Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка
Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.
3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
Чтобы удостовериться,
что это неосознаваемые установки,
Узнадзе провел контрольный эксперимент
с гипнозом. Испытуемого усыпляли
и в состоянии гипноза
Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, «досознательной» формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функциональном плане) ступенб развития любого сознательного процесса.
2. Неосознаваемые механизмы: неосознаваемые автоматизмы. Автоматизмы подразделяются на первичные (автоматические действия) и вторичные (автоматизированные действия, или навыки). Первичные: врожденные акты, а также те, которые формируются в течение 1-го года жизни ребенка: сосательные движения, мигания, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и т.д. Вторичные: с помощью навыков действие осуществляется быстро и точно, а также происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. (пример, игра на фор-но)
Когда мы начинаем осознавать то, что не осознается, меняется уровень действия.(напр., мы спотыкаемся).
3. Неосознаваемые сопроводители сознательных действий человека. Напр.:
4.
Неосознаваемые побудители
сознательных действий. (бессознательное)
– причины этих действий. Побудители могут
быть непонятны самому человеку. (подробнее
см. в.16)
См.
18, п. 1
20. Критерии психического отражения. Гипотеза о возникновении
чувствительности (А.Н.Леонтьев). Психика как ориентировочно -
исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).
19. Критерии психического, предложенные до Леонтьева:
А.Н. Леонтьев показал, что орган и ф-ия связаны не жестко. У губок НС ещё нет, но ф-ия НС осуществляется.
Леонтьев предложил оставить функциональный критерий нейропсихизма, но изменить его с точностью да наоборот: если организм в течении жизни сталкивается с определенными задачами, в решении которых нужна психика, она появляется.
Леонтьев
предложил различать формы
Для жизни в гомогенной (однородной) среде необходимо (достаточно) иметь простейшие формы реагирования на воздействия этой среды.
Организм ------------à биотический раздражитель (НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)
Раздражимость – способность организма специфически отвечать на жизненно-значимые воздействия окружающей среды, имеющие для организма непосредственный биологический смысл. Воздействия окружающей среды – биотический раздражитель. Раздражимость – форма взаимодействия с окружающей средой. На основании раздражимости возникает психическая форма.
(Психика
появляется) При переходе из гомогенной
среды в гетерогенную
Организм
Раздражимость по отношению к таким свойствам внешней среды, которые напрямую не связаны с жизнедеятельностью организма, но является сигналом биотических раздражителей – ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Психика
начинается с перехода от раздражимости
к чувствительности, т.е. от непосредственного
взаимодействия организма со средой
к опосредованному.
21. Основные стадии развития психики животных: общая характеристика.
Единицы психического отражения, типичные способы поведения,
причины перехода на более высокую стадию развития психики.
20. Леонтьев
показал, что новая форма
Леонтьев считал, что существует 3 стадии развития психики:
1)стадия
элементарной сенсорной
2)стадия перцептивной психики;
3)стадия интеллекта (ручного мышления).
По мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных должна была подчиняться объективным связям между различными св-вами вещей à предметом отражения были не сами предметы, а их отдельные св-ва. (форма элементарных ощущений). Это стадия элементарной сенсорной психики. Отражаемые св-ва – абиотические. Характерные черты поведения:
а)инстинкт
б)б/у рефлексы
в)у/р
г)тропизмы - направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.).
Животные не отличают отдельных предметов, как целое, а отличают только свойства. Появляется необходимость различать конкретные предметы.
Следующая стадия развития психики характеризуется способностью. Отражения объективной действительности уже не в форме отдельных вещей. Это стадия перцептивной психики. Появляются новые формы поведения: подвижны и индивидуально изменчивы. Операции – способы поведения, отражающие условия, в которых оно проявляется. Навык – последовательность операций.
Животные живут в целостных предметных ситуациях. Необходимо отражать отношения между предметами.
Следующая
стадия характеризуется весьма сложной
деятельностью, определяющейся отражением
отношений между предметами, отражение
целых ситуаций. Это стадия
интеллекта (ручного
мышления). Появление возможности решения
2-хфазных задач.
22. Стадия элементарной сенсорной психики. Единица психического
отражения, формы поведения. Исследования инстинктивного
поведения животных (Ж. Фабр, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц).
21. Главный
критерий – элементарные
2 типа связей:
Формы поведения:
1)инстинкт (самая характерная форма поведения, в которой проявляется способность животных, находящих на 1-ой стадии развития психики, отражать отдельные свойства среды). Инстинкт – подвижная цепочка врожденных безусловно-рефлекторных связей, фиксированных лишь в своих основных звеньях, но подверженных каким-либо изменениям в соответствии с объективными условиями жизни животного.
Фабр: работал с одиночно живущими пчелами. Пчелы, чтобы выбраться из соты, прогрызают восковую преграду. Фабр сначала установил лист бумаги вплотную с восковой перегородкой. Пчела прогрызала и выбиралась наружу.
Затем он установил лист бумаги в виде конуса, отстающего от перегородки. Пчела не могла прогрызть его и погибала. Фабр объяснял это тем, что пчела не может вернуться к 2 .
Леонтьев же усомнился в этом и провел свой опыт. Он расположил лист бумаги в виде цилиндра. Пчела прогрызала восковую перегородку, затем пролетала по цилиндру и прогрызала лист бумаги. У Фабра пчела не могла прогрызть лист бумаги, т.к. не могла вцепиться в него.
К.Лоренц: при жизни происходит «доопределение инстинкта». Для этого нужен ключевой раздражитель. Инстинкт следования заложен в своем ключевом раздражителе – движении. (утята, которые шли за экспериментатором).
2)б/у рефлексы.
3)у/р. (опыты с червями и током)
4)тропизмы – однонаправленные реакции («+» или «-») на раздражитель. Могут изменяться под влиянием опыта. (дафнии)
Опыт
с американскими
сомиками (Запорожец,
Леонтьев)……
22. Единица отражения – предмет в целом, образ предмета (перцепт). Появляются новые формы поведения: подвижны и индивидуально изменчивы à позволяют отражать условия жизни, в которых осуществляется поведение.
Появление в
филогенезе: операции – способы
поведения, отражающие условия, в которых
оно проявляется.
Навык – последовательность операций. Операция – элемент навыка. Навык появляется в индивидуальном опыте животных. Навык – закрепление психического двигательного опыта – дрессировка.
Также в психике
закрепляется и чувствительный опыт.
Появляется чувственный образ à
образная память, притом целая совокупность
св-в, входящих в образ. На основании этого
опыта животные имеют способность предвосхищать
(предсказывать, опережать) события. Появляются
первые обобщения.
23. Появление мышления у животных. Появление интеллектуального поведения. Он становится возможным благодаря укрупнению единицы отражения: отражаются объективные отношения между предметами.
В.Кёлер - один из
основателей гештальт-
клетка