Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка
Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.
3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
Мотивы –
новообразования дошкольного
Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.
Вопрос образования новых мотивов в деятельности очень сложен и недостаточно изучен. Однако в теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.
Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно заметить, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.
Итак, предмет
не может стать мотивом по заказу даже
при очень горячем желании. Он должен пройти
длительный период аккумуляции положительных
эмоций. Последние выступают в роли своеобразных
«мостиков», которые связывают данный
предмет с системой существующих мотивов,
пока новый мотив не входит в эту систему
на правах одного из них.
Додсон).
36. Действие и операции: возможность разграничения уровней и перехода
с одного уровня на другой.
38. Операция – способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых протекает деятельность. Главное св-во операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не сознаются. (в отл. от действий).
Всякая цель объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия я называю операциями.
Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, операции — условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется именно и только операционный состав действия.
Всякое
сложное действие состоит из слоя
действий и слоя «подстилающих» операций.
Граница между этими слоями подвижна.
Движение этой границы вверх означает
превращение некоторых действий
(в основном наиболее элементарных)
в операции. В таких случаях происходит
укрупнение единиц деятельности. Движение
границы вниз означает, наоборот, превращение
операций в действия, или, что то же самое,
дробление деятельности
на более мелкие единицы. Вблизи этой
границы признак осознаваемость/
В особенно наглядной форме несовпадение действий и операций выступает в орудийных действиях. Ведь орудие есть материальный предмет, в котором кристаллизованы именно способы, операции, а не действия, не цели. Например, можно физически расчленить вещественный предмет при помощи разных орудий, каждое из которых определяет способ выполнения данного действия. В одних условиях более адекватным будет, скажем, операция резания, а в других — операция пиления; при этом предполагается, что человек умеет владеть соответствующими орудиями — ножом, пилой и т.п. Так же обстоит дело и в более сложных случаях. Допустим, что перед человеком возникла цель графически изобразить какие-то найденные им зависимости. Чтобы сделать это, он должен применить тот или иной способ построения графиков — осуществить определенные операции, а для этого он должен уметь их выполнять. При этом безразлично, как, в каких условиях и на каком материале он научился этим операциям; важно другое, а именно, что формирование операций происходит совершенно иначе, чем целеобразование, т.е. порождение действий.
Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями; всякая же операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизацией». Простейшей иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций, выполнения которых требует, например, управление автомобилем. Первоначально каждая операция — например, переключение передач — формируется как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную «ориентировочную основу» (П.Я.Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, — например, в действие изменения режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей, и оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает другое: трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т.п. В самом деле: эта операция может, как известно, вовсе выпасть из деятельности водителя и выполняться автоматом. Вообще судьба операций — рано или поздно становиться функцией машины.
Тем
не менее, операция все же не составляет
по отношению к действию никакой
«отдельности», как и действие по отношению
к деятельности. Даже в том случае, когда
операция выполняется машиной, она все
же реализует действия субъекта. У человека,
который решает задачу, пользуясь счетным
устройством, действие не прерывается
на этом экстрацеребральном звене; как
и в других своих звеньях, оно находит
в нем свою реализацию. Выполнять операции,
которые не осуществляют никакого целенаправленного
действия субъекта, может только «сумасшедшая»,
вышедшая из подчинения человеку машина.
37. Виды
операций. Психофизиологические
функции и их роль в
реализации деятельности.
39. Операции
бывают 2-х родов: одни возникают
путем адаптации, прилаживания, непосредственного
подражания; другие возникают из
действий путем их
Операции 1-го рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции 2-го рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально осознаваемыми.
Психофизические фyнкции - физиологические обеспечения психических пpоцессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, в т.ч. способности к ощyщению, к обpазованию и фиксации следов пpошлых воспоминаний, мотоpная способность. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной ф-иях. Cюда же относятся вpожденные механизмы, закрепленнные в морфологии НС, + механизмы, котоpые созревают в пеpвый год жизни. Пс/ф ф-ии – самый низкий уровень в структуре деятельности.
Гpаница меж
опеpациями-автоматизмами и
38. Движение
как действие. Движение
как решение субъектом
двигательной задачи.
Представление об уровнях
построения движений
(Н.А. Бернштейн).
15. Н.И.
Бернштейн отталкивался от
ор-ны
чувств
стимул
Бернштейн рассматривал
поведение как решение
блок
сличения
органы
чувств
(блок
приема
информации)
внешняя
афферентация МИР
Программный блок содержит совокупность программ совершенно разных действий.
Функция фифференциации намного сложнее, чем у Павлова. Это не только запускающая функция, но и коррекционная.
«Работа
о ловкости и её развитии» - книга
Берштейна.
39.Деятельностный подход к анализу личности: три «параметра» (А.Н. Леонтьев).
40. Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность.
В исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается — не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.