Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Чтобы удостовериться, что это неосознаваемые установки, Узнадзе провел контрольный эксперимент  с гипнозом. Испытуемого усыпляли и в состоянии гипноза проводили тот же эксперимент с шарами. Затем его пробуждали, но предварительно внушив ему, что он ничего не будет помнить. Затем проводили единственную контрольную пробу. В результате испытуемых опять ошибался.

   Узнадзе, а за ним и его последователи  придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, «досознательной» формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функциональном плане) ступенб развития любого сознательного процесса.

2. Неосознаваемые механизмы: неосознаваемые автоматизмы. Автоматизмы подразделяются на первичные (автоматические действия) и вторичные (автоматизированные действия, или навыки). Первичные: врожденные акты, а также те, которые формируются в течение 1-го года жизни ребенка: сосательные движения, мигания, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и т.д. Вторичные: с помощью навыков действие осуществляется быстро и точно, а также происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. (пример, игра на фор-но)

Когда мы начинаем осознавать то, что не осознается, меняется уровень действия.(напр., мы спотыкаемся).

3. Неосознаваемые сопроводители сознательных действий человека. Напр.:

  • движения руками при разговоре;
  • тоническое напряжение мышц;
  • мимика (выражение лица) и пантомимика (движение тела);
  • идеомоторика – движения, которые сопровождают мысль, микродвижения (В.Мессинг). Движения всегда сопровождают мысли.

4. Неосознаваемые побудители сознательных действий. (бессознательное) – причины этих действий. Побудители могут быть непонятны самому человеку. (подробнее см. в.16) 

  1. Понятие установки. Примеры  установок и их роль в деятельности. Примеры экспериментальных исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе.

   См. 18, п. 1 

20. Критерии психического отражения. Гипотеза о возникновении 
чувствительности (А.Н.Леонтьев). Психика как ориентировочно - 
исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).

19. Критерии  психического, предложенные до Леонтьева:

  1. Антропопсихизм. Психикой обладает только человек (Р.Декарт). Критерий развития психики – возможность дать отчет о состоянии своей психики. Это самый узкий и строгий критерий.
  2. Панпсихизм. Психикой обладает любая материя. XVIIIв. фр. Материалисты не придавали психике значения. Одно из св-в материи – психика. Отказ от изучения психического отражения. Этот подход не позволяет развести живую и неживую материю. Однако нет ответа на то, чем различается психика у живой и неживой материи. Самый широкий критерий.
  3. Биопсихизм (витопсихизм). Психикой обладает только живая материя (Геккель). К живой материи относятся как животные, так и растения.
  4. Нейропсихизм. Дарвин, Спенсер. Был широко представлен в физиологии. Психикой обладают живые существа, у которых есть нервная система. Психика – не толкьо функция головного мозга, а вся НС в целом. Этот критерий очень функционален. Психика – функция НС,

А.Н. Леонтьев показал, что орган и ф-ия связаны не жестко. У губок НС ещё нет, но ф-ия НС осуществляется.

    Леонтьев предложил  оставить функциональный критерий нейропсихизма, но изменить его с точностью да наоборот: если организм в течении жизни сталкивается с определенными задачами, в решении которых нужна психика, она появляется.

   Леонтьев  предложил различать формы психического и непсихического по характеру взаимодействия организма со средой. Характер взаимодействия организма со средой – жизнь.

   Для жизни в гомогенной (однородной) среде необходимо (достаточно) иметь  простейшие формы реагирования на воздействия  этой среды.

   Организм ------------à биотический раздражитель (НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)

   Раздражимость – способность  организма специфически отвечать на жизненно-значимые воздействия окружающей среды, имеющие для организма непосредственный биологический смысл. Воздействия окружающей среды – биотический раздражитель. Раздражимость – форма взаимодействия с окружающей средой. На основании раздражимости возникает психическая форма.

   (Психика  появляется) При переходе из гомогенной  среды в гетерогенную организмы  становятся раздражимыми по отношению к такимвоздействиям, от которых прямо не зависит жизнедеятельность этих организмов, т.е. абиотические раздражители. (Напр., р-ия паука на вибрацию паутины).

                                     АБР                        (ОПОСРЕДОВАННОЕ             

                                                                   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА

   Организм                                        БР   СО СРЕДОЙ) 

   Раздражимость по отношению к  таким свойствам  внешней среды, которые  напрямую не связаны  с жизнедеятельностью организма, но является сигналом биотических раздражителей – ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

   Психика начинается с перехода от раздражимости  к чувствительности, т.е. от непосредственного  взаимодействия организма со средой к опосредованному. 

21. Основные стадии развития психики животных: общая характеристика. 
Единицы психического отражения, типичные способы поведения, 
причины перехода на более высокую стадию развития психики.

20. Леонтьев  показал, что новая форма психического  отражения возникает след за  усложнением деятельности организма и, в свою очередь, делает возможным её дальнейшее развитие.

Леонтьев считал, что существует 3 стадии развития психики:

1)стадия  элементарной сенсорной психики;

2)стадия  перцептивной психики;

3)стадия  интеллекта (ручного мышления).

   По мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных должна была подчиняться объективным связям между различными св-вами вещей à предметом отражения были не сами предметы, а их отдельные св-ва. (форма элементарных ощущений). Это стадия элементарной сенсорной психики. Отражаемые св-ва – абиотические. Характерные черты поведения:

а)инстинкт

б)б/у  рефлексы

в)у/р

г)тропизмы - направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).

Животные не отличают отдельных предметов, как целое, а отличают только свойства. Появляется необходимость различать конкретные предметы.

   Следующая стадия развития психики характеризуется  способностью. Отражения объективной  действительности уже не в форме  отдельных вещей. Это стадия перцептивной психики. Появляются новые формы поведения: подвижны и индивидуально изменчивы. Операции – способы поведения, отражающие условия, в которых оно проявляется. Навык – последовательность операций.

    Животные живут  в целостных предметных ситуациях. Необходимо отражать отношения между предметами.

   Следующая стадия характеризуется весьма сложной  деятельностью, определяющейся отражением отношений между предметами, отражение  целых ситуаций. Это стадия интеллекта (ручного мышления). Появление возможности решения 2-хфазных задач. 

22. Стадия элементарной сенсорной психики. Единица психического 
отражения, формы поведения. Исследования инстинктивного 
поведения животных (Ж. Фабр, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц).

21. Главный  критерий – элементарные ощущения. Единицы отражения – отдельные свойства предметов. Св-ва – абиотические. Биологический смысл могут приобретать различные св-ва предметов. (жаба àпаукàмох и т.п.)

2 типа связей:

  1. 1-го типа: связи вида «вид пищи – пища». Бойтендайк (опыты с лягушками и ядовитыми насекомыми). Быстро формируются и быстро прекращаются.
  2. 2-го типа: преградообходное движение. Аббо (жаба 72 часа прыгала на стекло, за которым было насекомое). Формируются и прекращаются в течение длительного времени.

Формы поведения:

1)инстинкт (самая характерная форма поведения, в которой проявляется способность животных, находящих на 1-ой стадии развития психики, отражать отдельные свойства среды). Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, фиксированных лишь в своих основных звеньях, но подверженных каким-либо изменениям в соответствии с объективными условиями жизни животного.

Фабр: работал  с одиночно живущими пчелами. Пчелы, чтобы выбраться из соты, прогрызают восковую преграду. Фабр сначала установил  лист бумаги вплотную с восковой перегородкой. Пчела прогрызала и выбиралась наружу.

    1. 2         3
 

Затем он установил  лист бумаги в виде конуса, отстающего от перегородки. Пчела не могла прогрызть  его и погибала. Фабр объяснял это  тем, что пчела не может вернуться  к   2  .

Леонтьев же усомнился в этом и провел свой опыт. Он расположил лист бумаги в виде цилиндра. Пчела прогрызала восковую перегородку, затем пролетала по цилиндру и прогрызала лист бумаги. У Фабра пчела не могла прогрызть  лист бумаги, т.к. не могла вцепиться  в него.

К.Лоренц: при  жизни происходит «доопределение инстинкта». Для этого нужен ключевой раздражитель. Инстинкт следования заложен в своем  ключевом раздражителе – движении. (утята, которые шли за экспериментатором).

2)б/у рефлексы.

3)у/р. (опыты с  червями и током)

4)тропизмы –  однонаправленные реакции («+»  или «-») на раздражитель. Могут  изменяться под влиянием опыта. (дафнии)

Опыт  с американскими  сомиками (Запорожец, Леонтьев)…… 

  1. Стадия  перцептивной психики. Единица психического отражения. 
    Индивидуально-изменчивое поведение животных. Операции и 
    навыки, дрессура.

22. Единица отражения  – предмет в целом, образ  предмета (перцепт). Появляются новые  формы поведения: подвижны и  индивидуально изменчивы à позволяют отражать условия жизни, в которых осуществляется поведение.

Появление в  филогенезе: операции – способы  поведения, отражающие условия, в которых  оно проявляется. 
 

Навык – последовательность операций. Операция – элемент навыка. Навык появляется в индивидуальном опыте животных. Навык – закрепление  психического двигательного опыта – дрессировка.

Также в психике  закрепляется и чувствительный опыт. Появляется чувственный образ à образная память, притом целая совокупность св-в, входящих в образ. На основании этого опыта животные имеют способность предвосхищать (предсказывать, опережать) события. Появляются первые обобщения. 

  1. Стадия  интеллекта. Единица  психического отражения. Основные характеристики интеллектуального поведения животных (исследования В. Кёлера).

23. Появление  мышления у животных. Появление  интеллектуального поведения. Он становится возможным благодаря укрупнению единицы отражения: отражаются объективные отношения между предметами.

В.Кёлер - один из основателей гештальт-психологии. Описал основные особенности инетллектуального  поведения обезьян. 

клетка

                                                    банан

                   

Информация о работе Общая психология