Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

φ - угол, соответствующий меньшей % доле;

n - количество наблюдений в выборке 1;

n - количество наблюдений в выборке 2.

φ *эмп = (2,214-1,838)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,376*5,477=2,05

p=0,02

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

     Исходя  из чего делаем вывод, что полученные различия являются статистически значимыми, и уровень ответственности у  обучающихся в гимназии более  высок, чем в общеобразовательной  школе.

       Столь высокий уровень ответственности в гимназии можно объяснить образовательной ситуацией складывающейся в данном образовательном учреждении.

       При оценке такой характеристики как коллективизм нами были получены следующие данные, они представлены ниже в таблице 2.

Таблица 2 - Средний балл по характеристике коллектива «коллективизм» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 3,1 3,3 3,1 3,2 2,9 2,6 2,5 2,7
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 2,9 3,2 3 3 2,7 2,6 2,3 2,6

     Полученные  данные, в процентах, мы можем представить  в виде следующей гистограммы представленной в рисунке 2.

     

     Рисунок 2 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «коллективизм»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между  полученными данными воспользуемся  Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ1 = 2*arcsin (√ 53,3 )= 1,637              φ2= 2*arcsin (√ 45,5 )= 1,481

φ *эмп = (1,637-1,481)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,156*5,477=0,85

p>0,1

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

           Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что различия между полученными данными не являются статистически значимыми и уровень коллективизма является низким в обоих образовательных учреждениях. Связанно это, скорее всего, со сменой ценностных ориентаций современных юношей. Наличие общей цели, разделяемой всеми участниками группы, становится боле формальным.

       Сплоченность, как характеристика коллектива, выражена на следующем уровне, отображенном в таблице 3.

Таблица 3 - Средний балл по характеристике коллектива «сплоченность» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 4,5 4,8 4,5 4,7 3,8 3,9 3,8 3,8
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 4,3 4,8 4,4 4,6 4 3,8 3,7 3,9

     Представленные в таблице 3 данные в процентах, мы можем отобразить в виде следующей гистограммы представленной в рисунке 3.

     

     Рисунок 3 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «сплоченность»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ1 = 2*arcsin (√ 76,7 )= 2,134         φ2= 2*arcsin (√ 62,3 )= 1,813

φ *эмп = (2,134-1,813)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,321*5,477=1,75

p≤0,04

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

       Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что уровень сплоченности в общеобразовательной школе находится на более высоком уровне, чем в гимназии. Этот факт можно объяснить тем, что обучение в гимназии не предусматривает почти никакой совместной деятельности (данный вывод был сделан при сравнительном анализе планов воспитательной работы и уставов данных образовательных учреждений). Также в гимназии постоянно действует рейтинговая система и при переходе из класса в класс предусмотрены индивидуальные испытания в форме экзаменов, что укрепляет позицию учащегося  «каждый сам за себя».

     При анализе выраженности такой характеристики, как контактность, были получены следующие данные, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Средний балл по характеристике коллектива «контактность» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 5,2 4,9 5 5,1 4,7 4,9 4,6 4,7
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 5,3 4,8 4,9 5 4,8 4,8 4,7 4,8

     Отраженные  в данной таблице результаты, мы можем представить, в процентах, в виде следующей гистограммы отображенной на рисунке 4.

     

     Рисунок 4 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «контактность»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ1 = 2*arcsin (√ 80 )=2,214       φ2= 2*arcsin (√ 70,2 )= 1,987

φ *эмп = (2,214-1,987)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,227*5,477=1,24

p>0,1

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

     Полученные  данные мы можем интерпретировать следующим  образом: И в общеобразовательной школе, и в гимназии уровень контактности высокий . Это может быть связанно с возрастными особенностями данного периода, юношескому возрасту свойственна конформность и высокий уровень контактности. Более низкие результаты в гимназии можно объяснить приоритетностью учебной деятельности и большим уровнем загруженности обучающихся.

     По  характеристике открытость были получены следующие данные, прекдставленные в таблице 5.

     Таблица 5 - Средний балл по характеристике коллектива «открытость» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 5,3 5 5 5,1 4,8 4,6 4,5 4,6
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 5,1 4,9 5,2 5,1 4,7 4,6 4,7 4,7

     Отраженные  в данной таблице результаты, мы можем представить, в процентах, в виде следующей гистограммы  отображенной на рисунке 5

      

      Рисунок 5 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «открытость»

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости  различий между  полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

     φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

     φ1 = 2*arcsin (√ 79,3 )= 2,197          φ2= 2*arcsin (√ 68,5 )= 1,950

φ *эмп = (2,197-1,950)*√ ( 60 · 60)/ (60+60)=0,247*5,477=1,35

p0,89

φ* =     1,56 (р≤  0,05)

             2,31 (р≤  0,01)

      Исходя  из полученных статистических данных, мы можем сделать вывод, что различия по характеристике открытость- не значимы. Так же полученные по данной характеристике данные очень близки к результатам по характеристике «контактность». Предполагаем, что это связанно с их близостью по значению. Так же учащимся общеобразовательной школы меньше свойственна тревожность, чем их коллегам из гимназии, что объясняет более высокую степень открытости. 

      По  такой характеристике, как организованность, мы получили следующие данные

Таблица 6 - Средний балл по характеристике коллектива «организованность» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 4,5 4,4 4,2 4,4 4,8 5,5 5,2 5,2
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 4,3 4,4 4,3 4,3 4,9 5,3 5,1 5,1

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений