Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение

      Высшего профессионального образования

      «Хакасский  государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

      Институт  непрерывного педагогического образования

      Кафедра психологии развития 
 
 
 
 
 

Особенности социально-психологического климата  группы у старших школьников, обучающихся  в разных типах учебных заведений 

      Курсовая  работа по специальности 050706 – педагогика и психология 
 
 

                Выполнила: студентка 2 курса, ОФО, специальности «Педагогика и психология», группы П-2

                Рычкова Е.А.

                Научный руководитель: Стружевская О.Н. 
                 
                 
                 

Абакан 2007

      Оглавление

Введение……………………………………………….................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6

  1. Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
  2. Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
  3. Особенности межличностного взаимодействия в различных типах 
    учебных заведений……………………………………………………………………...15

Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19

  1. Описание выборки и методов исследования……………………………....19
  2. Анализ результатов исследования………………………………………..….23

Заключение……………………………………………………………………...……..32

Список литературы…………………..........................................................................34

Приложения………………….......................................................................................36 

Введение 

      Актуальность  исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].

      На  сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

      Так, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Парфенов считают, что "социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются в конечном итоге во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива" [4, с.6].

      Микляева А.В. и Румянцева П.В. социально-психологический климат трактуют, как «устойчивое состояние группы, относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений»[9, с.85]. Они отмечают, что социально-психологический климат является  «отражением социально-психологической ситуации в группе и оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и, как следствие, на эффективность деятельности и общения всех входящих в нее людей»[9, с.85].

      "Социально-психологический  климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности, - таково мнение Н.Е. Щурковой [15, с.446].

      Многие  исследователи в своих работах  рассматривают понятия, "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "психологический настрой", "психологическая атмосфера", "социально-психологическая обстановка" содержание которых близко к понятию "психологический климат".

      Согласно  точке зрения Н.П. Аникеевой, "психологический  климат - это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами" [1, с.5].

      Таким образом, основными составляющими  данного понятия являются "взаимоотношения членов коллектива", "межличностные взаимодействия", "система отношений", которые и создают "социально-психологический климат".

        Созданный в процессе межличностного  взаимодействия "социально-психологический климат" способствует эффективности жизнедеятельности школьного коллектива и действует на каждую личность через эти взаимодействия.

      Таким образом, проблему создания и поддержания  благоприятного социально-психологического климата в старших классах сегодня следует считать достаточно актуальной.

        Исходя   из   этого,   целью   нашей   научной   работы   явилось изучение

особенностей   социально-психологического    климата    группы    у старших

школьников  в таких типах учебных заведения

      Объект  исследования: Взаимодействие, как процесс воздействия субъектов друг на друга.

         Предмет      исследования:  Сравнительный      анализ      социально-психологического климата в группе старших школьников обучающихся в разных типах учебных заведений.

       Гипотезы исследования: мы предположили что:

  1. социально-психологический климат в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений, имеет особенности;
  2. социально-психологический климат в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений, не имеет особенностей.

      Задачи:

      1) провести    теоретический    анализ        литературы    по    проблеме 
исследования;

  1. исследовать социально-психологический климат группы у старших 
    школьников обучающихся в МОУ «СОШ №1» и МОУ «Гимназия»;

      3) провести анализ полученных данных

      Теоретико-методологической основой нашего исследования являются положения Б.Д Парыгина о социально-психологическом климате, как результате совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия и Н.Е. Щурковой о социально-психологическом климате группы, как системе отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит и развития личности.

      Для    достижения    поставленной    цели    исследования    и    проверки выдвинутых гипотез  мы использовали следующие группы научных методов:

      1) теоретические   методы:    теоретический   анализ    психологической 
литературы по проблеме исследования;

      2) эмпирические  методы:   Методика Социально-психологической  самоаттестации группы как коллектива (СПСК); Модифицированная методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру)

      3) интерпретационные    методы    (количественный,    качественный    и сравнительный анализ эмпирических данных и критерий  φ* — угловое преобразование Фишера).

      Теоретическая значимость работы обусловлена расширением и уточнением представлений о социально-психологическом климате группы в юношеском возрасте, а так же влиянии типа учебного заведения на социально-психологический климат.

      Практическая  значимость заключается в том, что полученные данные можно использовать для работы классным руководителям и педагогам-психологам для урегулирования взаимоотношений старших школьников.

      Достоверность результатов исследования обеспечивается стандартизированными  методиками,  адекватными  цели,  объекту,  предмету исследования, статистическими методами обработки результатов. 
 

 

      

      Глава 1  Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия

    1. Исследование межличностного взаимодействия в трудах

                                    отечественных и зарубежных ученых 

      Интерес ученых (социологов, психологов, философов  и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок, как самого понятия "общение", так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

      В определении общения, прослеживаемого  в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми" [3, с.41].

      Ученый  считает, что весь процесс общения, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации [3, с.41].

      А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют межличностное взаимодействие  как  совокупность связей и взаимовлияний  людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б. вызывает ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

     Согласно  мнению В.Г. Крысько, "взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Психологические отношения - результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами".

     Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако "следует только оговориться, - пишет автор, - а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними [6, с.162].

      Термин "взаимодействие" в социальной психологии используется в двух смыслах. Во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в процессе социальной активности. В процессе общения как взаимодействия (вербальном, невербальном, физическом) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

      Социальное  взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцов поведения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведение индивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно может получить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение, наказания), социальный контроль процесса взаимодействия осуществляется в соответствии с регулятором социальных ролей, используемых общающимися людьми. [16, с.321].

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений