Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

      Проблема  межличностного взаимодействия ставится и по-разному освещается в работах  ведущих американских социологов Т. Парсонса, К. Янга, Л. Фримена, П. Сорокина и др. По мнению Т. Парсонса, элементарное взаимодействие индивидов составляет содержание первичного уровня социальной структуры. Аналогичного мнения придерживаются и другие социологи. Взаимодействие между двумя и более человеческими индивидами сейчас признается в качестве основного объекта исследования и единицы, подлежащей социологическому анализу.

      К. Янг и Л. Фримен отмечают, что концепция  взаимодействия всегда рассматривалась как центральная и в социальной психологии, и в социологии, поскольку человек с самого момента рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных единиц.

      С точки зрения социолога Э.К. Асп, "взаимодействие - это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий - каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие - это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов"[2, с.137]. Взаимодействие между индивидами -это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий - общество. Одна из моделей взаимодействия между индивидами - социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обмениваются между собой результатами своего труда и вступают, таким образом, в оживленный социальный обмен.

      Социальное  взаимодействие - один из самых существенных аспектов социального поведения и настолько многосторонне, что с трудом определяется однозначно [2, с.140].

      Я. Щепанский предпринял попытку обобщенной и систематической характеристики структуры общения как процесса взаимодействия. Взаимодействие, по его мнению, представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

      Взаимодействие, таким образом, складывается из действий. Каждое же социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов:

      а) действующий индивид;

      б)  объект действия или индивид, на которого действуют;

      в) средства или орудия действия;

      г) метод действия или способ использования  средств;

      д) реакция индивида, на которого действуют, или результат действия.

      Присущая  системе межличностных отношений  эмоциональная основа, порождающая   различные   оценки,   ориентации,   установки   партнеров   по общению, определенным образом "окрашивает" взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях "плохих" межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно "подчинено" выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.

      Реальный  механизм взаимодействия психологически может быть понят лишь на основе анализа того, каким образом возникает взаимопонимание между его участниками. Очевидно, что от меры понимания друг друга партнерами по взаимодействию зависит то, насколько успешно будут организованы совместные слаженные действия, чтобы был возможен их "обмен". Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.

      Наиболее  распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее  [16, с.324].

      Таким образом, "взаимодействие - это процесс  непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь".

      Коммуникация  в широком смысле этого слова  обозначает смысловой аспект социального взаимодействия. Специфика человеческого коммуникационного процесса, состоит в том, что в этом процессе речь идет об отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом и здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, т.е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активных субъектов. В коммуникативном процессе происходит обмен информацией. При обмене информация не просто передается, а уточняется, обогащается, развивается. В каждом коммуникационном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

 

    1. Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат

      Согласно  А.А. Крылову "группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности". [15, с.319]

      Как известно, человек - член многих групп  и коллективов. Школьник уже с первого класса - член классного коллектива, семьи, часто - группы продленного дня, кружков или секций в школе или вне школы, член дружеской кампании во дворе и т.д.

      С возрастом число подобных групп  и коллективов увеличивается. Но не все группы, с которыми личность соприкасается через общение и деятельность, одинаково на нее влияют. Определяют формирование личности только те группы, которые, которые являются авторитетными значимыми, осознаются как "Мы", т.е. являются референтными. Референтными называют такие группы, чьи взгляды, ценности и нормы личность воспринимает как свои собственные. В условиях школы такой группой является класс [1, с.30].

      Понятие "межличностное взаимодействие" указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т.е. как достигается взаимность между участниками общения.

          В.Н. Куницына отмечает, что структура  любой социальной ситуации включает  в качестве необходимых следующие элементы:

     1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

     2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

     3) правила и нормы, регулирующие  взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывает значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение. [7, с.112]

      Межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс конструирования, формирования межличностного пространства. Оно предполагает выбор:

      1) выбор позиции в отношении  к другому, пристройку позициям друг друга, "проверку их на прочность";

      2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

      3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

      К основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного пространства, относятся взаимопонимание, координация и согласование намерений и интересов сторон. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей - необходимое условие совместной жизнедеятельности. [7, с.113]

      Практически все названные элементы взаимодействия присутствуют в условиях урока.

      Опираясь  на определение понятия "социально-психологический  климат", предложенное Н.Е. Щурковой, "социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности"[8, с.446], рассмотрим организацию взаимодействия учащихся в ходе учебного процесса.

      Расположение  ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса".

      Механизмом формирующего влияния группы на школьника является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.

      Когда мы говорим, что ребенок воспитывается  в социуме, то подразумевается не число людей, не их внешний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психологический климат, социальное поле отношений, в котором размещено "Я" ребенка.

      Он  слагается из устойчивых отношений  группы к человеку (значит, друг к другу), к делу, объединяющему членов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, к обществу как таковому, представительство которого так сильно ощутимо в школе, и каждого члена в группе к самому себе. В узел схватывается вся эта совокупность отношений общим отношением к группе каждого члена ее.

      Социально-психологический  климат - чрезвычайной сложности тонкости феномен, потому что это удивительное поле отношений существует лишь благодаря  динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Климат рождается в момент выявляемых отношений и существует, пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Объекты не обладают способностью создавать социально-психологический климат, так как не выступают субъектами отношений. Отношенческое поле климата группы всегда в движении - как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье, даже мизансцена — все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.

      Климат  группы благоприятен, если названные  отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление ("отрицательный вектор"). Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу,   если   каждый   или   большинство   несет   в   себе   антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.

      Социально-психологический  климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера - непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы на какой-либо жизненный агент. Появилось солнце - все повеселели. Кого-то обидели -тревожность нависла психологическим облаком. Открылась радостная перспектива - повысился общий тонус и смягчились взаимоотношения [23, с.447].

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений