Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

      Понятно, что педагог может влиять на атмосферу, а изменяя ее, улучшая ее и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

      Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

      доброжелательность как расценивание    поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

      - защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого 
человека и готовность оказать помощь;

      работоспособность       как       созидательная      активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

      - инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы 
и свободное проявление личностного "Я";

      - мажор    и    оптимизм    как    устремление    группы    к    радостным перспективам. [23, с.448]

      Аналогичны  характеристики неблагоприятного климата  группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.

      Данные  характеристики определяют состояние  школьника в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование его ценностных отношений. Первое и второе тесно взаимосвязаны. Неблагоприятное состояние учащегося препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на атмосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению.

      Субъектом создания атмосферы может быть сам  педагог, либо ученик как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиальному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.

      Однако  способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут повысить, но и понизить    атмосферу.    Прозвучавшая    песня    улучшает,    но    и    ухудшает психологические обстоятельства. Предложенное угощение тоже обладает двояким влиянием.

      Решает  дело содержание влияния, но не формы  влияния. Содержание должно быть социально-ценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в группе.

      Привнести в группу ценность - это значит выразить социально-ценностное отношение "здесь и сейчас"; проявить, проиллюстрировать, декларировать, утвердить, продемонстрировать, публично защитить, отстоять, провозгласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное обставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпо-ритм и прочее.

      Педагогически важно здесь следующее:   предъявление  любой  ценности  изменяет  атмосферу,  будь  это ценность человека, дела, красоты, знания, чести, свободы или что-то иное, более широкое или же более узкое. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, чтобы развернуть вектор социально-психологической атмосферы в группе в сторону улучшения.

      Социально-ценностный климат группы - это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда ученики в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения [23, с.96].

      Наиболее  стабильное звено в официальной  структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

      Таким образом, "группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности".

      Именно  межличностное взаимодействие создает  социально-психологический климат в группе. Факторами благоприятного социально-психологического климата являются доброжелательность, дружеское единение, защищенность всех членов группы, разумная и полезная активность всех членов группы.

 

    1. Особенности межличностного взаимодействия в различных

              типах учебных заведений

      Действующая типовая и видовая классификация образовательных учреждений не всегда позволяет выделить их сущностные характеристики. В современном обществе разнообразие образовательных учреждений занимает определенные ниши во взаимосвязанном образовательном пространстве страны. Социальная активность субъектов образования вовлекает в его развитие различные ведомства и сообщества. Стихии, которым подвержены участники образовательного процесса, формируют уклад жизни, придают стандартизуемому образовательному процессу уникальность и своеобразие, вырабатывают ментальность социума. Отсюда и вытекают основания для индивидуализации обучения, придания ему направленности, гармонизирующей интересы личности, государства и общества. [8, с.110]

      Основным  учебным заведением в настоящее  время является средняя (полная) общеобразовательная школа, реализующая программы среднего (полного) общего образования. 95 % детей оканчивают полную среднюю школу.

      На  данном этапе школы имеют широкие  права по выбору типа школы, учебных программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и воспитания, но обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися [13, с.121].

      Гимназия - вид образовательного учреждения в системе непрерывного образования с повышенным уровнем обученности по всем предметам. Предоставляет возможность получить универсальное образование, позволяющее интегрироваться в систему мировой и национальных культур, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Готовит выпускников к творческой исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук, формирует широко образованную личность, способную к активному интеллектуальному труду. Реализует идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования; обеспечивает соответствие международным требованиям к реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями. Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступней образования: II ступень -основное общее образование (5-9 классы); Ш ступень - среднее (полное) общее образование (10,11-е классы). Содержание образования в гимназии строится на широкой гуманитарной базе программ основного и общего среднего образования повышенного уровня сложности. [13, с.120]

      Следовательно, гимназия дает повышенную подготовку  по отдельным предметам различных  циклов, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

      Структурные характеристики класса как малой  группы во многом определяются нормативными документами, которые регламентируют работу школы. Эти документы определяют характер деятельности класса и ее содержание. [9,с.20]

      При анализе уставов МОУ «СОШ №1»  г. Абакана и МОУ «Гимназия», нами был выявлен ряд отличительных  особенностей, например слово «воспитание» и производные от него в уставе  гимназии встречаются 7 раз, тогда как в аналогичном документе общеобразовательной школы их можно встретить 19 раз. Что свидетельствует о большей соориентированности общеобразовательной школы на успешную реализацию функции воспитания. В свою очередь гимназия делает акцент на функции обучения и ставит перед собой следующую цель: обеспечение образования на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем личности интегрироваться в систему мировых и национальных культур[20,с.3], что практически исключает экспрессивный компонент, который, в свою очередь, решает задачи сплочения группы, разрешения конфликтов, формирования эмоциональных отношений между людьми [9,с.27]

      Конкретное  содержание юности как возрастного  этапа развития человека определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему надлежит овладеть и которыми он имеет возможность овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального окружения, общения и ряд других факторов.

      "Особенности  психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Если понимать социальную ситуацию развития так, как ее понимали Л.С. Выготский (который ввел это понятие), а затем Л.И. Божович, то есть, не просто как обстановку развития, а как "то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу", то современную социальную ситуацию развития в юношеском возрасте можно описать следующим образом. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора". [14, с.479]

      Влияние социальной среды на процесс функционирования класса не вызывает никаких сомнений. Сложно спорить с К.К. Платоновым, который утверждал, что вне включения группы в социальную среду  она не может не только, но даже мыслиться [9,с.39]  Исследования показывают, что для старшеклассников характерен комплекс задач и проблем, которые решает для себя каждый школьник. Это, во-первых, познание выделяющихся в юности сферы специального интереса физического, психического и социального "Я". Во-вторых, выработка мировоззрения и самоопределение в двух аспектах: определение своей позиции в актуальной жизни и в актуальных системах отношений и определение своего будущего - профессионального, семейного, личностного. В-третьих, проблема реализации себя в актуальной действительности и поиски адекватных способов социального самоутверждения.  Поэтому не в лучшем положении оказываются учащиеся «элитарных» образовательных учреждений, которым вдобавок к приведенному выше перечню задач приходится решать и такие как: распределение интенсивной учебной нагрузки, управление повышенной тревожности, связанной с поддержанием собственного статуса, все это ухудшает психологическое самочувствие учащихся, отражается на эмоциональном состоянии и уровне взаимоотношений учащихся [9,с.39].

      Все это накладывает отпечаток на особенности межличностного взаимодействия старшеклассников. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

      Таким образом, содержание межличностного взаимодействия старших школьников  определяется  конкретными  социальными  условиями  развития.

      Каждый  старшеклассник стоит на пороге определения своего жизненного пути. Поэтому их волнуют проблемы выбора профессии. Обсуждение планов на будущее - одна из важных тем обсуждения среди старшеклассников. Их волнуют и идейно-нравственные проблемы, с разрешением которых им приходится сталкиваться в школе. Типичным для старшеклассников становится дружеское доверительное общение. Содержание общения связано с той жизнедеятельностью, в которую включены старшеклассники.

      Таким образом, в данной главе мы рассмотрели позиции отечественных и зарубежных авторов, по вопросу межличностного взаимодействия. Так же рассмотрели взаимодействие как предельно общую характеристику общения. Указание на факт взаимодействия в процессе общения представляет собой наиболее общую характеристику последнего, равно как и любого другого природного или социального явления.

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений