Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической
импровизации, умение применять все разнообразие
средств воздействия (убеждение, внушение,
заражение, применение различных приемов
воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
По мнению Н.Е. Щурковой (2000), все перечисленные
личностные качества не заменяют профессионализма,
и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию
личности педагога, если они не подкрепляются
хорошим профессиональным обучением,
но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.
Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
Необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е.(2001г.). В группу организационных факторов включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова (1985), 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.
- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
- Социально-психологические
факторы. Анализ взаимодействия между
социально-психологическими отношениями
работников к объекту их труда можно провести
в двух направлениях: позиции работников
по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения
самих реципиентов (учеников). Существует
взаимосвязь между данной характеристикой
и выгоранием. Данная зависимость может
быть обусловлена спецификой самой деятельности.
Так учителя, характеризующиеся наличием
опекающей идеологии во взаимоотношениях
с учениками, а так же не использующие
репрессивную и ситуационную тактики,
демонстрируют высокий уровень выгорания.
С другой стороны, атмосфера в коллективе
учащихся и их отношение к учителю и учебному
процессу могут провоцировать возникновение
выгорания у педагогов. В частности, отмечается,
что апатия учеников и неблагоприятная
атмосфера в классе, например, активное
сопротивление учителю в виде негативного
поведения учеников вызывают у учителей
выгорание (Орел, 2001г.)
Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия учителя может быть отнесена к «разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции». (Форманюк,1994г.) Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.
Маркова А.К. в работе «Психология труда учителя» (1993г.), говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
По данным социально-демографических
исследований труд педагога относится
к числу наиболее напряженных
в эмоциональном плане видов
труда: по степени напряженности
нагрузка учителя в среднем больше,
чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов
ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно
работает с людьми. Бойко В.В. приводит
следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных
школ, риск и повышенный риск патологии
сердечно-сосудистой системы отмечен
в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного
мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных
имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного
тракта. Вся выявляемая соматическая патология
сопровождается клиникой неврозоподобных
нарушений. Собственно невротические
расстройства выявились в 60-70% случаев.
(Бойко, 1996г.) Указанная сторона здоровья
учительства обусловлена многими социальными,
экономическими, жилищно-бытовыми факторами.
Немалая роль здесь, конечно, и психического
напряжения, сопровождающего профессиональные
будни педагога. Не мудрено, что, в целях
экономии своих энергоресурсов, многие
педагоги прибегают к различным механизмам
психологической защиты и, по крайней
мере, обречены на эмоциональное выгорание.
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е.(2001г.) отмечает, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый «педагогический криз», выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:
- во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
- во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
- в-третьих, возможность
изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда
его поиски, инновации не поддерживаются
коллегами, что вызывает чувство тревоги,
одиночества, неверия в себя.
Более всего риску
возникновения СЭВ подвержены лица,
предъявляющие непомерно
Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.
Проведённое ещё в 20х гг. изучение динамики работоспособности учителей подтвердило существование «латентных» факторов индивидуальности, предрасполагающих или препятствующих развитию психической усталости у работающих учителей. Исследования по охране труда, выполненные группой А.С. Шафрановой, следует отнести к наиболее продуктивным. Эта группа исследователей, попытавшаяся отыскать «общий критерий трудности и вредности» педагогической деятельности, впервые довольно детально изучила условия и механизмы возникновения профессиональной дезадаптации учителей.
В построенной А.С. Шафрановой классификации профессий на основе полученных данных в особую группу выделены профессии, относящиеся к области искусств и просвещения, на основании «преобладающего присутствия творческого начала». Позднее она добавила в эту группу врачей, инженеров, ответственных профсоюзных работников. Этой группе даётся название «профессии высшего типа» по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой». На наш взгляд, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивида.
Большие нагрузки на эмоциональную сферу отмечал и М.М. Рубинштейн, выделяя в «структуре учителя» как важнейшие следующие качества: любовь к детям и оптимизм. Основное значение во взаимоотношениях учителя и детей М.М. Рубинштейн придавал «нерассудочному влиянию», поэтому для него была важна не просто «эмоционально- волевая окраска материала», но и сама личность учителя. Противоречивость сочетаемых личностных качеств он объяснял тем, что эмоциональная сфера редко осознаётся и трудноуправляема. Например, умение «вживляться в чужую психику, даже перевоплощаться…., но не растворяться в ней». Или из-за того, что «оба фактора нерассудочны». Суть анализа, проделанного М.М. Рубинштейном, можно свести к следующему итогу: только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с описанными трудностями. В то же время он предупреждал начинающих педагогов, что общество и наука пока что не обеспечивают условий для необходимого самообразования и самовоспитания учителя, поэтому в эмоциональном развитии учитель должен продвигаться вам, чтобы выжить и не деградировать как личность.
К сожалению, продолжения всех этих исследований не последовало, впрочем, как и выполнения планов обследования здоровья учителей, начатого ещё в 1922 г. В.П. Кашкадамовым.
Возвращение к проблеме эмоциональной дезадаптации работающих учителей произошло в сфере эгрономики – психологии труда – после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого синдрома эмоционального сгорания как специфического вида профессионального заболевания лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников и т.д.).