Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка
Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.
3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
Общая психология.
(1 семестр первого курса)
1. Психология
как наука. Место психологии
в системе наук о человеке.
Специфика
психологического
знания.
Отрасли
современной
психологии.
. Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология
– знание о психике, как
внутреннем мире людей, о
3)Психология
– наука о закономерностях
функционирования психики как
особой форма
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
Особенности психологии как науки:
1)это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, т.к. психика – свойство высокоорганизованной материи, имея ввиду психику человека нужно прибавить слово «самая»;
2)в
психологии как бы сливаются
объект и субъект познания, поэтому
задачи психологии сложнее
3)практические
результаты от развития
Психологические знания
Научная
Житейская
Иррациональная
Отрасли психологии:
-общая психология;
-психология личности;
-дифференциальная психология;
-психофизиология;
-нейропсихология;
-социальная психология;
-психология развития;
-психология аномального развития;
-сравнительная и зоопсихология.
2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.
. Житейская
психология:
1)конкретность,
ситуативность
2)основной
метод – наблюдение
3)невозможна
передача опыта
4)отсутствие
терминологии
5)субъективность
6)не
ограничен предмет изучения
(см. также лекцию 2, стр. 3-5)
3. Методы психологии: критерии классификации. Сравнительная характеристика основных методов психологии: их возможности и ограничения.
. Метод –
это путь познания, способ,
посредством которого познается
наука; это совокупность
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся:
наблюдение, эксперимент, измерение.
Основными методами
наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов
научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее
специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных вспомогательных методик, напрмер: генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, –основывается на наблюдении или эксперименте; физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.
1)Душа – идеальная сущность всякой вещи, её максимальное, совершенное восприятие. (душа – идея, сущность). Душа человека – абсолютная сущность человека, она ему непонятна. Жизнь дана человеку для того, чтобы приблизиться к пониманию своей души. Вся жизнь человека – развитие его души. «Познай самого себя!» П. Имел в виду стремление человека к истине. Человек должен соблюдать моральные правила в жизни, а в познании – правила логики. Стремление к истине – стремление к чистоте души: моральной в жизни, логической в познании.
2)Душа
не зависит от тела, душа, в
принципе, отделима от него. Очень
часто на пути стремления
3)Душа неделима на части. Отдельные качества и характеристики души рассматриваются в общем целом. Человек не может быть «добрее, чем вчера», «чуть-чуть честным» и т.д., он либо добрый, либо нет, либо честный, либо нет.
Аристотель о душе:
1)Душа есть
идеальная сущность всякой
2)Душа неотделима от тела. Впервые появляется возможность научного изучения души. Можно исследовать душу, изучая тело. («Какое тело – такая и душа»). А. впервые говорит об уровнях развития живой души: растительная душа, животная душа, разумная душа.
3)В жизни
душевные качества неотделимы, они
проявляются как целое. А в
исследовании душа должна
2 разных подхода: практическое (П.) и научное исследование (А.).
5 .Проблема сознания в философии Нового Времени (Декарт). Представление о рефлексии (Дж.Локк). Возможность научного изучения сознания. Сравнительный анализ понятий рефлексии, интроспекции, самонаблюдения. Декарт
Конечная цель познания – приобретение истины. Когито эрго Сум. Изучать можно любой предмет, который можно почувствовать.
Джон Локк
2 вида идей: ощущения и рефлексия
рефлексия – это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы его проявления. Способность человека отражать свой внутренний опыт.
Вильгельм Вундт
Интроспекция – метод изучения сознания. Эксперименты (объективно ощущения, субъективно чувства)
Задачи: элементы сознания и закон как они в единое целое
6. Психология – наука о сознании. (так считал В.Вундт).
«Существует» ли сознание? Этот вопрос задал французский философ Р.Декарт. Что можно узнавать с помощью опытов? Цель познания – приближение к истине. Этот путь постепенный. На каждом шаге он должен сомневаться в том, что эту истину он не познал. Метод познания истины. «Начала философии». Д. Говорит, что мы можем сомневаться в существовании мира. Несомненно то, что мы сомневаемся, сознаем, означает, что мы находимся в процессе познания. Cogito ergo sum – Мыслю, значит существую. Cogito – понимать, воображать, желать, чувствовать, мыслить; осознание чего-либо, сознавать. Если я могу cogito какой-то предмет, значит я могу его познать. Можно cogito любой предмет, который можно почувствовать. Cogito cogito (познать cogito) невозможно. Для того чтобы изучать cogito (сознание) нужен метод для его изучения.
Дж.Локк. «Опыт о человеческом разуме»: 2 вида идей, 2 источника знаний о мире:
1)ощущения;
2)рефлексия
(внутреннее чувство) – то
Интроспекция
– метод изучения сознания. Для
изучения создаются экспериментальные
ситуации. Первыми испытуемыми
1)найти элементы сознания;
2)найти законы, по которому эти элементы связываются в единое целое.
Предмет и метод классической психологии сознания. Основные свойства сознания (В.Вундт).
7. Предмет – сознание. Метод – интроспекция. (Задачи см. в в.6)
Основные свойства сознания (с помощью метронома можно было изучать чистые ощущения):
1)Ритмичность. Отдельные ощущения при ударе метронома складываются в определенный ритм. Сознание организует и структурирует материал.
2)Сознание
имеет структуру. Сознание подобно зрительному
полю.
Поле сознания
(перцепция)
Элементы
Сознания