Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
Перфекционизм, ориентированный на себя, проявляется, когда человек предъявляет высокие требования к собственной личности; перфекционизм, ориентированный на других, проявляется, когда человек предъявляет высокие требования к окружающим людям, и социально предписанный перфекционизм, - когда человек считает, что окружающие люди предъявляют к нему высокие требования.
2.2.Организация исследования
Первый этап заключался
в теоретическом анализе
Второй этап включал сбор и обработку полученных эмпирических данных математико-статистическими методами: вычисление средних значений, уровня достоверности различий методом Стьюдента, корреляционный анализ.
На третьем этапе
собранные эмпирические данные были
проанализированы и обобщены, была
проведена интерпретация
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Особенности
проявления синдрома
Для исследования специфики проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов использовалась методика В.В.Бойко. В таблице 1 можно отследить сосотношение степени проявления синдрома эмоционального выгорания в выборке педагогов общеобразовательных заведений и менеджеров в области сервиса и туризма.
Таблица 1
Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов
Фаза |
Симптомы |
Педагоги |
Уровень |
I |
Напряжения |
51,8±4,87 |
Стадия формирования |
1. Переживания психотравмирующих обстоятельств |
14,6±1,90 |
Складывающийся симптом | |
2. Неудовлетворенность собой |
10,5±1,87 |
Складывающийся симптом | |
3. Загнанность в клетку |
11,6±2,68 |
Складывающийся симптом | |
4. Тревога и депрессия |
14,5±1,91 |
Складывающийся симптом | |
II |
Резистенции |
65,5±3,72 |
Сформировавшаяся фаза |
1. Неадекватное эмоциональное реагирование |
18,6±1,01 |
Сложившийся симптом | |
2. Эмоционально-нравственная дезориентация |
15,2±2,81 |
Сложившийся симптом | |
3. Расширение сферы экономии эмоций |
13,5±2,56 |
Складывающийся симптом | |
4.Редукция профессиональных обязанностей |
18,0±1,34 |
Сложившийся симптом | |
III |
Истощения |
61,2±5,41 |
Сформировавшаяся фаза |
1. Эмоциональный дефицит |
12,3±1,48 |
Складывающийся симптом | |
2. Эмоциональная отстраненность |
15,7±3,78 |
Сложившийся симптом | |
3. Личностная отстраненность |
16,8±2,31 |
Сложившийся симптом | |
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения |
15,8±2,08 |
Сложившийся симптом |
Из таблицы видно, что у педагогов наиболее сформирована фаза «резистенции» (65,5), за ней следует фаза «истощение» (61,2). Фаза «напряжения» (51,8) находится в стадии формирования.
Рассмотрим особенности проявления симптом сформированной у педагогов фазы резистентности. Сложившимися ее симптомами являются следующие: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое выражается либо экономичным проявлением эмоций, либо неадекватным избирательным эмоциональным реагированием; эмоционально-нравственная дезориентация, когда эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства, рационализация своих поступков или проекция вины на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать». Проявляется и расширение сферы экономии эмоций вне профессиональной деятельности — дома, в общении со знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Кроме того, данная фаза характеризуется складывающимся симптомом редукции профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. Психосоматические и психовегетативные нарушения обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Такой симптом, как эмоциональный дефицит, является складывающимся, и заявляет о себе в ощущении, что эмоционально педагог уже не может помочь субъектам своей деятельности.
Таким образом, мы установили, что у педагогов достаточно явно сложились вторая и третья фаза эмоционального выгорания.
Рассмотрим особенности эмоционального выгорания менеджеров в области сервиса и туризма.
