Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявление уровня перфекционизма в деятельности педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить научной, теоретической и методической литературы по заявленной теме.
Изучить особенности эмоционального выгорания у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Изучить особенности проявления перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
Выявить особенности взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов и перфекционизма у педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………….
1.1. Психологическая характеристика связи деятельности педагога с синдромом эмоционального выгорания ………………………………………..
1.2. Психологическая характеристика деятельности менеджеров в области сервиса и туризма…………………………………………………………………..
1.2. Особенности перфекционизма и его влияние на поведение и деятельность человека…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………
2.1. Методы психологического исследования …………………………………..
2.2. Организация психологического исследования………………………………
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….
3.1 Средние значения показателей перфекционизма педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………………………
3.2 Средние значения показателей эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………..
3.3. Взаимосвязь перфекционизма и эмоционального выгорания педагогов и менеджеров в области сервиса и туризма………………………………………...
ВЫВОДЫ…………………………………………….…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
На основании данной
концепции разработана
Таким образом, для перфекционизма
свойственны следующие
В статье Ясной В.А. и Ениколопова С.Н. приводятся данные о том, что перфекционизм как черта личности рассматривается в различных формах:
1. Активный перфекционизм (тенденция действия, в основе которой лежат высокие стандарты, мотивирующие поведение) и пассивный перфекционизм (бездействие из-за крайней озабоченности ошибками, сомнений в действиях и тенденции к оттягиванию действий).
2. Позитивный перфекционизм (положительные аспекты перфекционизма, отражающие высокие личные стандарты, субъектно-ориентированный перфекционизм, объектно-ориентированный перфекционизм и организованность) и негативный перфекционизм (перфекционное поведение, являющееся функцией отрицательного подкрепления и тенденции избегания).
3. Нормальный перфекционизм (стремление к разумным и реалистичным стандартам, которое ведет к самоудовлетворенности и повышению самооценки) и невротический перфекционизм (стремление к чрезмерно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других).
4. Всемирно-ориентированный перфекционизм (убежденность, что существуют точные, правильные и совершенные решения всех человеческих и мировых проблем) и объектно-ориентированный перфекционизм (предъявление чрезмерно высоких стандартов для других людей).
Причинное объяснение перфекционизма заключается в особенностях родительского воспитания, подтверждение чему находится в исследованиях Воликовой и соавторов. Они указывают на то, что высок уровень родительского спроса на высокий уровень школьного образования, которое может стать предпосылкой получения престижной профессией в вузах. Им кажется, что таким образом они могут обезопасить будущее своего ребенка в условиях социальной и экономической нестабильности, помочь ребенку адаптироваться в этих условиях. Однако обучение по усложненной программе может иметь не только позитивные последствия. Указывается на то, что увеличилось количество обращений к детским психологам по вопросу плохого настроения, недовольства жизнью, одиночества, особенно среди учащихся средней школы. Школьные психологи и семейные психотерапевты указывают на вклад высокого уровня родительских требований и дисфункциональных родительских установок в развитие эмоциональных нарушений у школьников. Перфекционистские установки в семье также являются дисфункциональными. В статье указывается, что в семьях детей, которые обучаются по усложненной системе, такие установки особенно выражены. Таким образом, родительские установки и стиль семейного воспитания могут быть причинным объяснением выраженности феномена перфекционизма.
Чаще всего перфекционизм
рассматривается как негативное
явление, особенно в трудах психотерапевтов.
Например, Бек указывает, что перфекционизму
свойственен паттерн
1) перфекционизм, который
препятствует завершению
2) озабоченность деталями, правилами, списками, порядком, организацией или графиками до такой степени, что теряется главный смысл деятельности;
3) необоснованное настаивание
на том, чтобы другие все
делали так, как он считает
нужным, или необоснованное нежелание
позволить другим что-то
4) чрезмерное внимание
к работе и продуктивности
в ущерб досугу и дружбе (не
связанной с материальной
5) нерешительность: избегает,
откладывает или затягивает
6) чрезмерная добросовестность, скрупулезность и негибкость в вопросах нравственности или ценностей (не связанных с культурной или религиозной принадлежностью);
7) ограниченное выражение любви;
8) недостаток щедрости
в предоставлении времени,
9) неспособность выбрасывать изношенные или ненужные вещи, даже когда с ними не связаны какие-либо чувства (Бек А., Фримен А., 2002).
Бек и Фримен так же
указывают, что перфекционизм
Перфекционизм, таким образом, рассматривают как подсознательное
требование к себе, связанное с тем, что
в данный момент человека не устраивает.
На основании этого человеку приходится
постоянно контролировать себя и свои
действия. У каждого человека есть идеальное
Я,
отточенная идея о том, какой он должен
быть в идеале, но при этом знание об этой
идее сопровождается знанием о том, что
он несовершенен. Люди всегда гордятся
не тем, кем они являются, а тем, что они
из себя представляют. Крайняя степень
личностного раскола – это деперсонализация.
Человек не может жить таким, какой он
есть, у него отвращение к себе, он себя
не принимает. И тогда он искусственно
создает другую личность, абсолютно другую,
и проявляет ее в мире. Теперь то, кем он
является, его совершенно не волнует, он
это подавил и теперь, выходя на улицу,
он начинает играть спектакль. Он делает
то же, что делают актеры в театре, он играет.
Стремление к перфекционизму – стремление
к тому, чтобы стать совершенным. Но это
только лишь идея.
Часто воспитание человека направлено
на амбицию, на тщеславие, на честолюбие.
Как только он приходит в этот мир, ему
сразу дают план-карту, как он должен осуществлять
себя в жизни. Он еще не осознал, кем он
хочет стать, что принесет ему радость,
что сделает его удовлетворенным, как
его тут же программируют. Получив карту,
он уже не сможет прожить собственную
жизнь. Это будет любая жизнь, но не его.
Таким образом, перфекционистские установки
формируются в раннем возрасте под влиянием
родительских установок. Люди рождаются
разными. Каждый человек уникален. Но такая
данность человека не устраивает, потому
что у него есть совершенная идея о том,
какими мы должны быть.
Таким образом, перфекционистские установки, ориентирующие человека на стремление к совершенству, могут не столько стимулировать, сколько становиться препятствием на пути личностного и профессионального роста.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для подтверждения выдвинутых гипотез исследования использованы следующие методы:
- методики психологической диагностики:;
- методы обработки данных: количественный (статистические методы) и качественный.
Метод расчёта достоверности показателей - t – критерий Стьюдента для независимых выборок, осуществлён корреляционный анализ, определено процентное соотношение некоторых показателей.
Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:
1.Методика В.В. Бойко
«Исследование эмоционального
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание
представляет собой стереотип эмоционального
Методика позволяет
диагностировать ведущие симпто
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза стресса |
№ |
СИМПТОМ |
НАПРЯЖЕНИЕ |
1 |
Переживание
психотравмирующих |
2 |
Неудовлетворенность собой | |
3 |
«Загнанность в клетку» | |
4 |
Тревога и депрессия | |
РЕЗИСТЕНЦИЯ |
1 |
Неадекватное эмоциональное реагирование |
2 |
Эмоционально-нравственная дезориентация | |
3 |
Расширение сферы экономии эмоций | |
4 |
Редукция профессиональных обязанностей | |
ИСТОЩЕНИЕ |
1 |
Эмоциональный дефицит |
2 |
Эмоциональная отстраненность | |
3 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) | |
4 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
Методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов.
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы:
Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трём фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчёты:
а) Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
- 9 и менее баллов симптом не сложился;
- 10 – 15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и более баллов – симптом сложился.
б) Подсчитывается сумма
показателей симптомов для
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – фаза сформировалась.
в) Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении 1.
2. Многомерная шкала перфекционизма.
Данная методика была разработана П. Хьюиттом и Г. Флеттом, в данном исследовании использовалась в адаптации И.И. Грачевой).
П. Хьюитт и Г.Флетт выделили три составляющие перфекционизма, уровень выраженности которых определяется в данной методике.
Многомерная шкала перфекционизма включает три шкалы: