Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть особенности онлайнового дискурса и охарактеризовать основные культурно-специфические элементы, проявляющиеся на сайтах высших учебных заведений.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие практические задачи:
определить понятие «онлайновый дискурс»;
установить конститутивные признаки, типы и жанры онлайнового дискурса и охарактеризовать сайт как один из способов проявления онлайнового дискурса;
охарактеризовать основные особенности виртуальной коммуникации в пределах сайта и выделить основные коммуникативные стратегии автора сайта, направленные на определенную целевую аудиторию;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Онлайновый дискурс как особый вид дискурса……………..……….6
1.1. Понятие дискурса……………………………………………………..6
1.2. Оппозиция «дискурс-коммуникация-текст»………………………..11
1.3. Интернет как особая коммуникативная среда. Специфика онлайнового дискурса……………………………………………………14
2. Особенности онлайнового дискурса на примере университетских сайтов……………………………………………………………………...26
Сайт как форма проявления университетского дискурса…….…...26
Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ………………………………………………………………………. .29
2.3. Анализ сайтов зарубежных университетов…………………………38
3. Специфика онлайнового дискурса в межкультурном аспекте..47
3.1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК…………………………...47
3.2. Онлайновый дискурс как отражение специфичных культурных компонентов……………………………………………………………….48
3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм»……………………48
3.2.2. Оппозиция «достигнутый статус – приписанный статус» и оппозиция «внешне направленная культура - внутренне направленная культура»…………………………………………………..59
3.3. Глобализованная версия сайта как отражение межкультурных переходов…………………………………………………………………..64
Заключение. Рекомендации по составлению глобализованных версий сайтов российских вузов………………………………………………….68
Литература…………………………………………………………………70
CD………………………………………………………………….не обороте

Работа содержит 1 файл

ВКР В.А.Ушаковой (1).doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Университет как социальный институт является обособленной средой с определенным социальным статусом и информационным багажом. Он является носителем «институционального» дискурса. Данный дискурс порождается университетским сообществом, которое имеет особую целевую ориентацию, свои установки и ценности, отражающие его индивидуальность. Она включает «восприятие особенностей фирменного имиджа, стиля поведения сотрудников, характера  взаимодействия внутри и вне профессионального коллектива» (В.А. Спивак., 2001. – С. 66-67).  Это сообщество является одним из видов дискурсивных сообществ. Любой тип дискурсивного сообщества объективно выделяется на основе своих конститутивных признаков: целей, стратегий, тематики, способов подачи информации. Для того, чтобы рассмотреть, какие цели и стратегии имеет университетское сообщество, проанализируем сайты учебных заведений, так как они служат одним из способов проявления университетского дискурса.

Сайты являются службами информационной поддержки образовательного процесса. Коммуникация, протекающая на университетских сайтах является основой для целого ряда видов  деятельности: функционируют программы дистанционного или удаленного образования, обеспечивающие доступность к информации разного рода: от истории университета до грантов и стипендий. В системах электронного обмена информацией происходят академические обмены, осуществляется сотрудничество с зарубежными коллегами.

Сайт представляется нам образовательным порталом, информационно-образовательным комплексом, целью которого является «создание информационно-коммуникационного пространства для поставщиков и потребителей образовательных услуг определенного сегмента рынка посредством Интернета, что предоставляет новые возможности получения и усовершенствования знаний и навыков» (Сытник А.А., 2003. –С 17).

Университетские сайты являются презентацией университета, которая является информационной формой выражения университетского дискурса, над созданием которой сегодня работают авторы большинства университетских сайтов. Прежде всего, презентация необходима для создания виртуального образа университета как отдельного института в образовательном пространстве. Основная задача состоит в том, чтобы описать человеческие и информационные ресурсы, отразить основные особенности организационной структуры университетского сообщества и основные направления его деятельности. Посредством сайта университеты реализуют определенную образовательную политику, способствуют развитию международного сотрудничества, предлагают спектр различных образовательных услуг, в том числе платных, а также продвигают на рынок определенные образовательные продукты, расширяя сферы потенциальных пользователей и формируя потребности у целевых групп.

«Целевая группа» или «целевая аудитория» является одним из основополагающих факторов при создании Интернет-ресурса, указывающих на его дискурсивность. Это категория людей, для которых предназначается веб-ресурс. Посещая  сайт или портал, они преследуют конкретную цель, будучи заинтересованными в получении определенной информации. Вследствие этого появляются средства интеграции информации, механизмы ее распределения по категориям пользователей. Автор сайта разрабатывает коммуникативные стратегии, «разработанные сообразно содержательной цели правила, оргресурсы и последовательность коммуникативных действий» (http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/moderation.html), которые помогут максимально эффективно воздействовать на выбранную аудиторию. В связи с этим формируются «содержательные модели» (Муравьева Н., 2006. – С.99), т.е. прагматическое планирование, структурирование и превращение информации в актуальный интересный текст, распределение контента по способу подачи и согласно коммуникативным интенциям. Эффективная коммуникация членов различных целевых групп, образующих определенные формы дискурса, в пределах сайта – это точное знание условий эффективной коммуникации, аудитории, ее потребностей и умение говорить с ней на одном языке, т.е. применять те или иные виды кодирования информации с учетом особенностей целевой аудитории.

Соответственно, мы можем  говорить о различных дискурсивных моделях работы с той или иной аудиторией. В связи с этим возникают  определенные коммуникативные задачи и цели, а затем различные способы подачи информации. Кроме того, разрабатываются лингвистические и визуальные средства  воздействия на целевую группу.

 В нашем исследовании  мы опираемся на рассмотренную  схему Р. Якобсона (Jakobson R., 1960.) Текст – организованная информация (содержание), адресат – разработчик или заказчик сайта, адресант – член целевой группы, код – языковые, визуальные, аудиальные и графические средства, которые необходимы для достижения поставленной коммуникативной цели.

Проанализируем университетский  дискурс как один из видов «институционального» дискурса  на примере университетских  сайтов как фрагментов дискурса. Наш  анализ будет происходить в рамках дискурсивного анализа.

Мы предлагаем следующую  схему:

  1. Информационная база ресурса: способы подачи информации, ее тематика;
  2. Коммуникативная база ресурса: коммуникативные задачи, цели, стратегии;
  3. Способы подачи информации: применение различных лексических и визуальных, в том числе аудио и видео, средств для выполнения конкретных задач.

Мы будем исходить из коммуникативных задач, которые  преследует разработчик сайта. Соответственно поставленным задачам, определяются основные прагматические цели автора сайта (проинформировать, привлечь, прорекламировать, создать  позитивный образ учебного заведения среди научных сообществ и в обществе в целом). В связи с этим формируются ориентированные на конкретные цели авторские стратегии при развертывании дискурсивной информации, направленные на целевую аудиторию. Целевая аудитория образуется согласно коммуникативным задачам, которые предполагают использование различных видов кодирования информации для отдельной целевой группы с учетом прагматических целей взаимодействия адресата и адресанта. 

 

    1. Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ.

 

Обратимся к сайту  Томского Политехнического Университета (ТПУ).

Основная тематикой  сайта - история университета, его  текущая деятельность, подразделения  и широкий спектр возможностей, предоставляемых  для разных категорий людей. Таким образом, формируется общее информационное пространство сайта, предлагая свои дискурсивные схемы производства и преобразования информации. Те, кто получает и использует информацию, представляют целевую аудиторию, которая, в свою очередь, является носителем дискурсивных характеристик, присущих данному  университетскому сообществу.

С этой точки зрения нас  интересует раздел «Для Вас», представляющий основные целевые группы. На его  основе мы можем выделить следующие:

- абитуриент 

- студент 

-преподаватель

- выпускник 

- руководитель предприятия. 

Они были выделены автором  сайта, согласно решаемым коммуникативным  задачам.

Первая коммуникативная  задача, определяемая нами как «информирование-завлечение», направленная на абитуриентов. Абитуриент – представитель группы людей от 15 до 17 лет, учащихся в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Это люди, стоящие перед серьезным выбором, от которого будет зависеть их будущее, но сознание которых легко подвергается внушению и манипуляции.  Прагматическими целями взаимодействия с данной аудиторией -  познакомить с работой университета, а также прорекламировать его, указав, какие условия создаются для учебы в данном заведении, и этим сформировать лояльность у данной целевой группы.

Страничка сайта, посвященная абитуриентам, представляет сведения о приемной кампании, о правилах приема, документах, конкурсах, олимпиадах. Кроме этого, абитуриент также сможет узнать о самом университете, организации обучения, о мероприятиях для школьников, например, о дне открытых дверей, либо о конференции юных исследователей.

Средства, используемые для этих целей достаточно разнообразны:

    1. Лексические единицы и их сочетания:

1.Лексические единицы с семантикой новизны и  перспективного будущего:

  «Университет инноваций – университет будущего», «внедряет современные методы обучения, «перспективные способы решения», «новые образовательные технологии», «перспективный», «удачная карьера»;

      1.1 Лексические единицы с семантикой «успеха»:

«гарантия успешной карьеры», «ориентированный на успешность», «лидер инженерного образования», «удачная карьера», «передовой» «ведущий», «удачно построить карьеру»;

Цель: показать, что университет обладает самыми новейшими средствами обучения, используя которые, абитуриент сможет построить великолепную карьеру в будущем.

2.Коннотативно  окрашенные лексические единицы (экспрессивность и оценочность):

  «первый и старейший», «особо ценный объект», «с более чем вековой историей», «наиболее перспективный».

Экспрессивность передается за счет сравнительной и превосходной степени прилагательных, прагматически усиленных элементов.

Цель: использование языковых средств рекламного характера направленно на возвышение статуса университета.

3. Лексические единицы молодежного сленга:

«Томский политехнический университет открыт для каждого, кто хочет стать классным специалистом, легко опережающим конкурентов…» (из обращения ректора);

«Политех – лучше всех!»;

Коммуникативная задача выполняется  за счет введения элементов из сферы  общения, близкой к целевой группе.

 Цель: общаться с целевой группой на том языке, который используют ее члены, что помогает упростить восприятие информации, создать иллюзию простоты и доступности.

4. Интригующие элементы – лексические единицы или их сочетания с «непонятной» для целевой группы семантикой:

«Университет инновации», «интегрированные программы».

Цель: создать атмосферу мистики, туманности, представить завораживающую информацию, чтобы представители целевой аудитории захотели раскрыть значение лексем, став членом университетского сообщества.

II. Синтаксические формы:

2.1.Синтаксические формы–утверждения:

«Университет инноваций  – университет будущего»; «Твой  путь к успеху», «Я выбираю ТПУ!».

Лаконичность, безаппеляционность, уверенность  звучания форм соответствует ожиданиями аудитории, склонной к максимализму. Делается акцент на возрастном факторе: люди от 14 до 20 лет склонны воспринимать окружающий мир в крайностях, без средних тонов и считать себя значимой, способной изменить жизнь. Поэтому автор сайта использует такие лексические средства, которые имеют семантику движения вперед и семантику грандиозных изменений.

Цель: побудить абитуриента сделать выбор в пользу университета.

2.2.Использование скрыто-побудительных элементов, личностно ориентированной формы подачи информации – обращение непосредственно к абитуриенту, использование 2-го лица единственного числа:

«Попробуй свои силы –  поступи в ТПУ!», « Ты взрослый, решай сам».

«Реализация наших общих идей зависит не только от тех, кто сейчас гордо несет знамя ТПУ, но и от вас, наши будущие студенты!».

Цель: приобщить к университету заранее и стремление показать, что быть приобщенным – уже есть великое достижение.

Кроме лексических средств представлены визуальные способы подачи информации - фотографии школьников и динамические баннеры, которые помогают донести самую важную, на взгляд автора сайта, информацию:

 

              
      Целевая группа «Абитуриент» представляет для университета немалый интерес, так как это потенциальные студенты, который в будущем будут его представлять не только в пределах страны, но и, возможно, на международной арене.

Вторая коммуникативная  задача – «информирование-вовлечение», направленная на целевую группу – студент ТПУ.

Студент – человек  от 17 до 22 лет, прошедший серьезное  испытание – вступительные экзамены и идущий навстречу перспективам. Он является непосредственным представителем университета в обществе. Он есть выражение корпоративной культуры университетского сообщества, носителем определенных дискурсивных характеристик: поведенческих особенностей – коллективизм (он уже член сообщества), мобильность, стремление быть вовлеченным в студенческую жизнь: принятие участия в академических обменах, спортивных культурно-массовых мероприятиях;  коммуникативных характеристик – открытость миру и всему новому, общительность, хорошее владение средствами коммуникации; социопсихологических особенностей – психологическая неавтономность и неустойчивость, свойственные возрасту, вследствие чего возникает стремление найти решения различных проблем, обратиться к психологу, пообщаться в чатах, форумах, блогах. Теперь главным критерием отбора информации выступает то, насколько она информирует и вовлекает данную специфическую целевую группу и насколько она релевантна по отношению к данному целевому сегменту для вступления в виртуальную коммуникацию.

Согласно коммуникативной  задаче формируются прагматические цели, преследуемые университетом во взаимодействии с данной целевой аудиторией - создание в коллективе чувства «единой семьи», разъяснение политики вуза, вызов интереса к делам организации.

Информация о работе Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации