Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть особенности онлайнового дискурса и охарактеризовать основные культурно-специфические элементы, проявляющиеся на сайтах высших учебных заведений.
Для реализации поставленной цели формулируются следующие практические задачи:
определить понятие «онлайновый дискурс»;
установить конститутивные признаки, типы и жанры онлайнового дискурса и охарактеризовать сайт как один из способов проявления онлайнового дискурса;
охарактеризовать основные особенности виртуальной коммуникации в пределах сайта и выделить основные коммуникативные стратегии автора сайта, направленные на определенную целевую аудиторию;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Онлайновый дискурс как особый вид дискурса……………..……….6
1.1. Понятие дискурса……………………………………………………..6
1.2. Оппозиция «дискурс-коммуникация-текст»………………………..11
1.3. Интернет как особая коммуникативная среда. Специфика онлайнового дискурса……………………………………………………14
2. Особенности онлайнового дискурса на примере университетских сайтов……………………………………………………………………...26
Сайт как форма проявления университетского дискурса…….…...26
Анализ российского университетского сайта на примере сайта ТПУ………………………………………………………………………. .29
2.3. Анализ сайтов зарубежных университетов…………………………38
3. Специфика онлайнового дискурса в межкультурном аспекте..47
3.1. Подход к анализу сайтов с позиций МКК…………………………...47
3.2. Онлайновый дискурс как отражение специфичных культурных компонентов……………………………………………………………….48
3.2.1. Оппозиция «индивидуализм – коллективизм»……………………48
3.2.2. Оппозиция «достигнутый статус – приписанный статус» и оппозиция «внешне направленная культура - внутренне направленная культура»…………………………………………………..59
3.3. Глобализованная версия сайта как отражение межкультурных переходов…………………………………………………………………..64
Заключение. Рекомендации по составлению глобализованных версий сайтов российских вузов………………………………………………….68
Литература…………………………………………………………………70
CD………………………………………………………………….не обороте

Работа содержит 1 файл

ВКР В.А.Ушаковой (1).doc

— 438.00 Кб (Скачать)

  5.программное обеспечение, включающее протоколы, регламентирующие обмен информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др. (Соколов А.В., 2002г. - С.143-144.).

Каждый вышеназванный элемент вовлекает определенный круг людей (коммуникантов), которые, в свою очередь, создает нормы и правила общения в данном кругу, включая использование языковых и графических средств передачи информации.

Говоря о том, что  Интернет – это среда, в которой  развивается особый вид коммуникации, нам необходимо обратиться к понятию коммуникативного акта, который очень наглядно представлен Р. Якобсоном.

Адресант (addresser) посылает сообщение адресату (addressee). Чтобы сообщение могло выполнять свои функции, необходимы: контекст (context), о котором идет речь; контекст должен восприниматься адресатом;

код (code), полностью или хотя бы частично общий для адресанта и адресата (или, другими словами, для кодирующего и декодирующего);

и, наконец, контакт (contact) – физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающие возможность установить и поддерживать коммуникацию. Все эти факторы, которые являются необходимыми элементами речевой коммуникации, могут быть представлены в виде следующей схемы (Jakobson R., 1960.):

 

      Адресант

Контекст

Сообщение

Адресат

Контакт

Код


 

 

Каждый коммуникативный акт  – это проявление  дискурса, возникающего в рамках определенной сферы деятельности. Чтобы коммуникативный акт состоялся, необходимо, во-первых, использование таких языковых средств, которые присущи данной сфере («код»), во-вторых, знание контекста обоими участниками коммуникации. Категория участников общения является важной составляющей дискурса, так как именно они являются создателями текста. В. И. Карасик выделяет личностно-ориентированный (персональный) и институциональный разновидности дискурса (Карасик В.И., 2002.). Личностный дискурс подразумевает то, что личность выступает во всем богатстве своего внутреннего мира. Юридический дискурс наряду с политическим, экономическим, феминистским и другими дискурсами является разновидностью институционального дискурса. Человеку, вступающему в Интернет – общение, приходится решать целый ряд вопросов: какие стилистические ресурсы языка использовать для создания нужной атмосферы в дискурсе, в каком речевом жанре реализовать свой речевой замысел, как соотнести свой дискурс с дискурсом  другого участника, как добиться коммуникативного успеха.

В теории Р. Якобсона каждый компонент коммуникативного акта играет существенную роль для успешной реализации коммуникативного намерения, и, как следствие, достижение успеха в результате общения.

А.Н. Гребнев рассматривает  электронную коммуникацию1  как социальную информационную коммуникацию, где каналом коммуникации выступает электронная (цифровая) среда. ЭК исследуются данным автором в рамках направления компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC, Computer-mediated communication).

Приведем примеры электронной  коммуникации:

1) асинхронная конференц-связь (conferencing):

- электронная почта (e-mail),

- Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),

- группы новостей (newsgroups),

- списки рассылки (mailing-lists);

2) синхронная конференц-связь:

- быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),

чаты (chat rooms),

видео конференции (video conferencing),

голосовые конференции (voice conferencing),

разделение данных (data conferencing или whiteboard),

(Гребнев А.Н., 2006. – С. 220-222.)

На сегодняшний день все вышеперечисленные элементы доступны любому, кто подключен к  Интернету. Однако необходимо добавить, что использование Сети в мире неодинаково, то есть в разных странах  доступ неравномерен. Что касается России, то сделаны только первые шаги по освоению обществом виртуального пространства. Уровень информационных взаимодействий российских пользователей в Сети еще значительно уступает американским и европейским.

На данный момент современные средства коммуникации развиваются в направлении обеспечения возможности для полноценного общения людей, находящихся физически в удаленных друг от друга точках. Однако использование в коммуникации электронных средств передачи информации не только предоставляет возможность осуществления коммуникации как таковой, визуализации образа собеседника и получения вербальных ответов в режиме реального времени. С использованием современных электронных средств передачи информации возникают новые социальные и психологические феномены и, соответственно, новые возможности в области развития коммуникации.

Появление компьютерной коммуникации, включающей разные виды дискурса, дала колоссальный импульс качественно новым измерениям в человеческом общении, позволив накапливать, хранить и передавать большой объем информации, использовать видео-аудиоканалы общения в непосредственном и опосредствованном линейном контактах пишущего и читающего. Отличительным признаком компьютерного общения является коммуникация в актуальной и виртуальной средах. Все это составляет дискурсное пространство - набор коммуникативных единиц (коммуниканем), то есть законченных и незаконченных, больших и маленьких, диалогических и монологических, устных и письменных высказываний (Карасик В.Н., 2000. – С.6-12). Данное пространство создает отдельный тип дискурса – онлайновый дискурс.

Под онлайновым дискурсом  в данной работе понимается коммуникация посредством компьютерных технологий. Онлайновый дискурс имеет много  общего с массовой коммуникацией, но все же не совсем равен ей: он «взаимно направлен» (Галичкина Е.Н., 2001.- С. 45.), и многие тексты имеют не только институциональный, но и персональный характер. Важнейшим отличительным признаком является то, что коммуникация происходит в виртуальной среде.

Коммуникация в Интернете представляет собой разновидность непрямого общения, т.е. коммуникации, опосредованной особым техническим средством — компьютером. Однако общение в Интернете опосредуется не просто компьютером, а глобальной компьютерной сетью, что создает совершенно особые условия для порождения и восприятия речи, для обмена текстами. Взаимодействие людей при помощи компьютера создало особую коммуникативную среду, в которой возникают и закрепляются особые формы и виды общения, постоянно изменяющиеся и меняющие само общество. Тихомиров использует термин «медиальная» коммуникативная среда и считает ее «особым коммуникационным пространством как устойчивой совокупностью определенных экстралингвистических условий и факторов, производных от системы медиальных средств, в котором происходит реализация и преобразование уже существующих в распоряжении социума форм, видов, кодов общения, а также становится возможным возникновение, закрепление и распространение инновационных вариантов коммуникации» (Тихомиров О.К., 1986. - С.31-42.). Среди признаков данной среды можно выделить: опосредованность канала передачи благодаря персональному компьютеру и компьютерной сети, сам канал передачи является экранным, визуально-графическим. Виртуальность такой среды также является ее неотъемлемым признаком. Участники коммуникации не могут видеть друг друга, идентификация происходит лишь на основании виртуального образа, зафиксированного в текстах.

В результате анализа  ситуации и участников компьютерного общения приходится сталкиваться со сложной комбинацией дискурсов: передача сообщений одного пользователя другому по электронной почте (бытовое общение), официальный обмен и запрос информации по электронной почте (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей и конференциях (научный дискурс), обсуждение вопросов преподавания и образования в конференциях (педагогический дискурс), реклама, появляющаяся на электронных досках объявлений (рекламный дискурс), обсуждение политических вопросов (политический дискурс). В связи с этим появляется такое понятие, как дискурсивное сообщество. Дискурсивное сообщество представляет собой группу людей (например, юристов), объединяемых тем, что они сообща владеют определенным количеством типов или жанров дискурса, при помощи которых они осуществляют свои коммуникативные цели (заключение договора, защита в суде, речь прокурора, толкование закона и пр.). В широком смысле дискурс отражает общие особенности данного дискурсивного сообщества, особые условия коммуникации его конкретных участников, которые создают собственную регламентированность общения.

Перечислим и рассмотрим основные параметры онлайнового дискурса, приведенные Е.Н.Галичкиной (Галичкина Е.Н., 2001.С. 51)

  • масштабность;
  • время;
  • форма;
  • канал передачи;
  • способ контакта.

По масштабности онлайновый дискурс различает массовое («общение со всем миром»), внутриличностное («общение между пользователем и компьютерном»), и групповое  взаимодействие. Дискурсное общение может быть кратким (получение электронной почты) и длительным (участие в конференциях). Форма разделяется на устную (наличие голосового модема) и письменную (текстовая и графическая – передача картинок, схем). По способу контакта онлайновый дискурс является всегда опосредованным, так как осуществляется с помощью технического средства. Интеракция с реальными людьми – актуальная - и с воображаемыми участниками – виртуальная - представляет собой канал передачи.

Онлайновый дискурс  как вид общения объективно выделяется на основании следующих конститутивных признаков: электронный сигнал как канал общения, виртуальность, дистантность, опосредованность, высокая степень проницаемости, гипертекст, креолизованность, статусное равноправие участников, «смайлики», комбинация различных типов дискурса, специфическая компьютерная этика.

1) электронный сигнал как канал общения. Онлайновый дискурс, с одной стороны осуществляется с помощью компьютера (информация хранится в электронном виде), с другой стороны - это традиционный способ письменного взаимодействия, только каналом общения выступает не бумага, а электронный сигнал;

2) виртуальность, т.е. собеседник неизвестен. Однако иногда неизвестный собеседник по онлайновому дискурсу может стать известным отправителю, в таком случае виртуальное общение станет актуальным;

3) дистантность: участники онлайнового дискурса удалены друг от друга в пространстве и во времени;

4) опосредованность - использование технического средства;

5) высокая степень проницаемости: слушателем, соучастником или участником онлайнового дискурса может оказаться любой человек;

6) наличие гипертекста. Гипертекст - это способ организации текста, который дает возможность читателю, работающему с одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный). А затем вернуться обратно и продолжить чтение основного текста. Глубина «вложенности» текстов формально не ограничивается. Связь текстов между собой организуется с помощью гиперссылок (линков). (Рябов Г., http://www.litera.ru/slova/ryabov/setetura.html).

7) креолизованность. Специфика компьютерных текстов заключается в том, что они включают как гипертекстовые характеристики, так и элементы креолизованных текстов ( как правило, в виде картинок);

8) статусное равноправие участников, стиль равенства, т.к. в компьютерных конференциях недопустимо поучать другого.

9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов» (набор символов, отражающих эмоциональное состояние отправителя);

10) комбинация различных типов дискурса - бытового, делового, научного, педагогического, рекламного, политического.

11) специфическая компьютерная этика-совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Специфический этикет онлайнового дискурса часто формулируется в виде правил, знание которых помогает избежать многих неприятностей при общении в среде Интернет, например, требование не отклоняться от темы; использование смайликов для смягчения категоричности утверждений; форматные ограничения, связанные с длинной письма; определенные запреты на некоторые виды писем (chain-letters - письма, рассылаемые по нескольким адресам с тем, чтобы получатель разослал их другим адресатам); существование писем неприятного содержания, получивших в компьютерной среде название «флейм» (англ. flame – «вспышка»).

Выводы. Итак, принимая во внимание все вышеперечисленные параметры и характеристики онлайнового дискурса, мы может обозначить его наиболее важные общие свойства:

- сочетание реальных  и виртуальных видов интеракции (реальное и виртуальное пространство);

- взаимопроникновение  различных по сути форм речи (устной и письменной), а также  наличие специфических средств  выражение эмоций («смайлики»);

- объединение пользователей  Интернет в дискурсивные сообщества, в которых действуют установленные  правила поведения и общения;

- возникновение межкультурной  коммуникативной среды, что, в  свою очередь, облегчает общение  представителей различных этнокультурных общностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Особенности  онлайнового дискурса на примере  университетских   сайтов.

    1. Сайт как форма проявления университетского дискурса.

 

  Современный процесс информатизации ведет к формированию не только новой информационной среды, но и нового, коммуникационного уклада жизни людей и их профессиональной деятельности. Данный процесс оказывает существенное влияние на образовательные технологии. Повышаются требования к структуре и содержанию информационных ресурсов, обеспечивающих разностороннюю деятельность участников образовательного процесса (университетов в целом, факультетов, кафедр, преподавателей, студентов, абитуриентов). Возникает необходимость создание целостной коммуникативной среды в сети Интернет, которая обеспечивала бы эффективное взаимодействие между ее членами. Ведущими в этой области являются университеты. Они являются не только носителями огромного количества знаний, но и объединяющим фактором для тысяч людей. Успешное общение между ними и университетом служит доминирующим фактором в его деятельности и развитии.

Информация о работе Особенности онлайнового дискурса и их учет в межкультурной коммуникации