Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть особенности онлайнового дискурса и охарактеризовать основные культурно-специфические элементы, проявляющиеся на сайтах высших учебных заведений.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие практические задачи:
определить понятие «онлайновый дискурс»;
установить конститутивные признаки, типы и жанры онлайнового дискурса и охарактеризовать сайт как один из способов проявления онлайнового дискурса;
охарактеризовать основные особенности виртуальной коммуникации в пределах сайта и выделить основные коммуникативные стратегии автора сайта, направленные на определенную целевую аудиторию;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Онлайновый дискурс как особый вид дискурса……………..……….6
1.1. Понятие дискурса……………………………………………………..6
1.2. Оппозиция «дискурс-коммуникация-текст»………………………..11
1.3. Интернет как особая коммуникативная среда. Специфика онлайнового дискурса……………………………………………………14
2. Особенности онлайнового дискурса на примере университетских сайтов……………………………………………………………………...26
Сайт как форма проявления университетского дискурса…….…...26
Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ………………………………………………………………………. .29
2.3. Анализ сайтов зарубежных университетов…………………………38
3. Специфика онлайнового дискурса в межкультурном аспекте..47
3.1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК…………………………...47
3.2. Онлайновый дискурс как отражение специфичных культурных компонентов……………………………………………………………….48
3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм»……………………48
3.2.2. Оппозиция «достигнутый статус – приписанный статус» и оппозиция «внешне направленная культура - внутренне направленная культура»…………………………………………………..59
3.3. Глобализованная версия сайта как отражение межкультурных переходов…………………………………………………………………..64
Заключение. Рекомендации по составлению глобализованных версий сайтов российских вузов………………………………………………….68
Литература…………………………………………………………………70
CD………………………………………………………………….не обороте

Работа содержит 1 файл

ВКР В.А.Ушаковой (1).doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 «Деятельность университета Северной Каролины в Гринсборо сосредоточена на студентах. Конечно же учебе придается особое значение, однако Университет считает, что воспитание целой личности также является немаловажным. То, что студент достигнет в стенах аудиторий, на спортивной площадке, в личных отношениях и внутри себя – все это является непременным залогом жизненности человеческого будущего».

Зарубежный университет  презентует себя не как могущественная организация с огромным опытом и  знанием, но как некий объединяющий фактор для отдельных индивидов. ,Каждый вправе принимать решение  сам, вне зависимости от целевых  установок университета. Через совершенствование личности происходит развитие и совершенствование вуза, который является большой семьей, в которой все равны и все имеют равные возможности для увеличения своего потенциала:

«At UNCG you'll find a diverse, yet close-knit community where faculty and staff look for creative ways to teach and connect with students. Our students say UNCG is the perfect size: Large enough for variety and small enough to care about them as individuals»

«В университет  Северной Каролины в Гринсборо Вы обнаружите разностороннее и сплоченное сообщество, где сотрудники кафедр находят творческие способы обучения и общения со студентами. Наши студенты говорят, что университет Северной Каролины в Гринсборо имеет идеальный размер: достаточно огромен для разнообразия и достаточно мал, чтобы суметь позаботиться о каждом в отдельности».

  1. Представители двух культур, их самоидентификация.

Представители культуры коллективизма осознают себя как  «Мы». Для университета главным представляется сохранение коллективного духа университетского сообщества. Идентификация членов университетского сообщества как целостной группы прослеживается на страничках, предназначенных для разных целевых аудиторий. Обращение к абитуриентам:

«Реализация наших общих идей зависит не только от тех, кто сейчас гордо несет знамя ТПУ, но и от вас, наши будущие студенты!».

Обращение к студентам:

«успеваем», «сдаем долги», «берем», «фотографируем».

Идентификация основана на социальных сетях, к которым принадлежит  человек. Сплоченность университетского сообщества необходимо для сохранения хорошей репутации университета.

Став членом университетского сообщества, человек попадает в эмоциональную  зависимость от него, так как оно  дает свои дискурсивные установки, являясь  главным эталоном ценностей. Человек  должен им следовать, чтобы сохранять групповое единство, поскольку только единство является путем к успеху. Перечисляя условия, которые предоставляются для учебы в вузе, автор сайта пытается сформировать лояльность у представителей целевых аудиторий:

«практически  неограниченные возможности», «усиленное внимание к формированию современной материально-технической базы научных исследований»,

«приоритетная деятельность по обеспечению и поддержанию  качества образовательных услуг».

В западной культуре, индивидуалистической, каждый член сообщества осознает себя как «Я», подчеркивая свою индивидуальность. Он действует как отдельная личность: находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и несет полную ответственность за свои действия. Такая идентификация подразумевает, прежде всего, развитие внутреннего мира личности:

«UNCG is a student-centered university. While academics are emphasized, of course, the University believes in educating the whole individual. What a student can accomplish in the classroom, on the playing field, in personal relationships, and within one's own character, quite literally ensures the vitality of humankind's future»

«Деятельность университета Северной Каролины в Гринсборо  сосредоточена на студентах. Конечно  же учебе придается особое значение, однако университет считает, что воспитание целой личности также является немаловажным. То, что студент достигнет в стенах аудиторий, на спортивной площадке, в личных отношениях и внутри себя – все это является непременным залогом жизненности человеческого будущего».

3. Достижения.

Ориентированность российского  университета на своем совершенствовании  диктует такое построение дискурсивной информации, при котором сначала  повествуется о достижениях вуза, а затем об успехах людей, как  результат успешной деятельности университета. Принцип причисления достижений членов организации самой организации является одной из важнейших особенностей коллективистской культуры. Подчеркивается  совместный процесс достижения успеха. Успехи студентов и выпускников причисляются к успехам университета:

 «сопровождение выпускников образованием на всю жизнь и содействие их успешной деловой   карьере»

«университет  оказал значительное влияние на развитие науки, образование, промышленности и  культуры страны»

В западных университетах каждый член университетского сообщества несет ответственность за репутацию университета. Вследствие этого, успехи и достижения студентов всегда пропагандируются в новостной ленте университета:

«Graduates gather “Great Expectations”» - «Выпускники собирают “Большие надежды”»

«Faculty members receive teaching awards» - «Сотрудники кафедры получают премию преподавателей».

Университет выдвигает  самого человека и его успехи на первое место, размещая новость об этом на главной страничке, а затем  говорит, что любой человек может  заработать премию или грант, став членом университетского сообщества:

«Parker’s Passion for Writing Earns Him State Award» «Страсть Паркера к письму зарабатывает ему государственную премию».

4. Продвижение  по службе. Отношения работодатель  – работник. Руководство.

В коллективистской культуре при назначении человека на руководящую  должность учитываются возраст и предыдущие должностные положения. Претендент не сможет ее получить, если он не достиг определенного возраста, а, значит, стаж его работы тоже не большой. Соответственно, ему необходимо работать на стаж и авторитет. Отношения между университетом и сотрудником строятся на договорной основе. Если деятельность человека положительно отражается на деятельности университетского сообщества, то с ним взаимодействуют. Если зайти на страничку любой кафедры или института ТПУ, то мы не обнаружим подробной информации о сотрудниках. Нам лишь будут предложены фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и ученая степень:

«Ф.И.О., заведующий кафедрой, доцент, кандидат технических  наук»,

«Ф.И.О., профессор, доктор технических наук».

В индивидуалистической культуре продвижение человека осуществляется на основе его компетенции и научного вклада. На сайте любого зарубежного университета будет отдельный раздел, где будет представлен весь преподавательский и профессорский состав вуза в виде алфавитного каталога. Мы найдем полную информацию о сотруднике университета: не только его должность и ученую степень, но и весь перечень его работ и статей, сферу его интересов, награды и премии. Здесь применим принцип индивидуалистической культуры – оценивание и значимость человека за то, что он сделал, а не за то, кто он есть (по социальному или должностному положению):

«Фамилия, имя; доктор математических наук с 1981 года; курсы, которые доктор ведет, принадлежность к совету; академические интересы; избранные работы, книги».

Руководство с коллективистским сознанием придерживается традиционных взглядов на формы поддержания активности сотрудников, побуждает к сохранению наследия. Совершенствование больше строится на словах «интеграция», «инновации», «инновационный», нежели на практике:

«Мы опираемся  на традиции, сложившиеся за вековую  историю университета», «стимулирование  студентов и преподавателей к  интеграции традиционных академических  ценностей»,

«наш университет  – это сочетание традиций и  инноваций…».

Тогда как руководство  с индивидуалистическим сознанием находится в курсе последних идей и методов, пытается воплотить их на практике, стимулирует активность подчиненных, например, предлагая новые технические средства, которые помогают развивать не только физический потенциал, но и саму личность:

«indoor rock climbing – a sport that not only develops physical strength and coordination, but also helps sharpen problem-solving skills – all in a safe, supervised environment»

«занятие скалолазанием  в помещении – это спорт, который  не только развивает физическую силу и координацию, но также помогает отточить навыки решения проблем – все безопасно и под контролем».

 Сопоставив сайты  российского и зарубежных университетов  с точки зрения индивидуализма  и коллективизма, мы делаем  вывод о том, что принадлежность к разным культурам оказывает влияние на университетский дискурс с позиций коммуникативных задач и дискурсивных установок.

Дискурсивной установкой российского университета является представления себя как «супер-организма, существующего над его отдельными членами» (Collectivism. http://www.objectivistcenter.org/showcontent.aspx?ct=51&h=44), который стремится оказывать и оказывает влияние на всех членов университетского сообщества, навязывая определенные дискурсивные правила:          

«университет  оказывает существенное влияние  на формирование состава и структуры, качество и развитие производительных сил».                                      

  Дискурсивная установка зарубежного университета – представить себя как друга, помощника, который содействует развитию и совершенствованию отдельного человека:

«The University is a vital, living, breathing entity that takes its responsibility as a good neighbor seriously» - «Университет – живущий, дышащий организм, который принимает позицию хорошего соседа со всей серьезностью».

Зарубежными сайтами  используется еще один прием при  вступлении в виртуальную коммуникацию – улыбка.

Улыбка является «знаком в коммуникации, культурно и социально обусловлена, специфична в разных культурах и контекстах». Представители коллективистской культуры улыбчивы в дружеской атмосфере, тогда как в ситуации формальной обстановки в общественном месте в России улыбаться не принято и незачем. Однако на Западе другая картина: формальная улыбка в общественном месте предписана правилами поведения для создания «комфортной для коммуникантов обстановки».

Для западной культуры характерно использование формальных знаков при  взаимодействии. Формальная улыбка служит для облегчения социального контакта. «Улыбка с давних пор активно используется в английской и американской традиции невербальной коммуникации для создания привлекательного публичного образа. Улыбка прибавляет уверенности в себе, создаёт впечатление успешности, что поднимает рейтинг данного лица в деловом и политическом мире. Поэтому улыбка является неотъемлемым элементом публичной самопрезентации». Российская «поведенческая модель не предполагает такого активного применения улыбки в публичной самопрезентации… Что же касается создания образа делового человека или политического лидера, для России традиционно серьёзное выражение лица, свидетельствующее о серьёзности задач, а значит, улыбка неуместна».

Вследствие этого, мы практически не встречаем визуальных способов подачи информации на российском сайте. В свою очередь, зарубежные сайты активно используют фотографии и динамические баннеры. Изображение улыбающихся и радостных людей дает представителю любой целевой аудитории положительных настрой, что помогает автору обеспечить успешную виртуальную коммуникацию с ним.

Российские университеты строят структуру и содержание так, чтобы показать свой статус, важность, влияние на арене образования. Появляется университетское сообщество. Если человек  станет его членом, то он непременно обретет статус и другую позицию в обществе. Схема: от университета к человеку. Соответственно, такая стратегия будет влиять на дискурсивные характеристики взаимодействия университета и его основных целевых групп. Статусное равноправие участников виртуальной коммуникации не будет достигнуто. Вся информация подается «сверху». Университет как могущественная структура будет оказывать влияние за счет своей важности и признания одним из лучших в различных направлениях.

Западные университеты ведут совсем другую политику. Главное – что, став членом учебного заведения, человек будет развиваться как индивидуальность, а уже затем как член сообщества. Схема: от человека к университету. Развивая студента, университет тоже развивается. Студент выступает на первое место для западной высшей школы.

 

3.2.2. Оппозиции  «достигнутый статус – приписанный  статус» и «внешне направленная  культура - внутренне направленная культура».

 

Мы рассматриваем две  оппозиции вместе, так как, на наш  взгляд, они взаимодополняют друг друга. Приведем сводную таблицу по указанным оппозициям.

 

Достигнутый статус

Аскриптивный (приписанный) статус

1. «что ты сделал»

1. «кто ты есть»

2. стимулирует (в частности  США) получение больше нобелевских  премий. Америка сильна в науках: физике, химии и экономике, но не так сильна в поэзии, литературе

2. реципиенты движимы  заботой об интересах общества

3. достижение должно  постоянно обновляться

3. статус приписывается  на основе наследственности, «без  борьбы»

4. чествование «героев» (Hall of Fame), их достижения

4. обращаться с людьми  таким образом, чтобы  выявить  их потенциал, так, чтобы успех  был самосбывающимся пророчеством

5. репутация от достижений  имеет тенденцию к накапливанию, которая впоследствии работает  сама на себя

5. вера в людей и отношение к ним с уважением – залог достижений

6. создание меритократии - системы, определяющей место  человека по его способностям  и достоинствам

6. определение места  человека по его социальной  принадлежности, статусу

Внутренне направленная культура

Внешне направленная культура

1. человек действует  в соответствии с собственными  взглядами

1. человек ориентируется  на мнение окружающих

2. добродетель внутри  каждого человека

2. добродетель вокруг  людей – в окружении

3. внутренне направленная  культура ставит личное сознание над социальным

3. внешне направленная  культура находится во взаимодействии  с окружающим миром

4. «Это- мой путь»

4. «создание внешних  воздействий»

Информация о работе Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации