Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

     Отраженные  в данной таблице результаты, мы можем представить, в процентах, в виде следующей гистограммы  отображенной на рисунке 6.

      

      Рисунок 6 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «организованность»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между  полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

     φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ2 = 2*arcsin (√78,9 )= 2,187

     φ1= 2*arcsin (√ 66,3 )= 1, 903

φ *эмп = (2,187-1,903)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,284*5,477=1,56

 р≤  0,05

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

     Исходя  из полученных данных, мы можем утверждать, что уровень организованности в гимназии находится на более высоком уровне, чем в общеобразовательной школе. Этот факт можно объяснить тем, что обучение в гимназии подчиняется гораздо большему количеству правил и законов, чем обучение в общеобразовательной школе. Так же гораздо выше требования к организации образовательного процесса и со стороны учеников.

     При анализе выраженности такой характеристики, как информированность, были получены следующие данные, отображенные в таблице 7.

Таблица 7 - Средний балл по характеристике коллектива «информированность» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 4,7 4,7 4,8 4,7 4,9 4,8 4,7 4,8
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 4,8 4,6 4,8 4,7 5 4,9 4,8 5

     Отраженные  в данной таблице результаты, мы можем представить, в процентах, в виде следующей гистограммы  отображенной на рисунке 6.

     

     Рисунок 7 Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «информированность»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между  полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

     φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ2 = 2*arcsin (√79,9 )= 2,212

     φ1= 2*arcsin (√ 78,3 )= 2,172

φ *эмп = (2,212-2,172)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,04*5,477=0,219

 p>0,1

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01) 

     Исходя  из полученных данных, мы можем утверждать, что уровень информированности  в обоих типах образовательных  учреждений является высоким. Это можно объяснить тем, что сегодня владение и грамотное оперирование информации является одной из слагающих успешной деятельности.

     Исходя  из полученных данных, мы можем попытаться в целом представить картину  социально-психологического климата  в исследуемых нами образовательных  учреждениях, средние балы по основным характеристикам СПК в исследуемых образовательных учреждениях, представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Средние баллы по основным характеристикам социально- психологического климата классов в разных типах учебных заведений

  Ответственность Коллективизм Сплоченность Контактность
  СПСК А.Ф. Филлер СПСК А.Ф. Филлер СПСК А.Ф. Филлер СПСК А.Ф. Филлер
МОУ

«СОШ  №1»

3,8 4,1 3,2 2,7 4,4 4,5 5,1 5
МОУ «Гимназия» 4,8 4,9 3 2,6 4 3,9 4,7 4,8
  Открытость Организованность Информированность
  СПСК А.Ф. Филлер СПСК А.Ф. Филлер СПСК А.Ф. Филлер
МОУ

«СОШ  №1»

5,1 5,1 4,4 4,3 4,7 4,7
МОУ «Гимназия» 4,6 4,7 5,2 5,1 4,8 5

Проанализировав данные таблицы 8, мы можем представить их в виде следующего графика изображенного на рисунке 8:

     Рисунок 8 - Степень выраженности характеристик СПК в группах старших школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений (по СПСК)

     Проводя комплексный анализ социально-психологического климата в исследуемых нами учебных  заведениях, мы можем вычислить суммарный  балл, характеризующий социально-психологический климат, итоговые данные представлены в таблице 9.

Таблица 9 Суммарный бал, характеризующий  социально-психологический климат (по итогам СПСК)

  Ответствен

ность

Коллективизм Сплочен

ность

Контакт

ность

Откры

тость

Организованность Информированность Суммарный балл
МОУ

«СОШ  №1»

3,8 3,2 4,7 5,1 5,2 4,4 4,7 31,1
МОУ

«Гимназия»

4,8 3 3,8 4,7 4,6 5,2 4,8 30,9

       Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что социально-психологический климат является относительно благоприятный в обоих типах учебных заведений, но имеет свои отличительные особенности. По уровню выраженности таких характеристик социально-психологического климата как коллективизм, контактность, открытость, информированность, статистически значимых различий не выявлено. По таким характеристикам, как ответственность и организованность, обучающиеся гимназии показали более высокий уровень, а по характеристике сплоченность более высокие результаты показали  учащиеся общеобразовательной школы.

     Таким образом, мы можем утверждать, что наша гипотеза о наличии особенностей социально-психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений – подтвердилась.

 

      Заключение

      Проблема  формирования благоприятного социально-психологического климата является актуальной, так как вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Созданный в процессе межличностного взаимодействия "социально-психологический климат" способствует эффективности жизнедеятельности школьного коллектива и действует на каждую личность через эти взаимодействия.

      В данной работе нами была осуществлена попытка выявления особенностей социально-психологического климата в группах старших школьников обучающихся в разных типах учебных заведений через анализ процессов взаимодействия. Нами была выдвинута гипотеза о том, что социально-психологический климат в группах старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений, имеет свои особенности. Теоретико-методологической основой нашего исследования являются положения Б.Д Парыгина о социально-психологическом климате, как результате совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия и Н.Е. Щурковой о социально-психологическом климате группы, как системе отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит и развития личности.

      Таким образом, мы рассматривали социально-психологический климат, как результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия.

      В первой главе нашей работы мы рассмотрели позиции отечественных и зарубежных авторов, по вопросу межличностного взаимодействия. Так же рассмотрели взаимодействие как предельно общую характеристику общения.

      Рассмотрение  общения как процесса взаимодействия вместе с тем крайне существенно и для понимания его природы, структуры, механизмов и законов функционирования. Огромно значение взаимодействия людей и как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений.

      Нами  была рассмотрена структура взаимодействия. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга. Не менее существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

      Так же нами было рассмотрено  взаимодействие в группе и механизмы его влияния  на социально-психологический климат.  Соприсутствие учащегося в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие его в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на учащегося.

      Нами  была сделана попытка выявления  особенностей межличностного взаимодействия в различных типах учебных заведений, при помощи анализа нормативных документов регламентирующих деятельность данных образовательных учреждений.

     Для проверки гипотезы нами было проведено  экспериментальное исследование целью  которого явилось, изучение особенностей социально-психологического климата в группе старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений. 

     Для осуществления цели эксперимента нами были использованы:   методика социально-психологической  самооценки коллектива и методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Филлеру, а для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между полученными данными нами был использован Критерий  φ* — угловое преобразование Фишера.

     В результате проведенного исследования нами были получены данные, которые свидетельствуют о том, что социально-психологический климат является относительно благоприятный в обоих типах учебных заведений, но имеет свои отличительные особенности. По уровню выраженности таких характеристик социально-психологического климата как коллективизм, контактность, открытость, информированность, статистически значимых различий не выявлено. По таким характеристикам, как ответственность и организованность, обучающиеся гимназии показали более высокий уровень, а по характеристике сплоченность, более высокие результаты показали  учащиеся общеобразовательной школы.

     Исходя  из этого, мы можем утверждать, что  выдвинутая нами гипотеза, о наличии  особенностей социально-психологического климата группы у старших школьников обучающихся в разных типах учебных заведений - подтвердилась.

 

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.:Просвещение, 1983. - 96 с.
  2. Асп Э.К. Введение в социологию. - СПб.: Алетейя, 2000. - 248 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
  4. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М: Мысль, 1983. - 207 с.
  5. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования.-2005.-№ 8.- С 124-129.
  6. Крысько   В.Г.   Основной   вопрос   социальной   психологии   //   Вестник университета.   Серия   психология   и   управление   персоналом.   -   Гос.   ун-т управления. - 2000. - № 1. - С. 160-165.
  7. Куницына В.Н. и др. Межличностное общение: Учебник. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
  8. Лурье   Л.И.   Социокультурная  многомерность  лицейского   образования   - Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 108-114.
  9. Микляева А.В., Румянцева П.В., «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб: Речь, 2006. – 320 с.
  10. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.-112 с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
  12. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с.
  13. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004.-512 с.
  14. Практическая психология образования: : Учеб. пособие. - 4-е изд. - СПб.:Питер, 2006. - 592 с.
  15. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 584 с.
  16. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие - М: Центр, 2003-453 с.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: 1996. – 313 с.
  18. Скрипкина     Т.П.     Взаимодоверие     как     основание     межличностных взаимодействий - Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 21-30.
  19. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1977. – 800 с.
  20. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Абакана - г.Абакан, 2005. - 12 с.
  21. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 » г. Абакана - г.Абакан, 2005. - 9 с.
  22. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 248 с.
  23. Щуркова   Н.Е.   Социальное   пространство   воспитательного   процесса   - Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2000. - С. 440-461.

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений