Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка
Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.
3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
1-ая особенность. Инсайт (озарение). Внешнее, внезапное.
2-ая особенность. При повторении ситуации задача решается сразу, без проб. Найденная (нужная) операция воспроизводится с ходу.
3-яя особенность. Найденная операция используется в сходных условиях.
4-ая особенность. Обезьяны легко справляются с 2-хфазными задачами, т.е. они способны в одном акте объединять 2 операции. (обезьяна, короткая палка и длинная палка)
1.Подготовительная фаза. Бес связи со 2-ым этапом не имеет смысла.
2.Исполнительная фаза. Направлена на удовлетворение потребностей.
Обнаруживается
способность к функциональному
использованию «орудий». (предметов
в качестве «орудий»).
24. Замечания:
1. часто мы
ссылаемся на животных, живущих
во взаимоотношениях с
2. Одна из
основных проблем
В сообществах животных действует закон биологической целесообразности, а не закон социальных отношений (муравьи, улей). Это единые биологические системы.
Главное отличие
психики животных от психики человека:
жизнь животных (психика и поведение)
– постоянное, гибкое, активное приспособление
природы, а человека – преобразование
природы, как окружающей, так и собственной.
25. Психика человека
проявляется в совместной
1)употребление и изготовление орудий;
2)совместный
коллективный характер
Труд выступает как процесс опосредованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно.
Предпосылки 1): у некоторых животных (на ст. интеллекта) имеются зачатки орудийной деятельности, в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осуществляют различные операции.
Предпосылки 2): наличие сообществ животных (однако не было разделения труда, предмет и мотив всегда слиты).
Пример с загонщиком……….
Действия – процессы, мотив и цель которых не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого результата.
Разумный смысл – осознание отношения мотива к конкретной цели своего действия. Наличие разумного смысла – критерий собственно человеческой психики, критерий сознания.
Только в условиях понимания смысла своей деятельности в условиях коллективной деятельности появляется возможность распределения функций этой деятельности, появляется возможность для разделения труда.
Понимание разумного смысла своего действия в связи с разумными действиями других людей – совместное знание – СОЗНАНИЕ.
Действие
– процесс, направленный на реализацию
целей(образ желаемого
Действия – процессы, мотив и цель которых не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого результата.
Разумный смысл – осознание отношения мотива к конкретной цели своего действия. Наличие разумного смысла – критерий собственно человеческой психики, критерий сознания.
Только в условиях понимания смысла своей деятельности в условиях коллективной деятельности появляется возможность распределения функций этой деятельности, появляется возможность для разделения труда.
Понимание разумного смысла своего действия в связи с разумными действиями других людей – совместное знание – СОЗНАНИЕ.
Единства
сознания и деятельности
принцип — основополагающий принцип
деятельностного подхода в психологии.
Сформулирован в 30-е г. г. С. Л. Рубинштейном
в следующей форме: «Формируясь
в деятельности, психика,
сознание в деятельности
и проявляется. Деятельность
и сознание — не два
в разные стороны обращенных
аспекта. Они образуют
органическое целое
— не тождество, но единство». При этом
и сознание, и деятельность понимается
Рубинштейном иначе, чем в интроспективной
и бихевиористской традициях. Деятельность
не является совокупностью рефлекторных
и импульсивных реакций на внешние стимулы,
поскольку регулируется сознанием и раскрывает
его. При этом сознание рассматривается
как реальность, не данная субъекту непосредственно,
в его самонаблюдении: оно может быть познано
лишь через систему субъективных отношений,
в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе
которой сознание формируется и развивается.
Данный принцип разрабатывался эмпирически
в обоих вариантах деятельностного подхода,
однако между ними существовали различия
в понимании характера этого единства.
А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном
проблемы единства сознания и деятельности
не выходит за рамки старой раскритикованной
им же самим дихотомии психического, понимаемого
как «явления» и переживания, и деятельности,
понимаемой как внешняя активность, и
в этом смысле такое единство лишь постулируется.
Леонтьев предложил иное решение проблемы:
психика, сознание «живет» в деятельности,
которая составляет их «субстанцию», образ
является «накопленным движением», т.е.
свернутыми действиями, бывшими вначале
вполне развернутыми и «внешними», т.е.
сознание не просто «проявляется и формируется»
в деятельности как отдельная реальность
— она «встроена» в деятельность и неразрывна
с ней.
33. Пpи
анализе Д. выделяются тpи
а) Генетический.
В нем исходной фоpмой любой
человеческой Д. является социальная,
совместная Д, а механизмом pазвития
психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая
yсвоение общественно-
б) Cтpyктypно-фyнкциональный ypовень. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа Д. "по единицам" (Выготский) Пpи котоpом та или иная pеальность pазлогается на единицы, содеpажащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе Д. изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения и вид pегyляции Д. (пpоизвольная/непpоизвольная)
в) Динамический ypовень. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой Д. - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие Д. и возникновение ее новых фоpм.и yстановка, обyславливающая yстойчивый хаpактеp целенапpавленной Д. в yсловиях постоянно изменяющейся действительности.
Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индвида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.
Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация à эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой à коррекция и обогащение с помощью обратных связей иcходного афферентирующего образа. Осуществляется двойной переход: переход предмет à процесс деятельности и переход деятельность à ее субъективный продукт.
Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. По определению Леонтьева предмет деятельности – мотив. Деятельность представляет собой иерархию мотивов. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность — это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
Основными
«составляющими» отдельных
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело — функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.
Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их внутренних отношениях. Соответственно действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий.
Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития, состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив-цель.
Всякая деятельность объективно существует в некоторой предметной ситуации. Осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия - операции. Действия соотносительны целям, операции — условиям.
СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д
М
д
Ц
+
О
усл.
Пс/ф - ср-ва
34. Потребность – исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями.
Когда разговор заходит о человеке, то к биологическим потребностям необходимо добавить ещё 2:
1) потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, её лицо, её прикосновения – первые раздражители, на которые появляется положительная реакция ребенка. Это «комплекс оживления», который можно наблюдать в возрасте 1,5-2 месяцев.
Потребность в соц. контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. Только с течением жизни она меняет формы.
2)познавательная
потребность. Исследования
В отношении обеих потребностей следует отметить 2 важных момента: