Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

 

  Методика социально-психологической самооценки коллектива

Инструкция: Ниже приведен полный список суждений и специальный бланк для ответов. Вам предлагается ознакомиться со списком суждений и оценить, для какого количества ваших коллег характерны формы поведения отображенные в данном списке суждений. Варианты ответа: «Все», «Почти все», «Большинство», «Половина», «Меньшинство», «Почти никто», «Никто». Выбранные оценки заносятся в специальную матрицу, содержащую порядковые номера суждений. Список суждений для оценки

1.        Свои слова подтверждают делом.

2.        Осуждают проявление индивидуализма.

3.        Имеют сходные убеждения.

4.        Радуются успехам друг друга.

5.        Оказывают помощь новичкам и  членам других коллективов.

6.        Умело взаимодействуют друг с  другом в работе.

7.        Знают задачи, стоящие перед коллективом.

8.        Требовательны друг к другу.

9.        Все вопросы решают сообща.

10.      Едины в оценках проблем, стоящих  перед коллективом.

11.      Доверяют друг другу.

12.      Делятся опытом работы с новичками  и членами других коллективов.

13.      Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

14.      Знают итоги работы коллектива.

15.      Никогда и ни в чем не  ошибаются.

16.      Объективно оценивают свои успехи  и неудачи.

17.      Личные интересы подчиняют интересам  коллектива.

18.      Посвящают свой досуг одному  и тому же.

19.      Защищают друг друга.

20.   Учитывают интересы новых членов коллектива и представителей других коллективов.

21.      Взаимно заменяют друг друга  в работе.

22.     Знают положительные и отрицательные  стороны в работе своего коллектива.

23.      Решая стоящие перед коллективом задачи, работают с полной отдачей сил.

24.      Не остаются равнодушными, если  задеты интересы коллектива.

25.      Одинаково оценивают правильность  распределения обязанностей.

26.      Помогают друг другу.

27.  К  новичкам, старым членам коллектива и представителям других коллективов предъявляют одинаково справедливые требования.

28.      Самостоятельно выявляют и исправляют  недостатки в работе.

29.      Знают правила поведения в  коллективе.

30.      Никогда и ни в чем не  сомневаются.

31.      Не бросают начатое дело на  полпути.

32.      Отстаивают принятые в коллективе  нормы поведения.

33.      Одинаково оценивают успехи коллектива.

34.      Искренне огорчаются при неудачах  коллег.

35.   Одинаково объективно оценивают работу старых и новых членов коллектива, а также представителей других коллективов.

36.  Быстро  разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия  друг с другом при решении общеколлективных задач.

37.      Хорошо знают свои обязанности.

38.      Сознательно подчиняются дисциплине.

39.      Верят в свой коллектив.

40.      Одинаково оценивают неудачи  коллектива.

41.      Тактично ведут себя по отношению  друг к другу

42.   Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и членами других коллективов.

43.      Быстро находят между собой  общий язык.

44.      Хорошо знают приемы и методы  совместной работы.

45.      Всегда и во всем правы.

46.       Общественные интересы ставят выше личных.

47.       Поддерживают полезные для коллектива начинания.

48.       Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

49.       Доброжелательно относятся друг к другу.

    50. Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других коллективов.

51.       Если потребуется, берут на себя руководство коллективом.

52.       Хорошо знают работу товарищей по коллективу.

53.       По-хозяйски относятся к общественному добру.

54.       Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции.

    55. Дают одинаковые оценки качествам личности, необходимым для члена коллектива.

5 6.      Уважают друг друга.

57.       Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов.

    58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

5 9.     Знают черты характера друг друга.

60.      Все умеют делать (хорошие мастера).

61.      Ответственно выполняют любую работу.

62.      Активно сопротивляются силам, разобщающим коллектив.

63.      Одинаково оценивают правильность распределения поощрений

64.      Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65.      Радуются успехам новичков и членов других коллективов.

66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

67. Хорошо знают привычки и склонности друг друга.

68. Активно участвуют в общественной работе.

69. Постоянно заботятся об успехах коллектива.

70. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах новичков и членов других коллективов.

73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.

 

Бланк для ответов СПСК

ФИ ________________________________________________________________

Группа________________________

 
Баллы
 
Варианты  ответа
 
Номера  суждения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
6 «Все»                                                  
5 «Почти все»                                                  
4 «Большинство»                                                  
3 «Половина»                                                  
2 «Меньшинство»                                                  
1 «Почти никто»                                                  
0 «Никто»                                                  
 
Баллы
 
Варианты  ответа
 
Номера  суждения
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
6 «Все»                                                  
5 «Почти все»                                                  
4 «Большинство»                                                  
3 «Половина»                                                  
2 «Меньшинство»                                                  
1 «Почти никто»                                                  
0 «Никто»                                                  
 
Баллы
 
Варианты  ответа
 
Номера  суждения
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74  
6 «Все»                                                  
5 «Почти все»                                                  
4 «Большинство»                                                  
3 «Половина»                                                  
2 «Меньшинство»                                                  
1 «Почти никто»                                                  
0 «Никто»                                                  

 

 

Приложение  Б

Методика  оценки психологической  атмосферы в коллективе

(по  А.Ф. Филлеру) 

  Класс________

    Инструкция: В предложенной таблице приведены противоположенные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак (*), тем более выражен этот признак  в вашем коллективе 
     

Суждение 6 5 4 3 2 1 Суждение
1 Дружелюбие  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Враждебность
2 Согласие  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Несогласие
3 Удовлетворенность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неудовлетворенность
4 Продуктивность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Непродуктивность
5 Теплота  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Холодность
6 Сотрудничество  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Несогласованность
7 Взаимная поддержка  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Недоброжелательность
8 Увлеченность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Равнодушие
9 Занимательность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Скука
10 Успешность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неуспешность
11 Сплоченность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разрозненность
12 Коллективизм  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуализм
13 Ответственность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Безответственность
14 Информированность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неинформированность
15 Открытость  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Скрытность
16 Симпатия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неприязнь
17 Организованность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неорганизованность
18 Доверие  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Недоверие
19 Заботливость  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Безразличие
20 Активность  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пассивность

 
 

 

Приложение  В

Величины  угла φ (в радианах) для разных процентных долей:

(φ  =2-агсsin √Р (по Урбаху В.Ю/ 1964)

 
%доля 
%, последний  десятичный знак
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Значения   φ =2-агсsin √Р 
 
 
0,0 0,000 0,020 0,028 0,035 0,040 0,045 0,049 0,053 0,057 0,060
0.1 0,063 0.066 0,069 0,072 0,075 0,077 0,080 0,082 0,085 0,087
0,2 0,089 0,092 0.094 0,096 0,098 0,100 0,102 0,104 0,106 0,108
0,3 0,110 0,111 0,113 0,115 0,117 0,118 0,120 0,122 0.123 0,125
0,4 0.127 0,128 0,130 0,131 0,133 0,134 0,136 0,137 0,139 0,140
0,5 0,142 0,143 0,144 0,146 0,147 0,148 0,150 0.151 0,153 0,154
0,6 0,155 0,156 0,158 0,159 0,160 0,161 0,163 0,164 0,165 0,166
0,7 0,168 0,169 0,170 0,171 0,172 0,173 0.175 0,176 0,177 0,178
0,8 0,179 0,180 0,182 0,183 0,184 0,185 0,186 0,187 0,188 0,189
0,9 0,190 0,191 0,192 0,193 0,194 0,195 0,196 0,197 0,198 0,199
1 0,200 0,210 0,220 0,229 0,237 0.246 0,254 0,262 0,269 0,277
2 0,284 0,291 0,298 0,304 0,311 0,318 0,324 0,330 0,336 0,342
3 0,348 0,354 0,360 0,365 0,371 0,376 0,382 0,387 0,392 0,398
4 0,403 0,408 0,413 0,418 0.423 0,428 0,432 0,437 0,442 0,446
5 0,451 0,456 0,460 0,465 0,469 0,473 0,478 0,482 0,486 0,491
6 0,495 0,499 0,503 0,507 0,512 0,516 0,520 0,524 0.528 0,532
7 0,536 0,539 0,543 0,547 0.551 0,555 0,559 0,562 0,566 0,570
8 0,574 0,577 0,581 0,584 0,588 0,592 0,595 0,599 0,602 0,606
9 0,609 0.613 0,616 0,620 0,623 0,627 0,630 0,633 0,637 0,640
10 0,644 0,647 0,650 0,653 0,657 0,660 0,663 0,666 0,670 0,673
11 0,676 0,679 0,682 0,686 0,689 0.692 0,695 0,698 0.701 0,704
12 0,707 0,711 0,714 0,717 0,720 0,723 0,726 0,729 0,732 0.735
13 0,738 0,741 0,744 0,747 0,750 0,752 0,755 0,758 0,761 0,764
14 0,767 0,770 0,773 0,776 0,778 0,781 0,784 0,787 0,790 0.793
15 0,795 0.798 0,801 0,804 0,807 0,809 0,812 0,815 0,818 0,820
16 0,823 0,826 0,828 0.831 0.834 0,837 0,839 0,842 0,845 0,847
17 0,850 0,853 0,855 0,858 0,861 0,863 0.866 0,868 0,871 0,874
18 0,876 0,879 0,881 0,884 0,887 0,889 0,892 0,894 0,897 0,900
19 0,902 0,905 0,907 0,910 0,912 0,915 0,917 0,920 0,922 0,925
20 0,927 0,930 0,932 0,935 0,937 0,940 0,942 0,945 0,947 0,950
21 0,952 0.955 0,957 0,959 0,962 0,964 0,967 0,969 0,972 0,974
22 0,976 0,979 0,981 0,984 0,986 0,988 0,991 0,993 0,996 0,998
23 1,000 1,003 1,005 1,007 1,010 1,012 1,015 1.017 1.019 1,022
24 1.024 1,026 1,029 1,031 1.033 1.036 1,038 1,040 1,043 1,045
25 1,047 1,050 1,052 1,054 1.056 1,059 1,061 1,063 1,066 1,068
26 1,070 1,072 1,075 1.077 1,079 1,082 1,084 1,086 1,088 1,091
27 1,093 1,095 1,097 1,100 1.102 1,104 1.106 1,109 1,111 1,113
28 1,115 1.117 1.120 1,122 1.124 1,126 1,129 1,131 1,133 1,135
29 1,137 1,140 1,142 1,144 1,146 1,148 1,151 1,153 1,155 1,157
30 1,159 1,161 1,164 1,166 1,168 1,170 1,172 1,174 1,177 1,179
31 1,182 1,183 1,185 1,187 1.190 1,192 1,194 1,196 1,198 1,200
32 1,203 1,205 1,207 1,209 1,211 1,213 1,215 1,217 1,220 1,222
33 1,224 1,226 1,228 1,230 1,232 1,234 1,237 1,239 1,241 1,243
34 1,245 1,247 1,249 1,251 1,254 1,256 1,258 1,260 1,262 1,264
35 1.266 1,268 1,270 1,272 1,274 1,277 1,279 1,281 1,283 1,285
36 1,287 1,289 1,291 1,293 1.295 1.297 1,299 1,302 1,304 1,306
37 1,308 1,310 1,312 1.314 1,316 1,318 1,320 1,322 1,324 1,326
38 1,328 1,330 1,333 1.335 1,337 1,339 1,341 1,343 1,345 1,347
39 1,349 1,351 1,353 1,355 1,357 1,359 1,361 1,363 1,365 1,367
40 1,369 1,371 1,374 1,376 1,378 1,380 1,382 1,384 1.386 1,388
41 1,390 1,392 1,394 1,396 1,398 1,400 1,402 1,404 1,406 1,408
42 1,410 1,412 1,414 1,416 1,418 1,420 1,422 1,424 1,426 1,428
43 1.430 1,432 1,434 1,436 1,438 1,440 1,442 1,444 1,446 1,448
44 1,451 1,453 1.455 1,457 1,459 1,461 1,463 1,465 1,467 1,469
45 1,471 1,473 1,475 1,477 1,479 1,481 1,483 1,485 1,487 1,489
46 1,491 1,493 1,495 1.497 1,499 1.501 1,503 1.505 1,507 1,509
47 1.511 1,513 1,515 1,517 1,519 1.521 1,523 1,525 1,527 1,529
48 1,531 1,533 1,535 1,537 1,539 1,541 1,543 1,545 1.547 1,549
49 1,551 1.553 1,555 1,557 1,559 1,561 1,563 1,565 1,567 1,569
50 1,571 1,573 1,575 1,577 1,579 1.581 1,583 1,585 1,587 1,589
51 1,591 1,593 1,595 1,597 1,599 1,601 1,603 1,605 1,607 1,609
52 1,611 1,613 1,615 1,617 1,619 1,621 1,623 1,625 1,627 1,629
53 1.631 1,633 1,635 1,637 1,639 1,641 1,643 1,645 1,647 1,649
54 1.651 1,653 1,655 1,657 1,659 1,661 1,663 1,665 1,667 1,669
55 1,671 1,673 1,675 1,677 1,679 1,681 1,683 1,685 1,687 1,689
56 1,691 1,693 1,695 1,697 1,699 1,701 1,703 1,705 1,707 1,709
57 1,711 1,713 1,715 1,717 1,719 1,721 1,723 1,725 1,727 1,729
58 1,731 1,734 1,736 1,738 1,740 1,742 1,744 1,746 1,748 1,750
59 1,752 1,754 1,756 1,758 1,760 1,762 1,764 1,766 1,768 1,770
60 1,772 1,774 1,776 1,778 1,780 1,782 1,784 1,786 1,789 1,791
61 1,793 1,795 1,797 1,799 1,801 1,803 1,805 1,807 1,809 1,811
62 1,813 1,815 1,817 1,819 1,821 1,823 1,826 1,828 1,830 1,832
63 1,834 1,836 1,838 1,840 1,842 1,844 1,846 1,848 1,850 1,853
64 1,855 1,857 1,859 1,861 1.863 1,865 1,867 1,869 1.871 1,873
65 1,875 1,878 1,880 1,882 1.884 1,886 1,888 1,890 1,892 1,894
66 1,897 1,899 1,901 1,903 1,905 1,907 1,909 1,911 1.913 1,916
67 1,918 1,920 1,922 1,924 1,926 1,928 1,930 1.933 1.935 1,937
68 1,939 1,941 1,943 1,946 1,948 1,950 1,952 1,954 1,956 1,958
69 1,961 1,963 1.965 1.967 1,969 1,971 1,974 1,976 1.978 1,980
70 1,982 1,984 1,987 1,989 1,991 1,993 1,995 1,998 2,000 2,002
71 2,004 2,006 2,009 2,011 2,013 2,015 2,018 2,020 2,022 2,024
72 2,026 2,029 2,031 2,033 2,035 . 2,038 2,040 2,042 2,044 2,047
73 2,049 2,051 2,053 2,056 2,058 2,060 2,062 2,065 2,067 2,069
74 2,071 2,074 2,076 2,078 2,081 2,083 2,085 2,087 2,090 2,092
75 2,094 2.097 2.099 2,101 2,104 2,106 2.108 2,111 2,113 2,115
76 2,118 2,120 2,122 2,125 2,127 2,129 2,132 2,134 2.136 2,139
77 2,141 2,144 2,146 2,148 2.151 2,153 2,156 2.158 2,160 2,163
78 2,165 2,168 2,170 2,172 2,175 2,177 2.180 2,182 2,185 2,187
79 2,190 2,192 2,194 2,197 2,199 2,202 2,204 2,207 2,209 2.212
80 2.214 2,217 2,219 2,222 2,224 2,227 2,229 2,231 2,234 2,237

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений