Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Вся история развития человечества построена на принципе группового взаимодействия, взаимного общения и межличностных отношений. Поэтому проблемы взаимодействия людей в коллективе стояли перед учеными всегда. В настоящее время исследователи все чаще обращают внимание на вопросы группового микроклимата, или, по-другому мы его называем социально-психологический климат. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата [15, с.331].
На сегодняшний день, в научной литературе, не существует единого подхода к понятию " социально-психологический климат". Современными исследователями данный феномен трактуется по-разному.

Содержание

Введение……………………………………………….................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностного взаимодействия……………...6
Исследование межличностных взаимодействий в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………6
Взаимодействие в группе и ее социально-психологический климат…………………………………………………………………………………….10
Особенности межличностного взаимодействия в различных типах
учебных заведений……………………………………………………………………...15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально - психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений……………………………………………………………………………………..…...19
Описание выборки и методов исследования……………………………....19
Анализ результатов исследования………………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………...……..32
Список литературы…………………..........................................................................34
Приложения………………….......................................................................................36

Работа содержит 1 файл

2 курс Копия Моя курсовая последняя редакция.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

      Рассмотрение  общения как процесса взаимодействия вместе с тем крайне существенно и для понимания его природы, структуры, механизмов и законов функционирования. Огромно значение взаимодействия людей и как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений.

      Структура взаимодействия. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга. Не менее существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

      Так же нами было рассмотрено  взаимодействие в группе и механизмы его влияния  на социально-психологический климат.  Соприсутствие учащегося в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие его в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на учащегося.

      Нами  была сделана попытка выявления  особенностей межличностного взаимодействия в различных типах учебных заведений, при помощи анализа нормативных документов. 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование социально-психологического климата в группе у старших школьников, обучающихся в разных

типах учебных заведений

      1. Описание выборки и методов исследования

     Настоящее  исследование посвящено изучению особенностей социально-психологического климата в группе старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений. 

     Отбор испытуемых проводился в соответствии с принятым экспериментальным планом и учитывал содержательный критерий. Используемая стратегия построения групп – стратометрический отбор. Способ формирования выборки стратометрический; характеристиками является возраст (16-17 лет), принадлежность к определенной группе (дети, обучающиеся в 10-11 классах разных типов школ).

     При формировании экспериментальной выборки  мы подчинялись ряду правил:

    1. Подбор экспериментальной группы определяется предметом и гипотезой исследования.
    2. Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на  каждого ее члена.
    3. Группа лиц, участвующих в эксперименте, представляет всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

      Экспериментальная работа проводилась на базах: Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1» и Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия» города Абакана.

     Таким образом, в эксперименте участвовали дети старшего школьного возраста, учащиеся 10-11 классов. Всего 120 школьников. Из них 60 школьников из МОУ «СОШ №1» и 60 школьников из МОУ «Гимназия».

                        Задачи:

  1. Определить социально-психологический уровень развития коллектива.
  2. Дать сравнительную характеристику психологической атмосферы в коллективах  разных типов общеобразовательный учебных заведений.

   Экспериментальное исследование проводилось  в один этап (констатирующий)

   Первая  часть констатирующего этапа  была направлена на:

- установление социально-психологической атмосферы в группах.

     Вторая  часть экспериментального исследования – на:

- сравнение социально-психологического климата в коллективах старших школьников, обучающихся в разных типах общеобразовательных учебных заведений.

     Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы:

     Методика социально-психологической самооценки коллектива и Методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Филлеру.

     Методика  социально-психологической самооценки коллектива (См. Приложение А) использовалась для выявления уровня развития коллектива, сформированности межличностных отношений. Эта методика включает в себя 74 суждения, характеризующие поведение личности и отношения в коллективе, из них 70 суждений рабочих и 4 – контрольных. Рабочие суждения  распределены на семь блоков по 10 суждений по следующим характеристикам коллектива:

  1. ответственность
  2. коллективизм
  3. сплоченность
  4. контактность
  5. открытость
  6. организованность
  7. информированность

     Контрольные суждения позволяют сделать вывод  о степени внимательности, искренности  и добросовестности опрашиваемых лиц.

     Испытуемые  получают полный список суждений и  специальный бланк для ответов. Предлагается ознакомиться со списком  и оценить по шестибальной школе, для какого количества их одноклассников характерны заданные в тесте отношения и формы поведения (6 баллов – «всем одноклассникам» – 0 баллов «никому из одноклассников»). Выбранные оценки заносятся в специальную матрицу, в которой содержатся порядковые номера соответствующих суждений. В  основе данной методики лежит метод семантического дифференциала. Она допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность. Ее надежность увеличивается в сочетании с другими методиками. Поэтому для получения более достоверных данных в ходе экспериментального исследования нами использовалась вторая методика - Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру). (См. Приложение Б).

     Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру) использовалась для оценки психологической атмосферы в коллективе Испытуемым предлагается таблица, в которой приведены противоположные по смыслу пары слов. С их помощью можно описать атмосферу в группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову пары опрашиваемый ставит знак, тем более выражен этот признак в коллективе. В  основе данной методики лежит метод семантического дифференциала. Она допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность. Данная методика была нами модифицирована. Изначально испытуемым предлагалась 10 пар характеристик коллектива, нами их количество было увеличено до 20. Данные характеристики были поделены на  7 групп используемых в методике СПСК (Каждая характеристика может быть оценена по шестибальной шкале, что соответствует выставляемым оценкам в рамках СПСК).    

  1. Ответственность (ответственность/безответственность; взаимная поддержка/ недоброжелательность;  успешность/неуспешность)
  2. Коллективизм (Дружелюбие/враждебность; увлеченность/ равнодушие; коллективизм/индивидуализм)
  3. Сплоченность (сплоченность/ разрозненность; доверие/недоверие; заботливость/безразличие)
  4. Контактность (согласие/несогласие; теплота/холодность;
  5. Открытость (открытость/ скрытность; удовлетворенность/ неудовлетворенность; симпатия/неприязнь) 
  6. Организованность (Продуктивность/непродуктивность; сотрудничество/ несогласованность; организованность/неорганизованность)
  7. Информированность (активность/пассивность; занимательность/скука; информированность/неинформмированность)

     Таким образом, наше экспериментальное исследование будет направлено на изучение социально-психологического климата в группах старших  школьников, обучающихся в разных типах общеобразовательных школ. Для осуществления цели эксперимента мы будем использовать  Методику социально-психологической самооценки коллектива и Методику оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Филлеру.

     Для выявления статистической достоверности  различий между полученных результатов в общеобразовательной школе и гимназии нами будет использован Критерий  φ* — угловое преобразование Фишера.

     Критерий  Фишера предназначен для сопоставления  двух выборок по частоте встречаемости  интересующего исследователя эффекта.

     Описание  критерия

     Критерий  оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

     Суть  углового преобразования Фишера состоит  в переводе процентных долей в  величины центрального угла, который  измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные. Значение угла φ подсчитывается по следующей формуле:

    φ = 2*arcsin (√ P ) (См. Приложение В).

     Для подсчета эмпирического" значения φ  *  необходимо воспользоваться следующей формулой:

φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

где φ - угол, соответствующий большей % доле;

φ - угол, соответствующий меньшей % доле;

n - количество наблюдений в выборке 1;

n - количество наблюдений в выборке 2.

      По  полученному значению φ* эмп определяется уровень значимости

различий  процентных долей (См. Приложение Г) 

       Данные  методики являются стандартизированными, адекватны цели, объекту, предмету, исследования, валидными, что будет обеспечивать достоверность результатов исследования   

 

    1. Анализ результатов  исследования

     Нами  был исследован социально-психологический  климат в 6 классных коллективах (3 одиннадцатых класса общеобразовательной школы  и 2 одиннадцатых, 1 десятый класс - гимназии). Всего было продиагностировано  120 учащихся.

     В ходе исследования нами были получены следующие данные:

     При оценки такой характеристики как ответственность нами были получены следующие данные, они представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Средний балл по характеристике коллектива «ответственность» в МОУ «СОШ№1» и МОУ «Гимназия»

  МОУ «СОШ №1» МОУ «Гимназия»
  11а 11б 11д Средний балл по учреждению 10в 11а 11в Средний балл по учреждению
СПСК 4,2 3,8 3,4 3,8 4,4 5 4,8 4,8
оценки  СПК в коллективе  по А.Ф. Филлеру 4,3 4 4,1 4,1 4,7 5,2 4,7 4,9

     На  основании данных таблицы 1 мы можем построить следующую гистограмму, отражающую уровень выраженности ответственности в коллективах старших школьников обучающихся в МОУ «СОШ №1» и МОУ «Гимназия», которая представлена в рисунке 1.

     

Рисунок 1 - Количественное распределение старшеклассников по  определению степени выраженности характеристики СПК «ответственности»

       

     Для выявления статистической значимости, либо не значимости различий между полученными данными воспользуемся Критерием  φ* — угловое преобразование Фишера.

     φ = 2*arcsin (√ P )

     φ2 = 2*arcsin (√ 63,3 )=1,838

     φ1 = 2*arcsin (√ 80 )=2,214

     Теперь  подсчитаем эмпирическое" значение φ * по формуле:

φ * = (φ  - φ )*√ ( n · n ₂)/ (n+n)

где φ - угол, соответствующий большей % доле;

Информация о работе Особенности социально-психологического климата группы у старших школьников, обучающихся в разных типах учебных заведений