Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)
" start="34">
  • Функции мотива и их влияние  на продуктивность деятельности.
  • Мотивы –  новообразования дошкольного периода (3-7 лет). Начинают совершаться осознанные поступки. Появляются игровые мотивы, мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, мотивы самоутверждения, соревновательные мотивы, формируются нравственные мотивы. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые. Мотивы могут вступать в противоречие с событиями. Можно говорить о наличии скрытых мотивов. В подростковом возрасте возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив. Выстраивается иерархическая структура мотивов. Они становятся более устойчивыми.

    Мотивационная сфера человека даже в наивысшем  ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.

    Вопрос образования  новых мотивов в деятельности очень сложен и недостаточно изучен. Однако в теории деятельности намечен  один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

    Суть этого  механизма состоит в том, что  цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению  каким-то мотивом, со временем приобретает  самостоятельную побудительную  силу, т.е. сама становится мотивом. Важно заметить, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.

    Итак, предмет  не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них. 

    1. Закон «силы» (Э.Торндайк); закон «оптимума  мотивации (Йеркс  и

      Додсон). 

    36. Действие и операции: возможность разграничения уровней и перехода

      с одного уровня на другой.

    38. Операция  – способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых протекает деятельность. Главное св-во операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не сознаются. (в отл. от действий).

       Всякая  цель объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия я называю операциями.

        Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, операции — условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется именно и только операционный состав действия.

        Всякое  сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» операций. Граница между этими слоями подвижна. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Вблизи этой границы признак осознаваемость/неосознаваемость перестает работать.

        В особенно наглядной форме несовпадение действий и операций выступает в орудийных действиях. Ведь орудие есть материальный предмет, в котором кристаллизованы именно способы, операции, а не действия, не цели. Например, можно физически расчленить вещественный предмет при помощи разных орудий, каждое из которых определяет способ выполнения данного действия. В одних условиях более адекватным будет, скажем, операция резания, а в других — операция пиления; при этом предполагается, что человек умеет владеть соответствующими орудиями — ножом, пилой и т.п. Так же обстоит дело и в более сложных случаях. Допустим, что перед человеком возникла цель графически изобразить какие-то найденные им зависимости. Чтобы сделать это, он должен применить тот или иной способ построения графиков — осуществить определенные операции, а для этого он должен уметь их выполнять. При этом безразлично, как, в каких условиях и на каком материале он научился этим операциям; важно другое, а именно, что формирование операций происходит совершенно иначе, чем целеобразование, т.е. порождение действий.

        Действия  и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Генезис  действия лежит в отношениях обмена деятельностями; всякая же операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизацией». Простейшей иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций, выполнения которых требует, например, управление автомобилем. Первоначально каждая операция — например, переключение передач — формируется как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную «ориентировочную основу» (П.Я.Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, — например, в действие изменения режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей, и оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает другое: трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т.п. В самом деле: эта операция может, как известно, вовсе выпасть из деятельности водителя и выполняться автоматом. Вообще судьба операций — рано или поздно становиться функцией машины.

        Тем не менее, операция все же не составляет по отношению к действию никакой «отдельности», как и действие по отношению к деятельности. Даже в том случае, когда операция выполняется машиной, она все же реализует действия субъекта. У человека, который решает задачу, пользуясь счетным устройством, действие не прерывается на этом экстрацеребральном звене; как и в других своих звеньях, оно находит в нем свою реализацию. Выполнять операции, которые не осуществляют никакого целенаправленного действия субъекта, может только «сумасшедшая», вышедшая из подчинения человеку машина. 

      37. Виды операций. Психофизиологические функции и их роль в 
      реализации деятельности.

    39. Операции  бывают 2-х родов: одни возникают  путем адаптации, прилаживания, непосредственного  подражания; другие возникают из  действий путем их автоматизации.

       Операции 1-го рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции 2-го рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально осознаваемыми.

       Психофизические фyнкции - физиологические обеспечения психических пpоцессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, в т.ч.  способности к ощyщению, к обpазованию и фиксации следов пpошлых воспоминаний, мотоpная способность. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной ф-иях. Cюда же относятся вpожденные механизмы, закрепленнные в морфологии НС, + механизмы, котоpые созревают в пеpвый год жизни. Пс/ф ф-ии – самый низкий уровень в структуре деятельности.

    Гpаница меж  опеpациями-автоматизмами и психофизическими фyнкциями весьма yсловна, они даются сyб'ектy от пpиpоды. Психофиз.ф-ии - оpганический фyндамент пpоцессов Д., создают необходимые пpедпосылки и сpедства обеспечения Д. (мнемическая ф-ия – память) Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

      38. Движение как действие. Движение как решение субъектом 
      двигательной задачи. Представление об уровнях построения движений 
      (Н.А. Бернштейн).

    15. Н.И.  Бернштейн отталкивался от работ  И.В.Павлова.

                                                  ЦНС

              

                  ор-ны                                                                         ор-ны

                  чувств                                                                       дв-ния

     
     

               стимул                                                    реакция

                                          рефлекторная

                                                 дуга 

    Бернштейн рассматривал поведение как решение двигательных задач, как происходит движение в  жизни, в реальных условиях. Надо ввести реакцию на мир.

                                                    блок принятия 

                                                     решений

                                                (перешифровки)

       

                          блок 

                          сличения

                                                     программный

                                                        блок

                                                                                                                      схема

     органы  чувств                                    внутренняя                                органы                      рефлекторного

    (блок  приема                                     афферентация                         дв-ния                          кольца

     информации)

       

                        внешняя

                  афферентация              МИР

         
     

       Программный блок содержит совокупность программ совершенно разных действий.

       Функция фифференциации намного сложнее, чем  у Павлова. Это не только запускающая  функция, но и коррекционная.

       «Работа о ловкости и её развитии» - книга  Берштейна. 

      39.Деятельностный  подход к анализу  личности: три «параметра» (А.Н. Леонтьев).

    40.  Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

    Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность.

      В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается — не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

    Информация о работе Общая психология