Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)
  1. Принцип     активности     в     работах     Н.А.     Бернштейна.     Схема

    рефлекторного кольца» и её возможности в объяснении реального движения субъекта.

Н.И. Бернштейн  отталкивался от работ И.В.Павлова. 
 
 

                                                  ЦНС

          

              ор-ны                                                                         ор-ны

              чувств                                                                       дв-ния

 
 

           стимул                                                    реакция

                                      рефлекторная

                                             дуга 

Бернштейн рассматривал поведение как решение двигательных задач, как происходит движение в  жизни, в реальных условиях. Надо ввести реакцию на мир.

                                                блок принятия

                                                 решений

                                            (перешифровки)

   

                      блок 

                      сличения

                                                 программный

                                                    блок

                                                                                                                  схема

 органы  чувств                                    внутренняя                                органы                      рефлекторного

(блок  приема                                     афферентация                         дв-ния                          кольца

 информации)

   

                    внешняя

              афферентация              МИР

     
 
 
 
 
 

   Программный блок содержит совокупность программ совершенно разных действий.

   Функция фифференциации намного сложнее, чем  у Павлова. Это не только запускающая  функция, но и коррекционная.

   «Работа о ловкости и её развитии» - книга  Берштейна. 
 

  1. Проблема  бессознательного в психоанализе: основные понятия, 
    факты, интерпретации, методы исследования.

16. Бессознательное  – сознание без полного понимания  и управления собой. 

Фрейд открыл для психологии материал, который  до него существовал, но рассматривался как артефакт (искусственно созданный факт), как ошибка. 3 гуппы факторов – важные проявления бессознательного:

1)неврозы

2)сновидения

3)ошибки  обыденной жизни.

   1. Неврозы. (случаи малой психиатрии) – психические расстройства, находящиеся в пределах нормы. Но они нарушают характер человека, отношения с другими людьми; появляются некоторые странности: страхи, излишняя общительность и т.д. по Фрейду неврозы имеют глубинные причины, эти причины объективно существовали, но они человеком не осознаются.

«Неотреагированный» аффект – аффект, который остался в психике, но не был проявлен физически.

Бессознательное – следы задержанных аффектов, следы вытесненных из сознания, но продолжающих травмировать человека.

Единицы изучения сознания – бессознательный аффективный  комплекс (БАК):

             С.     сознание                           С – симптом

             П      бессознательное              П – причина 

Суть психоанализа: путь от симптома к причине, которую  этот симптом поражает. Нельзя забыть то, что является бессознательной причиной. Понять бессознательную причину можно только в процессе психоанализа.

   2. Сновидения (симптомы) – группа дополнительных симптомов, по которым можно судить о бессознательном. По Фрейду любое сновидение имеет 2 стороны. Мы, как правило, описываем событийный ряд, а терапевт, чтобы добраться до причин, должен разложить этот событийный ряд на более мелкие части. Не любое сновидение будет интересно психоаналитику. Толковать нужно те сновидения, которые либо повторяются, либо тревожат, оставляют след. (Юнг считал, что сновидения толковать не нужно).

   Правило анализа сновидений по Фрейду: любое  сновидение – исполнение желания, но это сновидение надо истолковывать  правильно.

   Бессознательное – совокупность подавленных, незавершенных  желаний.

   3. Ошибки обыденной жизни. «Психопатология обыденной жизни» - труд Фрейда: забывание слов, оговорки и т.д. у этого есть причины, их надо искать.

   Метод, объективный, адекватный для анализа, исследования бессознательного:

А)Гипноз. Основная причина, почему это не основной метод: не все люди гипнабельны, поэтому он не универсален. По Фрейду гипноз – очень прямой путь от симптомов к причина, слишком грубый путь; человек сам должен пройти через аффект, сам понять свою проблему, сам прийти к психоаналитику (психотерапевту). 
 

Б)Метод  свободных ассоциаций (основал К.-Г. Юнг). Любое свободное ассоциирование проходит 2 стадии:

                                                                              1. свободное ассоциирование

                                               

                                            Проб-                              2. начинаются повторения, метания, 

                                             лема                                человек начинает заходить в тупик,

                                                                       затем он вспоминает те детали, которые

                                                                    позволяют психоаналитику «дотронуться» 

                                                                    до причины. 
 

                                                           

                                            С этой проблемой придется  работать психоаналитику,

                                            её ему следует понять. 

  1. Содержательная  характеристика основных инстанций в строений личности и представление о строении психики в классическом психоанализе (3. Фрейд).

17.

                          Я

 

                   СВЕРХ-Я                                  - строение личности (айсберг)           

                       ОНО                 
 

До Фрейда (по Вундту) под центром личности подразумевалось  «Я» (может осознавать, что с ним  происходит).

   По  Фрейду «Я» - верхушка айсберга, а в пучине айсберга находится очень крупная часть – бессознательное, эта часть называлась Фрейдом «2-ое Я» или «ОНО» (по Юнгу - «Тень»). «ОНО – некая природа во мне, которая не подчиняется моему сознанию» - определение Фрейда -> 1-ый тип внутриличностного конфликта: конфликт Я и ОНО. (Там, где было ОНО должно стать Я)

   Между ОНО и Я находится СВЕРХ-Я (часть  бессознательного). СВЕРХ-Я имеет  свой источник – жизненный опыт человека, полученный из детства (семья).

   Содержание  ОНО идет из жизни человека, начиная с детства (семья).

   Источником  многих запретов, правил, вводимых без  причины, императивно, являются в раннем детстве родители.

   СВЕРХ-Я  формируется за счет этих запретов, правил, неосознаваемых человеком; это  внутренняя цензура, которая стоит  на страже внутренних убеждений, желаний. Осознание СВЕРХ-Я, как правило, ложно.

   Строение  личности не плоскостное, а объемное.

   В конфликте 1-го типа симптом будет  явно представлен в виде неврозов, сновидений, ошибок обыденной жизни.

   В конфликте 2-го типа (СВЕРХ-Я и ОНО) оба члена находятся в бессознательном положении, нет симптомов. 

   

                            СОЗНАТЕЛЬНОЕ

     

                              ПРЕДСОЗНА-                                             - строение психики

                                     ТЕЛЬНОЕ                                                 

   

                      БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 
 

   Бессознательное шире, чем все вытесненное сознанием, а все вытесненное сознанием  является бессознательным. Вытесненное: из-за социальных действий, отношений, законов.

   Психику нельзя рассматривать как плоскостную  структуру!!! Это объемная структура!!!!!! 

  1. Неосознаваемые  психические процессы и их классификация.

18. Неосознаваемые  психические процессы:

1. Неосознаваемые установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

  • моторная установка. (Спринтер на старте.) Установка -> действие.
  • перцептивная установка. (Когда видим математический пример, выраженный в тригонометрических формулах, то у нас сразу создается установка решать его с помощью формул тригонометрии)
  • сенсорная установка. (Руки в горячей воде и холодной воде). Иллюзия Шерпантье: пуд железа и пуд лука.
  • интеллектуальная установка: может играть как положительную так и отрицательную роль в жизни человека. (Задача про 6 спичек и 4 треугольника)
  • социальная установка. (Эффект первого впечатления, опят житейской психологии).

   Опыты Д.Н.Узнадзе: испытуемому давали в  руки 2 шара разного объема и просили  оценить, какой руке шар больше. (напр., в левой руке шар был больше). Затем проба повторялась, и снова в левой руке больший шар, и так 15 раз подряд. На 16-ый раз неожиданно для испытуемого ему давались 2 одинаковых шара. Он же снова воспринимал их как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс: испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше, правда иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах. Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа – ассимилятивными иллюзиями установки.

Информация о работе Общая психология