Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...

ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

чекомасова диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Перфекционизм, ориентированный на себя, проявляется, когда человек предъявляет высокие требования к собственной личности; перфекционизм, ориентированный на других, проявляется, когда человек предъявляет высокие требования к окружающим людям,  и социально предписанный перфекционизм, - когда человек считает, что окружающие люди предъявляют к нему высокие требования.

 

2.2.Организация   исследования

Первый этап заключался в теоретическом анализе литературы по проблеме синдрома эмоционального выгорания у педагогов, особенностях деятельности менеджеров в области сервиса и туризма и осуществлялся подбор методов диагностики.

Второй этап включал  сбор и обработку полученных эмпирических данных математико-статистическими  методами: вычисление средних значений, уровня достоверности различий методом Стьюдента, корреляционный  анализ.

На третьем этапе  собранные эмпирические данные были проанализированы и обобщены, была проведена интерпретация полученных данных, сформулированы выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. Особенности  проявления синдрома эмоционального  выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

Для исследования специфики  проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов использовалась методика В.В.Бойко. В  таблице 1 можно отследить сосотношение степени проявления синдрома эмоционального выгорания в выборке педагогов общеобразовательных заведений и менеджеров в области сервиса и туризма.

Таблица 1

Средние значения показателей  эмоционального выгорания педагогов

Фаза

Симптомы

Педагоги 

Уровень

 

 

I

Напряжения

51,8±4,87

Стадия формирования

1. Переживания психотравмирующих  обстоятельств

14,6±1,90

Складывающийся симптом

2. Неудовлетворенность  собой

10,5±1,87

Складывающийся симптом

3. Загнанность в клетку

11,6±2,68

Складывающийся симптом

4. Тревога и депрессия

14,5±1,91

Складывающийся симптом

 

 

II

Резистенции

65,5±3,72

Сформировавшаяся фаза

1. Неадекватное эмоциональное  реагирование

18,6±1,01

Сложившийся симптом

2. Эмоционально-нравственная  дезориентация

15,2±2,81

Сложившийся симптом

3. Расширение сферы  экономии эмоций

13,5±2,56

Складывающийся симптом

4.Редукция профессиональных  обязанностей

18,0±1,34

Сложившийся симптом

 

 

 

III

Истощения

61,2±5,41

Сформировавшаяся фаза

1. Эмоциональный дефицит

12,3±1,48

Складывающийся симптом

2. Эмоциональная отстраненность

15,7±3,78

Сложившийся симптом

3. Личностная отстраненность

16,8±2,31

Сложившийся симптом

4. Психосоматические  и психовегетативные нарушения

15,8±2,08

Сложившийся симптом




Из таблицы видно, что у педагогов наиболее сформирована фаза «резистенции» (65,5), за ней следует фаза «истощение» (61,2). Фаза «напряжения» (51,8) находится в стадии формирования.

Рассмотрим особенности  проявления симптом сформированной у педагогов фазы резистентности. Сложившимися ее симптомами являются следующие: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое выражается либо экономичным проявлением эмоций, либо неадекватным избирательным эмоциональным реагированием; эмоционально-нравственная дезориентация, когда эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства, рационализация своих поступков или проекция вины на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать». Проявляется и расширение сферы экономии эмоций вне профессиональной деятельности — дома, в общении со знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.  Кроме того, данная фаза характеризуется складывающимся симптомом редукции профессиональных обязанностей: обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «Истощение» также сформирована, характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде сложившихся симптомов.

Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает  эмоции из сферы своей профессиональной деятельности.  Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. Психосоматические и психовегетативные нарушения обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Такой симптом, как эмоциональный дефицит, является складывающимся, и заявляет о себе в ощущении, что эмоционально педагог уже не может помочь субъектам своей деятельности.

Таким образом, мы установили, что у педагогов достаточно явно сложились вторая и третья фаза эмоционального выгорания.

Рассмотрим особенности  эмоционального выгорания менеджеров в области сервиса и туризма.

Таблица 2

Фаза

Симптомы

Менеджеры

Уровень

 

 

I

Напряжения

59,9±5,66

Стадия формирования

1. Переживания психотравмирующих  обстоятельств

18,6±1,05

Сложившийся симптом

2. Неудовлетворенность собой

13,2±3,40

Складывающийся симптом

3. Загнанность в клетку

13,1±3,21

Складывающийся симптом

4. Тревога и депрессия

16,2±2,16

Сложившийся симптом

 

 

II

Резистенции

79,8±2,92

Сформировавшаяся фаза

1. Неадекватное эмоциональное реагирование

20,2±0,78

Доминирующий симптом

2. Эмоционально-нравственная дезориентация

18,2±2,24

Сложившийся симптом

3. Расширение сферы экономии эмоций

20,4±0,77

Доминирующий симптом

 

4.Редукция профессиональных обязанностей

 

21,2±1,34

Доминирующий симптом

 

 

 

III

Истощения

65,4±5,38

Сформировавшаяся фаза

1. Эмоциональный дефицит

16,4±2,87

Сложившийся симптом

2. Эмоциональная отстраненность

17,0±2,82

Сложившийся симптом

3. Личностная отстраненность

15,3±2,21

Складывающийся симптом

4. Психосоматические и психовегетативные  нарушения

17,2±1,83

Сложившийся симптом




Средние значения показателей  эмоционального выгорания менеджеров в области сервиса и туризма

Установлено, что у менеджеров в области сервиса и туризма стадия резистентности, так же как у педагогов, рассматривается нами как сформировавшаяся фаза, доминирующим симптомом в ней выступает неадекватное эмоциональное реагирование, которое проявляется в виде либо экономичного проявления эмоций, либо неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, что в целом сопоставимо с особенностями труда специалиста, работающего в данной области, когда необходим контроль над собственными эмоциями. Также как доминирующие симптомы проявляются расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных достижений, которые проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими и он предпринимает попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

В фазе истощения, которая  является сформированной, все симптомы - являются сложившимися. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности.  Его почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Все эти факторы являются доказательством напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма.

Мы произвели сравнительный  анализ особенностей симптомов эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров по туризму, и установили следующие  особенности (таблица 3).

Таблица 3

Фаза

Симптомы

Педагоги 

Менеджеры

Достоверность различий

 

 

I

Напряжения

51,8

59,9

-

1. Переживания психотравмирующих  обстоятельств

14,6

18,6

-

2. Неудовлетворенность  собой

10,5

13,2

-

3. Загнанность в клетку

11,6

13,1

-

4. Тревога и депрессия

14,5

16,2

-

 

 

II

Резистенции

65,5

79,8

р < 0,05

1. Неадекватное эмоциональное  реагирование

18,6

20,2

-

2. Эмоционально-нравственная  дезориентация

15,2

18,2

-

3. Расширение сферы  экономии эмоций

13,5

20,4

р < 0,05

4.Редукция профессиональных обязанностей

18,0

21,2

р < 0,05

 

 

 

III

Истощения

61,2

65,4

р < 0,05

1. Эмоциональный дефицит

12,3

16,4

-

2. Эмоциональная отстраненность

15,7

17,0

-

3. Личностная отстраненность

16,8

15,3

-

4. Психосоматические  и психовегетативные нарушения

15,8

17,2

-




Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров

 

Несмотря на то, что  фазы резистенции и истощения играют значительную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания, как у педагогов, так и у менеджеров в области сервиса и туризма, все же имеется значимое различие в степени их  выраженности. Установлено, что у менеджеров в области сервиса и туризма достоверно выше, чем у педагогов, показатели фаз истощения и резистенции, а также симптомы фазы резистенции «расширение сферы экономии эмоций» и «редукция профессиональных обязанностей». На основании полученных данных мы сделали вывод о большей эмоциональной напряженности труда менеджера в области сервиса и туризма в связи с тем, что к специалистам данной области предъявляется больше требований, связанных с необходимостью контроля над собственными эмоциональными проявлениями, так как от умения быть вежливыми, тактичными, сдержанными, коммуникабельными, зависит успех и эффективность их труда. Специалист сферы обслуживания не может позволить себе проявления истинных негативных эмоций, так как для данной области характерна ориентация на потребности клиента, тогда как у педагогов больше возможности выражения негативных эмоций в их деятельности. необходимость контроля над эмоциями на наш взгляд является решающей в формировании эмоционального выгорания менеджеров.

 

    1. Средние значения показателей перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

 

С целью выявления  особенностей проявления перфекционизма как установки на достижение максимально высокого результата мы произвели сравнительный анализ данного параметра у менеджеров и специалистов в области сервиса и туризма, результаты которого представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4

Средние значения показателей перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма

 

Педагоги 

Менеджеры в области сервиса и туризма

Достоверность различий

Перфекционизм, ориентированный  на себя

34,2+11

38,2+8,52

-

Перфекционизм, ориентированный  на других

63,1+11,3

61,6+12,49

-

Социально-предписанный перфекционизм

64,7+10,38

72,1+14,7

p ≤0,05

Интегральный показатель перфекционизма

162+19,9

171,8+22,42

p ≤0,05

Информация о работе Особенности взаимосвязи перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма