Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть особенности онлайнового дискурса и охарактеризовать основные культурно-специфические элементы, проявляющиеся на сайтах высших учебных заведений.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие практические задачи:
определить понятие «онлайновый дискурс»;
установить конститутивные признаки, типы и жанры онлайнового дискурса и охарактеризовать сайт как один из способов проявления онлайнового дискурса;
охарактеризовать основные особенности виртуальной коммуникации в пределах сайта и выделить основные коммуникативные стратегии автора сайта, направленные на определенную целевую аудиторию;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Онлайновый дискурс как особый вид дискурса……………..……….6
1.1. Понятие дискурса……………………………………………………..6
1.2. Оппозиция «дискурс-коммуникация-текст»………………………..11
1.3. Интернет как особая коммуникативная среда. Специфика онлайнового дискурса……………………………………………………14
2. Особенности онлайнового дискурса на примере университетских сайтов……………………………………………………………………...26
Сайт как форма проявления университетского дискурса…….…...26
Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ………………………………………………………………………. .29
2.3. Анализ сайтов зарубежных университетов…………………………38
3. Специфика онлайнового дискурса в межкультурном аспекте..47
3.1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК…………………………...47
3.2. Онлайновый дискурс как отражение специфичных культурных компонентов……………………………………………………………….48
3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм»……………………48
3.2.2. Оппозиция «достигнутый статус – приписанный статус» и оппозиция «внешне направленная культура - внутренне направленная культура»…………………………………………………..59
3.3. Глобализованная версия сайта как отражение межкультурных переходов…………………………………………………………………..64
Заключение. Рекомендации по составлению глобализованных версий сайтов российских вузов………………………………………………….68
Литература…………………………………………………………………70
CD………………………………………………………………….не обороте

Работа содержит 1 файл

ВКР В.А.Ушаковой (1).doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Как мы видим, в качестве доказательства правильности выбора именно этого университета используются слова  тех, кто является непосредственным участником образовательного процесса: студентов. Важным представляется, что они «говорят» об университете и его потенциале.

Графические образы представлены широко. Каждый подраздел – о  спортивной жизни университета или  о размещении студентов на территории университетского городка – всегда сопровождается фотографиями, на которых изображены веселые и радостные студенты, динамическими баннеры, отображающие внутреннюю жизнь кампуса.

Прагматические цели, которые преследует автор сайта в данном разделе, - привлечение абитуриентов посредством рекламы университета с точки зрения его направленной работы с каждым человеком и заинтересованностью в развитии человека, прежде всего, как личности.

Вторая коммуникативная  задача – стимулирование научной деятельности и привлечение к жизни университета – направлена на целевую аудиторию «студенты».

На страничке презентуется информация, касающаяся не только текущих  вопросов (расписание, посещение семинаров  и лекций), но общих сведений о  событиях в университете. Кроме того, приводится масса полезных ссылок на различные ресурсы. Все это сопровождается призывами и подается очень красочно, в форме рекламного объявления. Автор сайта использует, в основном, лексические единицы рекламного характера, прагматически усиленные элементы, которые помогают лучше донести информацию до целевой группы. Кроме того, информация, представленная в такой форме, больше заинтересовывает и привлекает внимание. Используется также прямое обращение к целевой аудитории в форме повелительного наклонения 2 лица единственного числа. Таким образом, мы можем выделить скрыто-побудительные конструкции, создающие ощущения «живого» диалога со студентом:

«The University of North Carolina at Greensboro (UNCG) is committed to providing students with the tools necessary to learn and develop technology skills for the 21st century» (университет Северной Каролины в Гринсборо)

«Университет  Северной Каролины в Гринсборо выступает за предоставление студентам средств, необходимых для изучения и разработки технологических навыков, необходимых в 21 веке»;

«Go ahead…challenge yourself» - «Дерзай…испытай себя»;

«Explore your opportunities» - «Открой свои возможности».

«don't miss this extraordinary opportunity…» - «не упусти эту уникальную возможность…»;

«…offer a terrific education…» - «…предлагают великолепное образование»;

«…(university) boasts» - «…(университет) гордится…» 

 «each semester we hit the road» - «каждый семестр мы готовы свернуть горы…»

Заглавия новостей на студенческой страничке напоминают газетные заголовки:

  1. Отсутствие глаголов, номинативный характер заголовков:

«New Exhibit ‘A View Within’ on Display at Weisman Museum» -   «Новая выставка «Вид изнутри» в музее Вайсмэн» (университет Пеппердайн)

  1. Историческое настоящее время:

«Parker’s Passion for Writing Earns Him State Award» - «Страсть Паркера к письму зарабатывает ему государственную премию» (университет штата Огайо)

«Faculty members receive teaching awards» -  «Сотрудники кафедры получают премию преподавателей»

  1. Лексические единицы с семантикой уникальности, особенности:

«the special place» - «особое место», «remarkable place» - «удивительное место», «gorgeous campus» - «великолепный университетский городок», «exclusive» - «исключительный»

  1. Восклицательные предложения:

«Welcome!» - «Добро пожаловать!»

«you're in the right place!» - «Ты в правильном месте!»

«Senior  bash!» - «Вечеринка старшекурсников!».

Все вышеперечисленные  особенности это являются частью целой рекламной кампании, предпринимаемой  для того, чтобы сообщить студентам  о широком спектре возможностей и привлечь, сподвигнуть их этими возможностями воспользоваться. Стратегия автора в подаче информации заключается в том, чтобы показать, что все силы университета направлены на развитие студента, которым он впоследствии будет гордиться, отдав ему все самое лучшее.

Третья коммуникативная  задача – приобщить к деятельности университета, поддерживать связь с целевой аудиторией «выпускник». 

Информации на самой  странице не много.

 Во-первых, это приветствие: «Welcome home, Alumni» - «Добро пожаловать домой, Выпускники». Оно имеет положительный настрой, вызывает теплые чувства. Ведь если выпускник вспоминает свой университет и студенчество с улыбкой, значит, миссия учебного заведения выполнена: у выпускника все успешно, в чем немалая заслуга университетского сообщества.

 Во-вторых, сообщение о деятельности ассоциации или союза выпускников и ссылка на официальные страницы той или иной организации. Основные способы подачи информации – визуальные: фотографии или баннеры с корпусами университета. Акцент поставлен на вызов ассоциаций, воспоминаний о студенческих годах, что выявляет стратегию развития корпоративного духа и расширение связей университета с другими организациями через своих выпускников.

В-третьих, отдельным подразделом выносится информация о том, как можно пополнить материальную базу университета, сделать денежный подарок университету:

«The reasons people give to Ohio University are as numerous and diverse as the donors themselves. Whether it's one inspired moment or many culminating in the desire to give back to the University, one thing is certain: your generosity is a measure of our success» (университет Северной Каролины в Гринсборо)

«Причины, по которым люди оказывают спонсорскую  помощь университету Огайо так многочисленны  и разнообразны, как и сами спонсоры. Независимо от того,  вдохновенный ли это момент или достигшее апогея желание отплатить университету, одно можно точно сказать: Ваша щедрость – мера нашего успеха»;

«Your gift, no matter the size, contributes to the Pepperdine mission of strengthening students for lives of service, purpose, and leadership» (университет Пеппердайн)

«Ваш подарок, независимо от размера, способствует выполнению миссии университета Пеппердайн: укрепление жизни для цели, движения и превосходства».

Прагматической целью виртуальной коммуникации с данной целевой аудиторией является удержание выпускников в университетском сообществе, что позволит ему расти и развиваться, а также привлечение их в качестве спонсоров для развития самого университета, его школ и колледжей.

Выводы. Проанализировав зарубежные сайты, мы можем выделить две характерные особенности развертывания дискурсивной информации, исходя из коммуникативных задач авторов сайтов и, как следствие, ориентированности на различные целевые сегменты университетского сообщества:

  1. Университеты за рубежом используют веб-сайты, в первую очередь, для рекламы своих возможностей и ресурсов. При этом каждый вуз стремится позиционировать себя как высшее учебное заведение, которое дает глубокие знания в различных областях, обеспечивает студентов отличными условиями проживания, занимается физическим, эмоциональным, духовным развитием студентов;
  2. Университеты используют сведения информационного характера для создания положительного образа среди своих членов и в обществе. Авторы сайта говорят о том, что вуз заботится об окружающей среде и обществе в целом и готов к сотрудничеству с любыми общественными организациями и научными сообществами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специфика  онлайнового дискурса в межкультурном  аспекте.

    1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК.

 

В результате сопоставления  сайта российского университета и сайтов зарубежных университетов  нами была отмечена  разница в  дискурсивных моделях поведения  и подачи информации сайтов разных стран. Поскольку каждая страна представляет свою культуру,  логично предположить, что культурные различия, накладывают отпечаток и на то, какие стратегии избирает автор сайта  при развертывании дискурсивной информации.

Вследствие этого, мы обращаемся к вопросу о межкультурной  коммуникации, который в свете постоянно расширяющегося международного сотрудничества в разных сферах профессиональной деятельности приобретает особую актуальность. Специфика и сложность возникающих противоречий заключается в разнице национально-культурных особенностей, которые выделяются при сопоставлении различных культур. Важность фактора культуры в дискурсе «обусловлена не только его функционально-прагматической значимостью, но и когнитивными основаниями дискурсивной деятельности». Существует определенная «концептуальная среда, которая обеспечивает релевантность утверждений в самом дискурсе и в социокультурном контексте» (Лузина Л.Г., 1999.-С.64).

Рассмотрим сайты российского  и зарубежного университетов  с позиций межкультурной коммуникации.

Нами были изучены  работы по межкультурной коммуникации следующих авторов: Ф. Тромпенаарса, Ч. Хэмпден-Тернера, С. Г. Тер-Минасовой и Г. Хофштеда. Они предлагают различные характеристики культур, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на стратегии дискурса, определяют дискурсивные поведения представителей разных культур, и, как следствие, мы выделяем стратегии в подаче информации, которые отражены в способах ее развертывания – языковых и неязыковых средствах.

На основе проанализированных работ мы составили сводную таблицу  культурных особенностей, которые, по мнению авторов, являются основополагающими при анализе культурных компонентов. Мы опираемся на оппозиции, предложенные Ф. Тромпенаарсом:

1. Индивидуализм – Коллективизм

2. Достигнутый статус – Аскриптивный  (приписанный) статус

3. Внутренне направленная культура – Внешне направленная культура

 

3.2. Онлайновый  дискурс как отражение специфичных  культурных компонентов.

 3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм».

 

 

Показатели

Индивидуалистическая  культура

Коллективистская  культура

1.основные понятия

конкуренция, самостоятельность, личная заинтересованность, личностный рост и самореализация

сотрудничество, общественный интерес, альтруизм, служение обществу и наследие общества

2. определение

имеет место, когда люди определяют себя как индивидуальность, и заботятся только о самих себе, о своей семье и своих родственниках

характеризуется тесной взаимосвязью человека с группой.  Группа заботится об удовлетворении потребностей членов группы, обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность

3.Что создает

убеждение, что такие  стимулы как благотворительность, участие, помощь, сострадание и улучшение  социального положения порождаются  личностью и являются результатом  добровольного выбора

убеждение, что такие  положения как число выпускников, количество инженеров, удвоение дохода человека порождаются коллективным знанием, общественными ценностями и взаимоподдержкой 

4. Ценностные установки

 

исходят от самого человека, творческого, любопытного, готового к  открытиям, который ищет самореализации и несет ответственность за принятые решения

 

порождает само общество в пределах социального дискурса, которое воспитывает, обучает и  несет ответственность за дух, царящий  среди его членов

5. Цели 

самовыражение каждого  субъекта в обществе

поддержание гармонии и  согласия в общества

6. Субъекты деятель-ности

обязанности возлагаются  на отдельных индивидов 

обязанности возлагаются  на группу в целом

7. Самоиден-тификация

осознание себя как «Я», идентификация основана на подчеркивании своей индивидуальности

осознание себя как «Мы», идентификация основана на социальных сетях, к которым принадлежит  человек

8. Представи-тели

действуют как отдельные  личности, а не как члены какой-то группы; человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и несет полную ответственность за свои действия.

находятся в большой  эмоциональной зависимости от организации  и требуют большей ответственности  организации за своих работников; человеку с детства прививают  уважение к группам, к которым он принадлежит.

9. Достижения

организация увеличивает  награду человека за успехи

общество разделяет  успехи людей 

10. Отношения работода-тель-работник

строятся по типу семейных связей;

основываются обычно на учете личного вклада работника

строятся строго на контрактной  основе; обычно базируются на моральной основе, на основе личностных взаимоотношений

11. Функциони-рование организации

осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого  члена, который не желает вмешательства организации в личную жизнь, избегает ее опеки

работник ожидает, что  организация будет заниматься его  личными делами и защищать его  интересы, поэтому жизнь организации  в значительной степени влияет на самочувствие ее членов; взаимодействие в организации основывается на чувстве долга и лояльности

12. Продвиже-ние по службе

внутри или вне организации  на основе компетенции и "рыночной стоимости" работника

 

осуществляется в соответствии со стажем работы

13. Руководство организации

находится в курсе последних идей и методов, пытается воплотить их на практике, стимулирует активность подчиненных

придерживаются традиционных взглядов на формы поддержания активности подчиненных

14.

Социальные связи

дистанцированность

сплоченность

15.Автоном-ность

позволяет выдающимся личностям мобилизировать ресурсы настолько широко, чтобы не полагаться на своих предшественников

побуждает к сохранению наследия для общества, окружения  и семьи; объединение – потенциальное  средство бессмертия, что и есть общество


 

Опираясь на книгу Ф. Тромпенаарса «Строя межкультурную компетенцию», мы выдвигаем тезис о том, что содержание и структура сайта российского университета является проявлением коллективистской культуры, а сайтов западных университетов – культуры индивидуалистической.

Рассмотрим подробнее, как отражены черты разных культур  на сайтах университетов.

  1. Ценностные установки и цели.

Коллективистское общество само порождает  ценностные установки  в пределах социального дискурса, воспитывает, обучает и несет  ответственность за дух, царящий среди его членов. Одной из установок является самореализации человека. Она представлена с позиций университетского сообщества ТПУ таким образом, что университет, создавая большое количество возможностей для всех его членов, для их самореализации, делает акцент на том, что проявление себя должно идти на благо университета и положительно отражаться на его образе в обществе. Вследствие этого, вуз выделяет успехи своих членов как «отличительную особенность», «определяющая уникальный стиль жизнедеятельности» университета:

«Известность  научных школ, педагогических и научно-технических  достижений»;

«Наш университет за свою более чем столетнюю историю вырастил плеяду выдающихся ученых и инженеров…».

Основной целью университета является поддержание гармонии и целостности сообщества, выставляя к ним определенные требования, что в итоге будет приводить к хорошим результатам работы, которые способствуют поддержанию хорошей репутации:

«стимулирование студентов, преподавателей и сотрудников…»

«высокий уровень требований к студентам и преподавателям, гарантирующий соответствующее качество подготовки специалистов»

«творческая атмосфера, академические традиции и высокое качество подготовки».

 В отличие от коллективистской индивидуалистическая культура подразумевает, что все ценностные установки и цели исходят от самого человека, творческого, любопытного, готового к открытиям, который ищет самореализации и несет ответственность за принятые решения и суждения. Обычно целевые установки и цели представителя западного мышления совпадают. Важными представляются самореализация каждого субъекта в обществе.  Основное внимание в деятельности университета направлено на самовыражение личности посредством участия в различных мероприятиях, вступления в творческие клубы и коллективы. В обращении к абитуриентам: «UNCG is a student-centered university. While academics are emphasized, of course, the University believes in educating the whole individual. What a student can accomplish in the classroom, on the playing field, in personal relationships, and within one's own character, quite literally ensures the vitality of humankind's future»

Информация о работе Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации