Общая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка

Описание работы

Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.

1)Психология – наука о душе, психике.

2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.

3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.

Психология предполагает изучение склада психики субъекта.

Работа содержит 1 файл

К экзамену по ОП.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Имеется периферия, центральная часть и фиксационная точка.

3)Объем сознания. Метод опознания или метод идентификации. Сначала предъявляется основной ряд ударов метронома, а затем контрольный. Надо было сравнить 2 ряда стимулов. Если испытуемый отвечал правильно, то значит сознание сохраняет стимулы. Объем расширяется и сужается в результате тренировок. Какой же объем сознания? 16-40 ударов метронома. Элементы, которые неясны и неотчетливы и находятся в сознании являются элементами внешнего поля сознания.

а)ясность: ясные и интенсивные элементы относительно их смутности на периферии – центральная часть сознания.

б)отчетливость – отдельность элементов друг от друга.

Объем поля внимания – 4-6 элементов.

4)отдельные  элементы сознания связаны между  собой ассоциативными связями (ассоциации). Интроспекционизм – ассоцианизм. Психология Вундта – структурализм. Ассоциаций изучено более 100. Ассоциации объясняют принцип работы сознания в структурализме Вундта. Ассоциации помогают оценить индивидуальные особенности сознания.

5)апперцепция определяет динамику сознания. Характеристика сознания в целом – перцепциия. Апперцепция – область наиболее ясных и отчетливых состояний сознания. Апперцепция – процесс движения элементов к центру сознания, движения к фиксационной точке. По Вундту апперцепция – творческий синтез – предполагает объединение элементов в целое.

    8. Сравнительный анализ  основных метафор  сознания (В.Вундт,  У.Джеймс). Свойства  потока сознания.

. Основные  метафоры сознания:

  1. «поле сознания, поле внимания» Вундта;
  2. «поток сознания» Джеймса;
  3. 2 уровня сознания Титченера.

Психология  сознания – неоднородное направления. Сейчас 5 различных течений. С теорией  Вундта конфликтовала теория Джеймса  о «потоке сознания». Сознание у  Джеймса подобно потоку реки; притом надо идти от целого к части; сознание нельзя рассматривать как структуру, у потока нет составных частей; этот поток в постоянном движении и его нельзя остановить. Нельзя пережить одно и то же состояние несколько раз, нельзя повернуть направление потока, обратить вспять. Джеймс изнутри расшатал интроспекционизм Вундта.

    Критический анализ классической психологии сознания и метода интроспекции.

Итогом  критики стал кризис психологии на рубеже XIX и XX вв.

   1.Психология  сознания……(см. в.8)

   2.Сумма  элементов не равна общему. Гештальт-психология изучение сознания в целом. М.Вертгеймер (нач. XX в.) в 1912 г. – первые гештальт-феномены. Первый гештальт-феномен: 2 лампочки по очереди загорались, испытуемого спрашивали, что они видят.

1)Т>=200 мсек. Испытуемый видит, как загораются  по очереди обе лампочки.

2)Т<=30 мсек. Испытуемый видит, как загораются  по очереди обе лампочки.

!3)30<T<200 мсек. Вижу только 1 лампочку, которая перемещается то влево, то вправо, он видит движение. Это «фи-феномен». (феноменальное (кажущееся) движение).

Инсайт –  пример гештальт-феномена, озарение. Впервые был описан Вкеллером при изучении обезьян. 1-ый этап: хаотическая активность; 2-ой этап: думает; 3-ий этап: исполнительный (произошло озарение)

   Инсайт  – качественное изменение в поведении, проявляющееся в организовании, осуществлении определенной цели в определенной ситуации.

   3. Открытие области изучения бессознательного. В начале XX в. была открыта область бессознательного в психике З.Фрейдом. Стало понятно, что невозможно описать причины поведения человека, опираясь на его личные объяснения из области сознания. Есть ещё и что-то, что нельзя изучить с помощью интроспекции. На уровне сознания лишь часть психики человека. Открытие бессознательного составило мощную альтернативу психологии сознания.

   4. Непрактичность знаний психологии сознания. Сознание изучается без отрыва от жизни.

   5. Одновременная рефлексия может  разрушить предмет изучения. Невозможно  что-то чувствовать и одновременно  давать отчет о том, что ты  чувствуешь. Невозможно делать что-то  и при этом давать сознательный отчет, как это получается. 

  1. Гештальтпсихология: основные понятия  и положения. Описание «фи-феномена» (М. Вертгеймер), представление об инсайте (В. Кёлер).

   См. 8 п.2 

  1. Проблема  объективного метода в психологии: различные  подходы.

.  3 признака  объективного метода в психологии по Дж.Уотсону:

1)изучаемое  явление должно быть наблюдаемо  со стороны;

2)изучаемое  явление должно быть воспроизводимым  в сходных условиях;

3)изучаемое  явление должно измеряться, фиксироваться  приборами.

Объективными  являются данные, которые внешне выражены, которые можно наблюдать со стороны. Если субъективное связано с внутренним миром и недоступно, то объективное связано с внешним миром.

   Можно ли изучать сознание объективно? Нет, по 3-м признакам. По Уотсону, сознание – фикция, лишний термин в психологии. Его не существует как предмета изучения. (Возврат к Декарту). 

  1. Предмет, метод и задачи психологии поведения. Единица изучения поведения [схема S-R].

Бихевиоризм – мощное направление психологии, предметом изучения в котором  является поведение. Представление о реактивности – основной подход в бихевиоризме. Бихевиоризм работает с двигательными навыками, а не с содержанием.

   Поведение – любая двигательная активность субъекта. => расширение круга изучаемых  субъектов (младенцы, животные).

   Из  чего состоит двигательная активность? Стимуло-реактивная связь. Стимул-реакция. S ->R. Все поведение можно описать через такие связи.

   Задачи  Уотсона:

1)изучение  поведения: какими стимулами вызываются  какие реакции.

2)управление  поведением: строить желаемое поведение, желаемые реакции. У. считал, что может построить (вырастить) любого человека от обычного до «гения» с помощью S ->R связей. Условия:

а)необходимо изучить фундамент, т.е. какие S ->R связи есть изначально – безусловные связи, безусловные S ->R связи.

б)необходимо понять механизм, который можно использовать для формирования условных связей, т.е. это механизм обусловливания.

  1. Представление о механизмах обусловливания и научения в классической психологии поведения. Примеры экспериментальных исследований поведения (Э.Торндайк, Дж.Уотсон).

13. Обусловливание  – постепенный процесс, механизм  образования условных связей. Стимулы,  первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Схема образования условной связи. Безусловный стимул Sб вызывает безусловную реакцию Rб. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула Sу, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов, действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.

    Более сложные формы поведения формируются  с помощью научения. Научение –  постепенное изменение в поведении  в результате опыта. Э.Торндайк пытался  создать теорию. «Метод проблемных клеток». Экспериментальная ситуация: голодная кошка помещается в клетку. В этой клетке есть только вход. Снаружи клетки помещается приманка; кошка её замечает, пытается выбраться из клетки, начинает метаться. В полу клетки размещен рычаг, который открывает дверцу. Кошка вдруг насутпает на рычаг. Все это повторяется несколько раз. Причем к концу эксперимента эта кошка спокойно идет к этому рычагу. Это «Метод проб и ошибок» - теория Торндайка. Путем случайных успехов у животных формируется навык. На деле эта теория проявляется и закрепляется в новой форме поведения – механизм «обтаивания». Виды научения:

1)классическое (классическое обусловливание) –  результат сочетания 2-х стимулов: безусловного (подкрепление) и нейтрального (становится условным) Закономерности:

а)прочность, выработанная условной реакцией, зависит от количества сочетаний безусловного стимула с нейтральным и от интенсивности его подкрепления;

б)при  выработке навыка сначала имеет  место обобщение (генерализация), а  затем различения (дифференцирование);

в)отсутствие подкрепления, но продолжение проявление условного стимула. Возможно спонтанное возобновление реакции, но оно не столь интенсивно.

2)Инструментальное  научение (Торндайк) – сочетание  определенного способа поведения  и его последствий. Подчиняется  закону эффекта. Закон эффекта: если какой-нибудь способ поведения приводит к успеху, то этот способ сохраняется. Скиннер назыал это оперантным научением.

13.Исследования  поведения в необихевиоризме:  понятие промежуточной  переменной, активность и целостность поведения (Э. Толмен, Б. Скиннер). Объяснительная схема поведения [S—>V-+R].

14. Э.Толмен  проводил эксперименты с крысами.  Использовались лабиринт и секундомер.

1-ая  экспериментальная  ситуация. Бесстимульная. Крыс пускали в лабиринт, но приманки не выходе из лабиринта не было. 1 группа крыс.

2-ая  экспериментальная  ситуация. Есть стимул. (приманка). 1 группа (опытные, пребывали в лабиринте в 1-ой ситуации), 2 группа (новенькие). 1-ая группа выйрала.

   Толмен  предложил новую схему S ->V->R, где V – промежуточная переменная – совокупность характеристик животного, применяемых в данной ситуации.

   ККМ – когнитивная карта местности  – термин, введенный Толменом. Латентное (скрытое) научение. (1-ая экспериментальная  ситуация)

3-яя  экспериментальная  ситуация. Лабиринт заливается водой. Результат: крысы, которые научились пробегать по лабиринту, успешно его проплыли. Они смогли это сделать благодаря ККМ. Причем эту ККМ нельзя увидеть, а значит объективным является не только то, что можно увидеть, но и то, без чего невозможно описать опведение субъекта, что должно быть в принципе. Все очень изменилось по сравнению с классическим бихевиоризмом; своеобразный переворот. Предмет не изменился, однако, изменилось то, что изучается в предмете (все факторы, влияющие на поведение).

Детерминанты (факторы) оперантного научения (по Скиннеру):

1)достижение  желаемого результата («+»);

2)избегания  не желаемого результата («-«). Положительное  и отрицательное подкрепление  способствуют выработке навыка;

3)лишение  желаемого результата. Приводит  к угасанию выработанного способа поведения;

4)получение  не желаемого результата. Приводит  к снижению вероятности соответствующего  способа поведения.

   Когнитивное научение (познание) – это сочетание  определенного способа поведения  и его предвосхищаемых результатов.

   Э.Толмен: поведение является активным; субъект  поведения активен. Напр., крыса активно  строит когнитивную карту местности -> опыт -> актуальное поведение.

   Когнитивное познание всегда «происходит через  голову»; осознавание цели.

   Совершенство  выработки навыка оценивается временем и количеством ошибок. Типы выработки навыков:

1)метод  прилаживания, метод проб и ошибок;

2)сложение  навыков из компонентов.

  1. Виды научения.

    Привыкание (габитуация) и сенсибилизация

относительно  устойчивая и постоянная реакция  на повторные стимулы.

импринтингом (запечатлением) Условие – движение. Напр.: первое что видит только что вылупившийся гусенок ( по эксперименту Лоренца)

Информация о работе Общая психология