Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)
 
  1. Потребности и мотивы. Понятие опредмечивания потребностей. Виды и функции мотивов в деятельности. Полимотивация деятельности.

35. Рассмотрим  связь потребности с деятельностью.  Здесь необходимо выделить 2 этапа  в жизни каждой потребности.  Первый этап – период до  первой встречи с предметом; второй – после встречи.

На первом этапе  потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В процессе опредмечивания обнаруживаются 2 важные черты потребности:

1)первоначально  очень широкий спектр предметов,  способных удовлетворить данную  потребность;

2)быстрая фиксация  потребности на первом удовлетворившем её предмете.

Опредмечивание  потребности – очень важное событие, т.к. а акте опредмечивания рождается  мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Мотив – опредмеченная потребность.

Самим актом  опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится потребностью именно в данном предмете.

Маркс считал, что  предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту  потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность. (поедание сырого мяса с помощью рук, ногтей и зубов и поедание приготовленного мяса с помощью вилки и ножа с целью удовлетворения голода).

Обучение ребенка  тому, как правильно держать ложку, ждать, когда поставят пищу на стол и т.д. противопоставляется другому поведению – жадному хватанию пищи руками. В эти моменты происходит очень важный процесс – очеловечивания ребенка. Главное содержание этого процесса – формирование из простых биологических потребности человеческого типа.

Перейдем к  обсуждению мотива.

Вслед за опредмечиванием  потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает  направленность на предмет или от него – если мотив отрицательно валентен.

Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Ведь согласно ещё одному определению, мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.  (игровая, учебная, трудовая деят-ть).

Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом.

За одними и  теми же действиями у разных людей  могут стоять разные мотивы. Однако обычно действия человека побуждаются сразу несколькими мотивами. (полимотивированность).

По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как  правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив  называется ведущим мотивом, второстепенные –мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Все мотивы можно  разбить на 2 класса:

1)осознаваемые  мотивы. Примерами могут служить  большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.

2)неосознаваемые  мотивы. Этот класс значительно  больше, и до определенного возрасты  в нем оказываются практически все мотивы. Эти мотивы проявляются в сознании в особой форме. Таких форм по крайней мере 2: эмоции и личностные смыслы.

Эмоции  – отражение отношения  результата деятельности к её мотиву.

Личностный  смысл – переживание  повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

  1. Понятие действия: основные определения и их обсуждение. Идеальное и реальное действие.

36. Основными  «составляющими» отдельных человеческих  деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. Особенности действия:

1) Действие  включает в себя в качестве  необходимого компанента акт  сознания, в виде yстанови и yдеpжания  цели. Цель pаскpывается в действии.

2) Действие  неpазpывно связано с поведением.

3)Теоpия  деятельности yтвеpждает, что действия зависят от внyтpеннейактивности.

4)Действия  человека пpедметны, они pеализyют  социальные, физиологические и кyльтypные  цели.

   Возникновение в деятельности целенаправленных процессов  — действий исторически явилось  следствием перехода к жизни человека в обществе. Деятельность участников совместного труда побуждается его продуктом, который первоначально непосредственно отвечает потребности каждого из них. Однако развитие даже простейшего технического разделения труда необходимо приводит к выделению как бы промежуточных, частичных результатов, которые достигаются отдельными участниками коллективной трудовой деятельности, но которые сами по себе не способны удовлетворять их потребности. Их потребность удовлетворяется не этими «промежуточными» результатами, а долей продукта их совокупной деятельности, получаемой каждым из них в силу связывающих их друг с другом отношений, возникших в процессе труда, т.е. отношений общественных.

    Легко понять, что тот «промежуточный»  результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него также и субъективно — в форме представления. Это и есть выделение цели, которая, по выражению Маркса, «как закон определяет способ и характер его действий...».

Выделение целей  и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело — функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель. Допустим, что деятельность человека побуждается пищей; в этом и состоит ее мотив. Однако для удовлетворения потребности в пище он должен выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены. Например, цель данного человека — изготовление орудия лова; применит ли он в дальнейшем изготовленное им орудие сам или передаст его другим и получит часть общей добычи — в обоих случаях то, что побуждало его деятельность, и то, на что были направлены его действия, не совпадают между собой; их совпадение представляет собой специальный, частный случай, результат особого процесса, о котором будет сказано ниже.

    Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних отношениях. Как уже говорилось, деятельность не является аддитивным процессом. Соответственно действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в учебных действиях, деятельность общения — в действиях (актах) общения и т.д. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс — внешний или внутренний, — то со стороны его отношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве действия или совокупности, цепи действий.

    Вместе  с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность. Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возникает цель — прибыть в пункт Л^, и я это делаю. Понятно, что данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т.е. реализовать совершенно разные деятельности. Очевидно и обратное, а именно, что один и тот же мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия. 

  1. Действие и деятельность: границы и взаимопереходы. Представление о развитии мотивационной сферы. Механизм "сдвига мотива на цель".

37. Деятельность  направлена на мотив. Мотив  направлен на действие. Иными  словами действие подчиняется  мотиву. Мотивы человека образуют иерархическую систему. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода – или интересы дела, самосохранение – или честь…..

При анализе  деятельности единственный путь движения – от потребности к мотиву, затем  к цели и действию (ПàМàЦàД). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности (ДàМàП). (За деятельностью здесь стоят свои мотивы и потребности, однако в данном анализе они как бы выносятся за скобки.)

Исходным моментом для развития мотивационной сферы выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» (Выготский) – уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой.

Мотивы –  новообразования дошкольного периода (3-7 лет). Начинают совершаться осознанные поступки. Появляются игровые мотивы, мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, мотивы самоутверждения, соревновательные мотивы, формируются нравственные мотивы. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые. Мотивы могут вступать в противоречие с событиями. Можно говорить о наличии скрытых мотивов. В подростковом возрасте возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив. Выстраивается иерархическая структура мотивов. Они становятся более устойчивыми.

Мотивационная сфера человека даже в наивысшем  ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.

Вопрос образования  новых мотивов в деятельности очень сложен и недостаточно изучен. Однако в теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

Суть этого  механизма состоит в том, что  цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению  каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно заметить, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.

Итак, предмет  не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции  положительных эмоций. Последние  выступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них. 

Информация о работе Общая психология