наблюдательным и, стремясь делать меньше ошибок, научиться анализировать свои действия.
Таким образом,
1.3. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека
Перфекционизм понимается как стремление быть совершенным во всем. Это понятие пришло в русский язык из латинского языка, где оно обозначает абсолютное совершенство.
А. Пахт писал о том, что перфекционизм — широко распространенная и чрезвычайно тяжелая проблема, связанная с множеством психологических и физических расстройств (алкоголизм, психосоматические заболевания, личностные расстройства, неврозы, депрессия и т д. ). Она имеет не только клинико-психологическое, но и социально-психологическое, социологическое, культурное значение.
В литературе, посвященной перфекционизму, указывается на существование двух подходов к концепции перфекционизма: одномерный и многомерный. Первый, более ранний подход, акцентировал внимание на когнитивных факторах перфекционизма и форме иррациональных убеждений.
В более поздних исследованиях было доказано, что перфекционизм многомерен, т.е. включает множество связанных между собой черт, одни из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации (Ясная В.А., Ениколопов С.Н., 2007).
Перфекционизм рассматривался в психоанализе, преимущественно в трудах представителей постфрейдизма А. Адлера и К. Хорни. Они рассматривали это явление преимущественно как невротический симптом, проявляющийся в чрезмерно завышенных нормах и страхе совершить ошибку. Кроме того, Адлер рассматривает перфекционизм как компенсаторное стремление к совершенству и превосходству, обусловленное комплексом неполноценности личности (Адлер А., 2000, Хорни К., 2002).
В трудах психоаналитиков
перфекционизм рассматривается
также как компонент
При этом существует и
современное понимание
В настоящее время
перфекционизм рассматривается
как многомерное явление. Данная
концепция разработана в
1. «Личностно-адресованный перфекционизм», или перфекционизм, ориентированный на себя. При доминировании этого вида перфекционизма человек склонен предъявлять чрезмерно высокие требования к себе; проявляется в виде завышенных и нереалистичных требований, предъявляемых к себе, и усиленном исследовании себя, самокопании и самокритике, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач.