Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Особенностью  иерархических отношений, характеризующих  личность, является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

   Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступает субъект. (эффект «горькой» конфеты) 

  1. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их специфика, строение, основные характеристики.

30. Натуральные  психические функции: внимание, память, сигнальная речь, восприятие и  т.д. Человек, появляясь на свет, имеет эти функции. 

Высшие психические  функции: преобразованные ( в течение жизни) ф-ии.

Система знаковых средств – язык, процессы использования  языка – речь. Знаки замещают предметы. Знаки – форма фиксации культуры человека, средство преобразования культуры.

Орудия –  предметы материальной культуры. Знаки – предметы духовной культуры, орудия преобразования психических функций человека.

Основные свойства ВПФ:

1)социальны по  своему происхождению и существу;

2)имеют опосредованный  характер, причем эти средства  сначала являются внешними и  лишь затем внутренними;

3)произвольны,  т.е. создаются самим человеком,  как способ управления своим  поведением.

4)системны. ВПФ  – система:

а)любая ВПФ  преобразует сразу несколько  НПФ, может быть построена как  система и использовать разнообразный  природный материал;

б)любые ВПФ тесно связаны между собой, сформировавшись представляют собой сеть. 

  1. Развитие  высших психических  функций. Представление  об интериоризации. (см 42)
  2. Исследование развития памяти как высшей психической функции (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев) с помощью методики «двойной стимуляции» Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова.

Методика 2-ой стимуляции Выготского-Сахарова. 
 

                        Продуктивная                                                                          интер

                               Память                                                                  О – опосредованное запоминание

                                                                                                             Н – непосредственное зап-ние.

                                                                                             min

     УПР

     УАР                                                      ЗБР                    Параллелограмм развития

                                                                                                     памяти как ВПФ

                                          О   2         min                   

                                                       Н    1

                                                  Д/ш     Подр.    Взр. 

  1. испытуемым  дают 20 слов и  смотрят, сколько они  воспроизведут.
  2. К этим словам прибавляют ещё некоторый стимул – картинки, т.е. к стимулам- объектам прибавляют стимулы-средства. Причем картинки не совпадают со словами Предъявляют слова, их надо запомнить, а потом услышав слово выбрать карточку, которая связана со словами и кладет их перед собой. Затем испытуемый смотрит на карточку и должен вспомнить какое слово за ней подразумевалось. Карточки – средства запоминания.
 
      1. Дошкольники ещё не умеют использовать культурные средства для запоминания. Эти средства не всегда правильно ими используются.
      2. У подростков использование внешних средств занчительно повышает продолжительность памяти.
 

Уровень актуального  развития (УАР) – то, что человек может делать без дополнительных средств.

Уровень потенциального развития (УПР) – то, что может  выполнять человек, используя дополнительные средства. 

  1. Понятие зоны ближайшего развития («ЗБР», Л.С.Выготский). Обучение и развитие; понятие развивающего обучения. ЗБР и развитие личности.

ЗБР – зона ближайшего развития.

Обучение идет впереди развития и ведет (тянет) его за собой.

УАР стремится  к повышению, к достижению УПР. С  ростом УАР растет УПР.

Между II и III прошел процесс интериоризации. Интериоризация – процесс присвоения (вращивания, преобразования) внешних (культурных, знаковых) средств во внутренние психические средства: умственный план и т.д. (интериоризация – процесс присвоения внешней деятельности во внутреннюю).

Память взрослого несравнима с памятью дошкольника: она преобразована, вращена. «Непосредственная» память взрослого – внутренне опосредованная психическая функция. Внутренняя опосредованная память взрослого человека интрапсихическая функция à интерпсихологическая функция – вид памяти.

(Обучение –  трансляция культурного опыта  от взрослого к ребенку.) 
 

  1. Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.

28. Социальные факты: соц. нормы, позиции, ожидания, соц. роли. Соц. факты – внешние средства регуляции деятельности.

Э.Дюркгейм показал  различия между современным и  традиционным обществом. Общество –  не совокупность индивидов. Единица  анализа общества – взаимодействие между хотя бы 2-мя индивидами. Общество – совокупность разнообразных взаимодействий между людьми. Жизнь общества обслживается коллективными сознательными представлениями (КСП). КСП существуют в особом качестве. К КСП относятся моральные нормы, принятые в обществе, законы, обязательные для исполнения, письменность. КСП обслуживают жизнь общества в целом, а соответственно каждого отдельного члена общества. Эти КСП Дюркгейм назвал соц. фактами. 2 признака соц. факта:

1)тотальность:  факт существует как целое,  независимо от конкретных индивидов.  Факт есть, даже когда индивид ещё не родился.

2)императивность- обязательность присвоения факта.  Общество навязывает  человеку, который  вступает в соц. жизнь, эти  факты à человек, принимающий эти правила, вступает в общество. Мы не замечаем, какой письменностью обладаем и т.д., но замечаем, когда отклоняемся от нормы. Соц. факты регламентируют взаимодействия между членами общества.

Социализация  индивида, как присвоение общественно-исторического  опыта. Культурный (общественно-исторический) опыт отличает человека от животных.

Соц. мир является для человека миром культурных предметов, которые преобразуют его природу. «Первая пеленка ребенка есть саван его индивидуальности» - Ш.Блондель. Пеленка – культурный предмет, она с самого начала принимает и преобразует природу ребенка. Ребенок сразу становится социальным.

В процессе развития человек должен научиться пользоваться предметами, присвоить их, распредметить  их свойства. Как происходит овладение  предметом? А.Н. Леонтьев наблюдал за своим  сыном А.А. Леонтьевым. Ребенок получает ложку:

1 этап. Ложка – продолжение руки. Движения руки подчинениы законам природы. Ложки будто бы и нет. Ложка даже мешает употреблению пищи.

Затем взрослый, находящийся рядом, учит ребенка  пользоваться предметом.

2 этап. Ложка преобразует руку (естественный орган). Движения руки подчиняются логике орудия, действуют с предметом соответственно свойствам предмета. Рука – функциональный орган. Движения руки превращаются из естественных в искусственные. Культурные предметы предполагают появление новых свойств, психический функций; преобразуют природу человека.

45.Социо-культурная  регуляция деятельности: представление о  социальной позиции,  социальных ожиданиях,  нормах, социальной  роли. Социальные  роли и их присвоение.

29. Теория соц.  ролей: каждый человек, будучи  участником соц. действий, похож на актера, играющего определенную роль.

Социальная позиция  – объективная характеристика общества; место, которое может и должно быть занято человеком в обществе.

 
 

                Долговременные СП                  Кратковременные СП

            (профессиональные СП,                (актер-зритель, продавец-покупатель)

                  семейная СП)

 Родственные  отношения – важнейшая СП. Также  важны отношения между мужчиной  и женщиной. (как правило, долговременные).

Каждый человек может совмещать несколько СП. Однако тогда необходима гибкость, оценка социальных условий. В противном случае соц. ситуация ломается.

К СП существуют специальные требования. Человек  должен доказать, что он достоин  занимать ту или иную социальную позицию.

Долговременные  СП характеризуются определенными  институтами: коллективные представления, массовые стереотипы. Кратковременные  СП отвечают определенным нормам.

На человека распространяются определенные соц. ожидания, если он занимает определенные СП.

СО – общее (коллективное) представление о том, что должен знать, как должен вести себя, общаться, выглядеть человек, занимающий ту или иную позицию. Существуют мощные массовые стереотипы (мощная сила). 3 вида СО:

1)ожидание определенных  внутренних убеждений, ценностей, установок, полное принятие соц. позиций (только для ДСП);

2)ожидание определенных  знаний, умений, навыков (технологические  ожидания);

3)ожидания правил  конкретного поведения в обществе, в адекватной ситуации.

Д.Мид ввел понятие  соц. роли. СР – соответствие принятым нормам; способ поведения человека, занимающего определенную СП. Соц. роль – субъективная характеристика человека. Ролевое поведение человека является индивидуальным наполнением определенной СП.

А.Белкин проводил операции по смене пола и смотрел на присвоение новой СП и её наполнение. 3 этапа присвоения новой СП:

1)этап, связанный  с поиском, выбором конкретного  образца для подражания;

2)имитационный  этап: точное подражание, следование  выбранному образцу;

3)трансформационный  этап: начинаются индивидуальные привнесения, отстается благодарность образцу.

Отныне поведение  человека становится регулируемым извне, социально. Соц. нормы регуляции  необходимы в обществе. 

Информация о работе Общая психология