Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.
Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский
государственный университет
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра
психологии развития
Особенности
социально-психологического климата
группы у старших школьников, обучающихся
в разных типах учебных заведений
Курсовая
работа по специальности 050706 – педагогика
и психология
Выполнила: студентка 2 курса, ОФО, специальности «Педагогика и психология», группы П-2
Рычкова Е.А.
Научный
руководитель: Стружевская О.Н.
Абакан 2007
Оглавление
Введение………………………………………………....
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Глава
2. Экспериментальное исследование социально
- психологического климата в группе у
старших школьников, обучающихся в разных
типах учебных заведений………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………….............
Приложения………………….............
Введение
Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.
Так, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Парфенов считают, что "социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются в конечном итоге во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива" [4, с.6].
Микляева А.В. и Румянцева П.В. социально-психологический климат трактуют, как «устойчивое состояние группы, относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений»[9, с.85]. Они отмечают, что социально-психологический климат является «отражением социально-психологической ситуации в группе и оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и, как следствие, на эффективность деятельности и общения всех входящих в нее людей»[9, с.85].
"Социально-
Многие исследователи в своих работах рассматривают понятия, "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "психологический настрой", "психологическая атмосфера", "социально-психологическая обстановка" содержание которых близко к понятию "психологический климат".
Согласно
точке зрения Н.П. Аникеевой, "психологический
климат - это эмоционально-
Таким образом, основными составляющими данного понятия являются "взаимоотношения членов коллектива", "межличностные взаимодействия", "система отношений", которые и создают "социально-психологический климат".
Созданный в процессе
Таким образом, проблему создания и поддержания благоприятного социально-психологического климата в старших классах сегодня следует считать достаточно актуальной.
Исходя из этого, целью нашей научной работы явилось изучение
особенностей социально-психологического климата группы у старших
школьников
в таких типах учебных
Объект исследования: Взаимодействие, как процесс воздействия субъектов друг на друга.
Предмет исследования: Сравнительный анализ социально-психологического климата в группе старших школьников обучающихся в разных типах учебных заведений.
Гипотезы исследования: мы предположили что:
Задачи:
1) провести
теоретический анализ
литературы по проблеме
исследования;
3)
провести анализ полученных
Теоретико-
Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутых гипотез мы использовали следующие группы научных методов:
1) теоретические
методы: теоретический
анализ психологической
литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: Методика Социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК); Модифицированная методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру)
3) интерпретационные методы (количественный, качественный и сравнительный анализ эмпирических данных и критерий φ* — угловое преобразование Фишера).
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением и уточнением представлений о социально-психологическом климате группы в юношеском возрасте, а так же влиянии типа учебного заведения на социально-психологический климат.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные можно использовать для работы классным руководителям и педагогам-психологам для урегулирования взаимоотношений старших школьников.
Достоверность
Глава 1 Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок, как самого понятия "общение", так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми" [3, с.41].
Ученый считает, что весь процесс общения, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации [3, с.41].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют межличностное взаимодействие как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б. вызывает ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.
Согласно мнению В.Г. Крысько, "взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Психологические отношения - результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами".
Таким
образом, делается вывод, что взаимодействие
и психологические (
Термин "взаимодействие" в социальной психологии используется в двух смыслах. Во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в процессе социальной активности. В процессе общения как взаимодействия (вербальном, невербальном, физическом) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Социальное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцов поведения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведение индивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно может получить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение, наказания), социальный контроль процесса взаимодействия осуществляется в соответствии с регулятором социальных ролей, используемых общающимися людьми. [16, с.321].