Таблица 2
Фаза |
Симптомы |
Менеджеры |
Уровень |
I |
Напряжения |
59,9±5,66 |
Стадия формирования |
1. Переживания психотравмирующих обстоятельств |
18,6±1,05 |
Сложившийся симптом | |
2. Неудовлетворенность собой |
13,2±3,40 |
Складывающийся симптом | |
3. Загнанность в клетку |
13,1±3,21 |
Складывающийся симптом | |
4. Тревога и депрессия |
16,2±2,16 |
Сложившийся симптом | |
II |
Резистенции |
79,8±2,92 |
Сформировавшаяся фаза |
1. Неадекватное эмоциональное |
20,2±0,78 |
Доминирующий симптом | |
2. Эмоционально-нравственная |
18,2±2,24 |
Сложившийся симптом | |
3. Расширение сферы экономии эмоций |
20,4±0,77 |
Доминирующий симптом | |
4.Редукция профессиональных |
21,2±1,34 |
Доминирующий симптом | |
III |
Истощения |
65,4±5,38 |
Сформировавшаяся фаза |
1. Эмоциональный дефицит |
16,4±2,87 |
Сложившийся симптом | |
2. Эмоциональная отстраненность |
17,0±2,82 |
Сложившийся симптом | |
3. Личностная отстраненность |
15,3±2,21 |
Складывающийся симптом | |
4. Психосоматические и |
17,2±1,83 |
Сложившийся симптом |
Средние значения показателей эмоционального выгорания менеджеров в области сервиса и туризма
Установлено, что у менеджеров в области сервиса и туризма стадия резистентности, так же как у педагогов, рассматривается нами как сформировавшаяся фаза, доминирующим симптомом в ней выступает неадекватное эмоциональное реагирование, которое проявляется в виде либо экономичного проявления эмоций, либо неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, что в целом сопоставимо с особенностями труда специалиста, работающего в данной области, когда необходим контроль над собственными эмоциями. Также как доминирующие симптомы проявляются расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных достижений, которые проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими и он предпринимает попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
В фазе истощения, которая является сформированной, все симптомы - являются сложившимися. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Все эти факторы являются доказательством напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма.
Мы произвели сравнительный
анализ особенностей симптомов эмоционального
выгорания у педагогов и
Таблица 3
Фаза |
Симптомы |
Педагоги |
Менеджеры |
Достоверность различий |
I |
Напряжения |
51,8 |
59,9 |
- |
1. Переживания психотравмирующих обстоятельств |
14,6 |
18,6 |
- | |
2. Неудовлетворенность собой |
10,5 |
13,2 |
- | |
3. Загнанность в клетку |
11,6 |
13,1 |
- | |
4. Тревога и депрессия |
14,5 |
16,2 |
- | |
II |
Резистенции |
65,5 |
79,8 |
р < 0,05 |
1. Неадекватное эмоциональное реагирование |
18,6 |
20,2 |
- | |
2. Эмоционально-нравственная дезориентация |
15,2 |
18,2 |
- | |
3. Расширение сферы экономии эмоций |
13,5 |
20,4 |
р < 0,05 | |
4.Редукция профессиональных обязанностей |
18,0 |
21,2 |
р < 0,05 | |
III |
Истощения |
61,2 |
65,4 |
р < 0,05 |
1. Эмоциональный дефицит |
12,3 |
16,4 |
- | |
2. Эмоциональная отстраненность |
15,7 |
17,0 |
- | |
3. Личностная отстраненность |
16,8 |
15,3 |
- | |
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения |
15,8 |
17,2 |
- |
Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров
Несмотря на то, что фазы резистенции и истощения играют значительную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания, как у педагогов, так и у менеджеров в области сервиса и туризма, все же имеется значимое различие в степени их выраженности. Установлено, что у менеджеров в области сервиса и туризма достоверно выше, чем у педагогов, показатели фаз истощения и резистенции, а также симптомы фазы резистенции «расширение сферы экономии эмоций» и «редукция профессиональных обязанностей». На основании полученных данных мы сделали вывод о большей эмоциональной напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма в связи с тем, что к специалистам данной области предъявляется больше требований, связанных с необходимостью контроля над собственными эмоциональными проявлениями, так как от умения быть вежливыми, тактичными, сдержанными, коммуникабельными, зависит успех и эффективность их труда. Специалист сферы обслуживания не может позволить себе проявления истинных негативных эмоций, так как для данной области характерна ориентация на потребности клиента, тогда как у педагогов больше возможности выражения негативных эмоций в их деятельности. необходимость контроля над эмоциями на наш взгляд является решающей в формировании эмоционального выгорания менеджеров.
С целью выявления особенностей проявления перфекционизма как установки на достижение максимально высокого результата мы произвели сравнительный анализ данного параметра у менеджеров и специалистов в области сервиса и туризма, результаты которого представлены в таблице 4.
Таблица 4
Средние значения показателей перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма
Педагоги |
Менеджеры в области сервиса и туризма |
Достоверность различий | |
Перфекционизм, ориентированный на себя |
34,2+11 |
38,2+8,52 |
- |
Перфекционизм, ориентированный на других |
63,1+11,3 |
61,6+12,49 |
- |
Социально-предписанный перфекционизм |
64,7+10,38 |
72,1+14,7 |
p ≤0,05 |
Интегральный показатель перфекционизма |
162+19,9 |
171,8+22,42 |
p ≤0,05 |