Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Общая психология.

(1 семестр первого  курса)

     
    1. Психология как наука. Место психологии в системе наук о человеке. 
    Специфика     психологического     знания.     Отрасли     современной

    психологии.

    . Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

 1)Психология  – наука о душе, психике.

 2)Психология  – знание о психике, как  внутреннем мире людей, о психологических  причинах, объясняющих поведение.

 3)Психология  – наука о закономерностях  функционирования психики как  особой форма высокоорганизованной  материи.

 Психология  предполагает изучение склада психики  субъекта.

 Особенности психологии как науки:

 1)это  наука о самом сложном, что пока известно человечеству, т.к. психика – свойство высокоорганизованной материи, имея ввиду психику человека нужно прибавить слово «самая»;

 2)в  психологии как бы сливаются  объект и субъект познания, поэтому  задачи психологии сложнее задач  любой другой науки;

 3)практические  результаты от развития психологии  должны стать не только несоизмеримо  значительнее результатов любой  другой науки, но и качественно  другими, ведь познать «нечто»  - значит овладеть этим «нечто»,  научиться им управлять.

 Психологические знания

 

                     Научная                        Житейская                    Иррациональная 

   Отрасли психологии:

   -общая  психология;

   -психология  личности;

   -дифференциальная  психология;

   -психофизиология;

   -нейропсихология;

   -социальная  психология;

   -психология  развития;

   -психология  аномального развития;

   -сравнительная  и зоопсихология.

2. Сравнительная характеристика  научной и житейской  психологии.

.  Житейская  психология:                                    Научная психология:

     1)конкретность, ситуативность                        1)обобщенное знание

     2)основной  метод – наблюдение                     2)осн. метод – эксперимент

     3)невозможна  передача опыта                        3)опыт фиксируется и передается

     4)отсутствие  терминологии                              4)наличие терминологии

     5)субъективность                                              5)объективность

     6)не  ограничен предмет изучения                   6)предмет изучения ограничен

(см. также лекцию 2, стр. 3-5)

    3. Методы психологии: критерии классификации. Сравнительная характеристика основных методов психологии: их возможности и ограничения.

. Метод –  это путь  познания,  способ,  посредством  которого  познается  наука; это совокупность приемов  и операций  практического  и  теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным  сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей ведение исследования. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе – можно разуметь систему ее методов в их единстве. 

   Психология, как и каждая наука, пользуется  целой  системой  различных частных  методов  или  методик.  Все  методы  современной  науки  делятся  на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное.   При  проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой  реальностью,  а  с ее мысленной репрезентацией –  представление  в  форме  умственных  образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

      Эмпирическое  исследование  проводится   для   проверки   правильности  теоретических построений.  К   общенаучным  эмпирическим  методам   относятся:

наблюдение, эксперимент, измерение.

      Основными методами исследования  в психологии,  как  и  в  ряде  других

наук, являются наблюдение  и  эксперимент.  Каждый  из  этих  общих  методов

научного  исследования выступает в психологии в различных и более  или  менее

специфических формах; существуют разные виды и  наблюдения  и  эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним  наблюдением, обычно  в  отличие  от  самонаблюдения   именуемым   объективным.   Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на  прямое  и  косвенное.  Точно так же существуют различные  формы  или  виды  эксперимента.  Разновидностью эксперимента является так называемый  естественный  эксперимент,  являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных вспомогательных методик, напрмер: генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, –основывается на наблюдении или эксперименте; физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.

  1. Философия и психология: представления о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель). Платон о душе:

1)Душа  – идеальная сущность всякой  вещи, её максимальное, совершенное  восприятие. (душа – идея, сущность). Душа человека – абсолютная  сущность человека, она ему непонятна. Жизнь дана человеку для того, чтобы приблизиться к пониманию своей души. Вся жизнь человека – развитие его души. «Познай самого себя!» П. Имел в виду стремление человека к истине. Человек должен соблюдать моральные правила в жизни, а в познании – правила логики. Стремление к истине – стремление к чистоте души: моральной в жизни, логической в познании.

2)Душа  не зависит от тела, душа, в  принципе, отделима от него. Очень  часто на пути стремления человека  к истине встает «тело», т.е.  телесные нужды. Любые препятствия, имеющие телесные причины и источники, можно преодолеть. Душа, в принципе, от истины не зависит. Мир идей отделен от мира материального. Но в течение всей жизни человек может приблизиться к этому миру идей.

3)Душа  неделима на части. Отдельные  качества и характеристики души рассматриваются в общем целом. Человек не может быть «добрее, чем вчера», «чуть-чуть честным» и т.д., он либо добрый, либо нет, либо честный, либо нет.

   Аристотель  о душе:

1)Душа есть  идеальная сущность всякой вещи. А. различал в вещах материю (возможность существования какой-то вещи), но их специфика определяется формой, в которую эта материя обличена. Форма материи есть сущность этой вещи, её душа. Душа – оформленная материя, и за счет этого существующая материя. Душа – основное функциональное назначение вещи.

2)Душа  неотделима от тела. Впервые появляется  возможность научного изучения  души. Можно исследовать душу, изучая  тело. («Какое тело – такая  и душа»). А. впервые говорит  об уровнях развития живой  души: растительная душа, животная душа, разумная душа.

3)В жизни  душевные качества неотделимы, они  проявляются как целое. А в  исследовании душа должна разделяться  на части.

   2 разных подхода: практическое (П.) и научное исследование (А.).

5  .Проблема  сознания в философии  Нового Времени (Декарт). Представление о рефлексии (Дж.Локк). Возможность научного изучения сознания. Сравнительный анализ понятий рефлексии, интроспекции, самонаблюдения. Декарт

  Конечная  цель познания – приобретение  истины. Когито эрго Сум. Изучать  можно любой предмет, который можно почувствовать.

     Джон  Локк

  2 вида идей: ощущения и рефлексия

рефлексия –  это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы его  проявления. Способность человека отражать свой внутренний опыт.

    Вильгельм  Вундт

   Интроспекция – метод изучения сознания. Эксперименты (объективно ощущения, субъективно чувства)

Задачи: элементы сознания и закон как они в  единое целое

6. Психология  – наука о сознании. (так считал  В.Вундт).

   «Существует»  ли сознание? Этот вопрос задал французский философ Р.Декарт. Что можно узнавать с помощью опытов? Цель познания – приближение к истине. Этот путь постепенный. На каждом шаге он должен сомневаться в том, что эту истину он не познал. Метод познания истины. «Начала философии». Д. Говорит, что мы можем сомневаться в существовании мира. Несомненно то, что мы сомневаемся, сознаем, означает, что мы находимся в процессе познания. Cogito ergo sum – Мыслю, значит существую. Cogito – понимать, воображать, желать, чувствовать, мыслить; осознание чего-либо, сознавать. Если я могу cogito какой-то предмет, значит я могу его познать. Можно cogito любой предмет, который можно почувствовать. Cogito cogito (познать cogito) невозможно. Для того чтобы изучать cogito (сознание) нужен метод для его изучения.

   Дж.Локк. «Опыт о человеческом разуме»: 2 вида идей, 2 источника знаний о мире:

   1)ощущения;

   2)рефлексия  (внутреннее чувство) – то наблюдение, которому ум подчиняет (подвергает) свою деятельность и способы  её проявления. Способность наблюдать  себя со стороны, осознавать свою внутреннюю деятельность. Способность (познающего) сознания отражать сознательную познавательную деятельность. Способность человека отображать свой внутренний сознательный опыт. У человека рефлексия появляется в течение определенного времени приблизительно в подростковом возрасте. Эту способность можно развивать.

   Интроспекция  – метод изучения сознания. Для  изучения создаются экспериментальные  ситуации. Первыми испытуемыми интроспекционистов были психологи. Объективные – ощущения, субъективные – чувства. Задачи:

1)найти  элементы сознания;

2)найти  законы, по которому эти элементы  связываются в единое целое.

Предмет и метод классической психологии сознания. Основные свойства сознания (В.Вундт).

7. Предмет  – сознание. Метод – интроспекция. (Задачи см. в в.6)

 Основные  свойства сознания (с помощью метронома  можно было изучать чистые ощущения):

1)Ритмичность. Отдельные ощущения при ударе метронома складываются в определенный ритм. Сознание организует и структурирует материал.

2)Сознание имеет структуру. Сознание подобно зрительному полю. 

             Поле сознания

            (перцепция)                                                               Поле внимания

                                                                                                (апперцепция)

                      Элементы                                                         Центральная

                      Сознания                                                         фиксационная точка. 

Информация о работе Общая психология