Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

1-ая  особенность. Инсайт (озарение). Внешнее, внезапное.

2-ая  особенность. При повторении ситуации задача решается сразу, без проб. Найденная (нужная) операция воспроизводится с ходу.

3-яя  особенность. Найденная операция используется в сходных условиях.

4-ая  особенность. Обезьяны легко справляются с 2-хфазными задачами, т.е. они способны в одном акте объединять 2 операции. (обезьяна, короткая палка и длинная палка)

1.Подготовительная  фаза. Бес связи со 2-ым этапом  не имеет смысла.

2.Исполнительная  фаза. Направлена на удовлетворение  потребностей.

Обнаруживается  способность к функциональному  использованию «орудий». (предметов  в качестве «орудий»). 

  1. Сравнительный анализ психики животных и человека.

24.  Замечания:

1. часто мы  ссылаемся на животных, живущих  во взаимоотношениях с человеком,  в природе созданной человеком.  Животные сами являются частью  преобразованной человеком природы.

2. Одна из  основных проблем сравнительного анализа: мы смотрим на животных «сверху вниз», начинаем объяснять их поведение со своей точки зрения – антропоцентризм; наделяем животных человеческими свойствами.

В сообществах  животных действует закон биологической целесообразности, а не закон социальных отношений (муравьи, улей). Это единые биологические системы.

Главное отличие  психики животных от психики человека: жизнь животных (психика и поведение) – постоянное, гибкое, активное приспособление природы, а человека – преобразование природы, как окружающей, так и собственной. 
 

  1. Основные  характеристики трудовой деятельности человека и их филогенетические предпосылки.

25. Психика человека  проявляется в совместной коллективной  трудовой (коллективно разделенной)  деятельности. Труд – процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. 2 взаимосвязанные черты труда:

1)употребление  и изготовление орудий;

2)совместный  коллективный характер трудовой  деятельности.

Труд выступает  как процесс опосредованный орудием  и вместе с тем опосредованный общественно.

Предпосылки 1): у некоторых животных (на ст. интеллекта) имеются зачатки орудийной деятельности, в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осуществляют различные операции.

Предпосылки 2): наличие сообществ животных (однако не было разделения труда, предмет и мотив всегда слиты).

Пример с загонщиком……….

Действия –  процессы, мотив и цель которых  не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого результата.

Разумный смысл  – осознание отношения мотива к конкретной цели своего действия. Наличие разумного смысла – критерий собственно человеческой психики, критерий сознания.

Только в условиях понимания смысла своей деятельности в условиях коллективной деятельности появляется возможность распределения  функций этой деятельности, появляется возможность для разделения труда.

Понимание разумного смысла своего действия в  связи с разумными действиями других людей – совместное знание – СОЗНАНИЕ.

  1. Проблема возникновения индивидуального и общественного сознания в коллективно-разделенной деятельности людей. Понятие действия. Понятие разумного смысла. «Разумный смысл» как единица сознательной деятельности человека.

Действие  – процесс, направленный на реализацию целей(образ желаемого результата.цель всегда сознательна) цель, акт поведения, принцип активности, выводит деятельность человека  в предметный и социальный мир

Действия –  процессы, мотив и цель которых не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого результата.

Разумный смысл  – осознание отношения мотива к конкретной цели своего действия. Наличие разумного смысла – критерий собственно человеческой психики, критерий сознания.

Только в условиях понимания смысла своей деятельности в условиях коллективной деятельности появляется возможность распределения функций этой деятельности, появляется возможность для разделения труда.

Понимание разумного смысла своего действия в  связи с разумными  действиями других людей – совместное знание – СОЗНАНИЕ.

  1. Принцип единства сознания и деятельности.

Единства  сознания и деятельности принцип — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 30-е г. г. С. Л. Рубинштейном в следующей форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимается Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как «явления» и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», т.е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т.е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. 

  1. Общее представление о  деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека как уровни ее анализа.

33. Пpи  анализе Д. выделяются тpи плана  ее pассмотpения: генетический, стpyктpно-фyнкциональный и динамический.

а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой  человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития  психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение общественно-истоpического опыта пyтем пpеобpазования социальной совместной Д. в индивидyальнyю Д. Пеpеход внешней Д. во внyтpеннюю.

б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа Д. "по единицам" (Выготский) Пpи котоpом та или иная pеальность pазлогается на единицы, содеpажащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе Д. изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения  и вид pегyляции Д. (пpоизвольная/непpоизвольная)

в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой Д. - надситyативная  активность, опpеделяющая самоpазвитие  Д. и возникновение ее новых фоpм.и yстановка, обyславливающая yстойчивый  хаpактеp целенапpавленной Д. в yсловиях постоянно изменяющейся действительности.

  Психология  человека имеет дело с деятельностью  конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индвида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация à эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой à коррекция и обогащение с помощью обратных связей иcходного афферентирующего образа. Осуществляется двойной переход: переход предмет à процесс деятельности и переход деятельность à ее субъективный продукт.

  Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. По определению Леонтьева предмет деятельности – мотив. Деятельность представляет собой иерархию мотивов. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность — это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

   Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельно-стей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

   Выделение целей и формирование подчиненных  им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело — функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.

   Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних отношениях. Соответственно действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий.

   Деятельность  обычно осуществляется некоторой совокупностью  действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития, состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в   мотив-цель.

    Всякая  деятельность объективно существует в некоторой предметной ситуации. Осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия - операции. Действия соотносительны целям, операции — условиям.

    СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    

        Д            М                                              Д – деятельность   М –  мотив

                                                                        д – действие           Ц – цель

        д             Ц                                              о – операции          усл. – условия

                       +                                               Пс/ф– психо-

        О           усл.                                                 физиологические функции

       Пс/ф -  ср-ва                                          ср-ва - средства 
 
 

  1. Понятие потребности. Основные характеристики потребностей. Специфика потребностей человека.

34. Потребность  – исходная форма активности  живых организмов. Состояния объективной  нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями.

Когда разговор заходит о человеке, то к биологическим  потребностям необходимо добавить ещё 2:

1) потребность  в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, её лицо, её прикосновения – первые раздражители, на которые появляется положительная реакция ребенка. Это «комплекс оживления», который можно наблюдать в возрасте 1,5-2 месяцев.

Потребность в  соц. контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. Только с течением жизни она меняет формы.

2)познавательная  потребность. Исследования показали, что уже в первые часы жизни  дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их. Уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. Познавательная потребность тоже развивается вместе с ростом ребенка.

В отношении обеих потребностей следует отметить 2 важных момента:

  1. потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом (родитель – первый контакт, необходимый ребенку, и первый и главный источник информации для него);
  2. обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Они необходимы ему для становления его как человеческого существа.

Информация о работе Общая психология