Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть особенности онлайнового дискурса и охарактеризовать основные культурно-специфические элементы, проявляющиеся на сайтах высших учебных заведений.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие практические задачи:
определить понятие «онлайновый дискурс»;
установить конститутивные признаки, типы и жанры онлайнового дискурса и охарактеризовать сайт как один из способов проявления онлайнового дискурса;
охарактеризовать основные особенности виртуальной коммуникации в пределах сайта и выделить основные коммуникативные стратегии автора сайта, направленные на определенную целевую аудиторию;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Онлайновый дискурс как особый вид дискурса……………..……….6
1.1. Понятие дискурса……………………………………………………..6
1.2. Оппозиция «дискурс-коммуникация-текст»………………………..11
1.3. Интернет как особая коммуникативная среда. Специфика онлайнового дискурса……………………………………………………14
2. Особенности онлайнового дискурса на примере университетских сайтов……………………………………………………………………...26
Сайт как форма проявления университетского дискурса…….…...26
Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ………………………………………………………………………. .29
2.3. Анализ сайтов зарубежных университетов…………………………38
3. Специфика онлайнового дискурса в межкультурном аспекте..47
3.1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК…………………………...47
3.2. Онлайновый дискурс как отражение специфичных культурных компонентов……………………………………………………………….48
3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм»……………………48
3.2.2. Оппозиция «достигнутый статус – приписанный статус» и оппозиция «внешне направленная культура - внутренне направленная культура»…………………………………………………..59
3.3. Глобализованная версия сайта как отражение межкультурных переходов…………………………………………………………………..64
Заключение. Рекомендации по составлению глобализованных версий сайтов российских вузов………………………………………………….68
Литература…………………………………………………………………70
CD………………………………………………………………….не обороте

Работа содержит 1 файл

ВКР В.А.Ушаковой (1).doc

— 438.00 Кб (Скачать)

В соответствии поставленным целям, мы встречаем следующие тематические разделы информации:

- расписание занятий

- НИР студентов

- профсоюз  студентов

- полный перечень  конкурсов, программ, грантов и  стипендий.

Обратимся к средствам  достижения вышеуказанных целей:

1.Лексические единицы с семантикой единства и единения, создающие положительный образ различных студий для приобщения к культурной жизни университета:

«объединяет любовь», «ансамбль нового типа»; «талантливые»

2.Использование 1 лица множественного числа при обращении к данной целевой аудитории для создания приобщенности к группе:

«успеваем», «сдаем долги», «берем», «фотографируем»

3.Лексические средства, создающие веселую, непринужденную атмосферу за счет

- нарушения лексической сочетаемости слов, либо разговорных элементов:

 «коротенько», «кусочек списка», «проспал на играх»;

- наличие шуток среди серьезной информации:

«в студии был…но потом ушел», «просьба командам готовиться»;

- использования молодежного сленга:

«парни», «девчонки», «круто»;

4. Лексемы, присущие Интернет-сфере:

«…в Тонете заработал блог КВН», «все игры доступны по ФТП – качайте…»

5. Восклицательные предложения:

«покажи свое лицо!», « справочник карьериста!!!», «Скорее!»;

6. Графические средства передачи информации «смайлики».

7. Визуальные средства – фотографии с мероприятий, конкурсов и их участников.

Вышеназванные средства помогают «говорить» со студентом на его языке. Если это удается, то студенту становится интересно, и он обязательно вернется на данную страницу или использует предоставленную информацию.

Таким образом, мы видим, что стратегии подачи информации для целевой аудитории «Студент»  заключаются в привлечении большого количества студентов к участию  в жизни университета, не быть пассивным, а вовлеченным в разностороннюю деятельность университетского сообщества, будучи не только его членом, но и участником текущих событий. 

Третья коммуникативная  задача – «привлечение» - направлена на целевую группу – «Выпускник ТПУ». «Привлечение» понимается нами в двух направлениях: во-первых, стремление университета поддерживать связь с выпускниками, призывая войти в Ассоциацию выпускников, во-вторых, привлечение дополнительных финансовых средств в университетский бюджет.

Так как в ТПУ существует Ассоциация выпускников, вся тематика раздела ограничивается ее деятельностью. Мы узнаем о ее членах, главных новостях, календаре встреч руководства и выпускников, а также выпускников отдельного факультета или кафедры.

Кроме рассказа о работе ассоциации, посетитель увидит много рекламной информации. В основном, это хвала выпускников, а, следовательно, университета.

Прагматическими целями обращения к данной целевой группе являются стимулирование развития профессионального  сообщества и поддержание связи с бывшими студентами для того, чтобы проследить за их дальнейшей профессиональной деятельностью вне стен университета, создавая объединения и ассоциации выпускников. Соответственно, если выпускник будет успешным, пользоваться спросом на рынке труда, иметь хорошее рабочее место и достойную заработную плату то университетское сообщество, привлекая новых членов, сможет использовать его успехи в качестве определенного вида информации – положительных примеров - для достижения различных коммуникативных целей в виртуальной коммуникации с другими целевыми сегментами. Например, «новые поколения студентов видят в Вас примеры для подражания».

Набор средств, используемых при развертывании информации для  данной целевой аудитории, достаточно разнообразен:

1. Лексические единицы с семантикой грандиозности, возвышенности, торжественности, причастности к успехам, коннотативно окрашенные элементы:

«плеяда», «преданы», «родные стены», «дорожит честью и  славой нашего вуза»; 

2. Терминологические лексические единицы и лексемы делового характера:

«конкурентоспособность», «инновационный тип», «сотрудничество», «юридическое лицо»,  «формирование эффективности», «кадрового потенциал», «взаимодействие»,      «юридический статус»,  «некоммерческое партнерство», «преемственность», «материальная база»;

3. Обращение к выпускникам, используя лексические единицы, которые создают дружественную атмосферу и неразрывную связь с университетским сообществом:

«друзья», «единомышленники», «питомцы», «политехники»;

4. Использование прошедшего времени как показатель достигнутых показателей и успехов:

«вырастил», «внесли вклад», «создали имидж», «прославили», «учился», «сформировали братство».

Визуальные средства выражены в следующем:

- логотип – его  наличие свидетельствует о серьезности  Ассоциации выпускников;

- фотографии ректора,  главы Ассоциации выпускников  и фото самих выпускников, представленное на главной страничке данной целевой группы.

Взаимодействие университета с целевой аудиторией обусловлено, прежде всего, заинтересованностью  в дальнейшей профессиональной жизни  бывших студентов. Кроме того, среди  выпускников много известных влиятельных людей, которые могут участвовать в развитии материальной базы университета «путем спонсорских взносов, оказывать помощь в организации практик студентов, в совершенствовании образовательных программ, в формировании заказов на подготовку специалистов и научных исследований, участвовать в учебном процессе».

В нашей работе мы не рассматриваем  целевые аудитории «преподаватель ТПУ» и «руководитель». Это обусловлено  рядом причин.

Страничка для преподавателей не является востребованной на данный момент, так как профессорский и преподавательский состав владеет средствами электронной коммуникации не в полной мере. Вследствие этого раздел для него становится невостребованным, а значит неразработанным. Автор сайта сам спрашивает, какая информация необходима преподавателям: «Укажите, пожалуйста, темы, которые Вас заинтересовали», «Какие разделы вы хотели бы видеть на сайте? Что, по вашему мнению, нужно разместить на страничке "Преподавателю"».

Страничка для работодателей  представляет модель работы университета с предприятиями, которая на сегодняшний день не является рабочей и эффективной. Экономическая задача – трудоустройство выпускников – не может быть решена посредством предлагаемых разработчиком сайта инструментов.

Выводы. Таким образом, мы видим, что каждый раздел ориентирован на определенную целевую аудиторию. Разные целевые группы предполагают разработку конкретных дискурсивных особенностей для вступления в коммуникацию в пределах данного сайта. Следовательно, размещая информацию в разделе, автор сайта определяет его тематику, как подать информацию так, чтобы она соответствовала запросам целевой аудитории. Мы выделили основные целевые группы сайта ТПУ: абитуриент, студент, выпускник, выявив способы подачи информации для каждой из них, и как достигаются коммуникативные цели во взаимодействии с ними. Таким образом, можно говорить о том, что в стенах учебного заведения и в пределах сайта функционирует среда, в которой происходит коммуникация между ее членами, образуя при этом локальную структуру университетского сообщества, которое, в свою очередь, объединено в виртуальном пространстве посредством сайта.

 

 

2.3. Анализ сайтов  зарубежных университетов.

 

Основная тематика сайтов – текущие события в университетах  и успехи представителей университетского сообщества – студентов, преподавателей.

У каждого университета есть свой логотип и слоган. Например:

«Strengthening Lives for Purpose, Service, and Leadership» - «Укрепляя жизни для цели, движения и превосходства» (университет Пеппердайн) – здесь и далее перевод автора;

«Inspire. Change.», «The impact of One. The power of Many» - «Воодушевись. Изменись.», «Вклад Одного. Сила многих» (университет Северной Каролины в Гринсборо).

Использование слогана  и логотипа помогает университету показать свою индивидуальность и уникальность, выделить себя на фоне других высших учебных заведений.

Обратимся к самой  структуре и содержанию сайтов.

На главной странице размещены фотографии, посвященные  либо событию, либо одному или нескольким членам университетского сообщества. Например, используя сайт, университет  может поздравить выпускников с окончанием учебы, разместить объявление о предстоящем музыкальном фестивале или о писателе, который получил премию за созданные произведения. Необходимо отметить, что тематика направлена не на деятельность университета, а на события, которые в нем происходят. На первой страничке и в любом из разделов мы непременно обнаруживаем фотографии, которые можно просмотреть в полном объеме без дополнительных усилий, так как в большинстве представленные фото постоянно сменяют друг друга, что, во-первых, не требует каких-либо действий со стороны пользователя, и, во-вторых, привлекает его внимание.

Рассмотрим коммуникативные  задачи авторов сайтов, и как они  решаются.

Первая коммуникативная  задача – реклама возможностей университета и ресурсов - направлена на привлечение абитуриентов, составляющих одну из целевых аудиторий сайтов.

Рекламная направленность тематики раздела четко выделяется на фоне большого количества ссылок на школы, колледжи и степени. Основное внимание приковано к самому абитуриенту, к его личностному началу.

Раздел начинается с  приветствия будущих студентов, а затем идет девиз:

«Students first» - «Сначала студенты» (университет штата Огайо).

 Затем следует небольшое обращение, содержащее то, что университет считает приоритетным при обучении студента:

1.Предоставить студентам возможность получить глубокие знания и заниматься научной деятельностью:

«Six professional schools and two colleges comprise the academic divisions of UNCG and offer more than one hundred areas of study» (университет Северной Каролины в Гринсборо)

«Шесть профессиональных школ и два колледжа составляют академические подразделения Университета Северной Каролины и предлагают более сотни областей изучения» (перевод наш – Ушакова В.).;

2. Обеспечивать студентов отличными условиями проживания:

«Housing and Residence life at the University of North Carolina at Greensboro will be a leading residential program by incorporating social justice principles in providing students with comfortable and safe living environments that support academic success»( университет Северной Каролины в Гринсборо)

«Размещение в университете…будет ведущей программой по предоставлению жилья студентам при объединении принципов социальной справедливости, обеспечивая студентов удобными и безопасными условиями проживания, которые способствуют успехам в учебе»;

  1. Уделять внимание развитию творческих способностей студентов и их физической подготовке и здоровью:

«… provides diverse facilities and programs … The division promotes physical, emotional, and social growth of individuals by encouraging the development of lifelong skills and positive attitudes through recreational activities» (университет штата Огайо)

«…предоставляет разнообразные технические средства и программы…Подразделение стимулирует рост студентов в физическом, эмоциональном и социальном планах, способствуя развитию навыков, которые могут пригодиться в течение всей жизни, и позитивное отношение ко всему с помощью оздоровительной деятельности»;

  1. Предоставить студентам возможность жить интересной и насыщенной жизнью, организовывая различные мероприятия, создавая творческие коллективы и спортивные клубы, команды университета:

«Welcome to the Arts at UNCG – a vibrant, creative community of visual, literary and performance artists presenting a rich array of arts programming throughout the year» (университет Северной Каролины в Гринсборо)

«Добро пожаловать в раздел «Творчество» в университете… - полное жизни, сил, энергии творческое сообщество художников, писателей, актеров и музыкантов, представляющих широкую палитру направлений искусства и выступающих круглый год»;

Стратегии в развертывании  соответствующей информации – показать не статус вуза, а представить его  как друга, как живой организм, который развивается по мере развития всех членов университетского сообщества, образующее свои дискурсивные особенности, поведенческие и коммуникативные характеристики. Важным представляется показать статусное равноправие участников:

«At UNCG you'll find a diverse, yet close-knit community where faculty and staff look for creative ways to teach and connect with students. Our students say UNCG is the perfect size: Large enough for variety and small enough to care about them as individuals» (университет Северной Каролины в Гринсборо)

«В университет  Северной Каролины в Гринсборо Вы обнаружите разностороннее и сплоченное сообщество, где сотрудники кафедр находят творческие способы обучения и общения со студентами. Наши студенты говорят, что университет Северной Каролины в Гринсборо имеет идеальный размер: достаточно огромен для разнообразия и достаточно мал, чтобы суметь позаботиться о каждом в отдельности».

Информация о работе Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации