Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:22, шпаргалка
Психология: «psyсhe» - в пер. с гр. «душа», «психика»; «логос» - осмысленное слово, понимание, исследование, науа, устройство. Для древних людей душа была символом развития личности.
1)Психология – наука о душе, психике.
2)Психология – знание о психике, как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих поведение.
3)Психология – наука о закономерностях функционирования психики как особой форма высокоорганизованной материи.
Психология предполагает изучение склада психики субъекта.
Имеется периферия, центральная часть и фиксационная точка.
3)Объем сознания. Метод опознания или метод идентификации. Сначала предъявляется основной ряд ударов метронома, а затем контрольный. Надо было сравнить 2 ряда стимулов. Если испытуемый отвечал правильно, то значит сознание сохраняет стимулы. Объем расширяется и сужается в результате тренировок. Какой же объем сознания? 16-40 ударов метронома. Элементы, которые неясны и неотчетливы и находятся в сознании являются элементами внешнего поля сознания.
а)ясность: ясные и интенсивные элементы относительно их смутности на периферии – центральная часть сознания.
б)отчетливость – отдельность элементов друг от друга.
Объем поля внимания – 4-6 элементов.
4)отдельные
элементы сознания связаны
5)апперцепция определяет динамику сознания. Характеристика сознания в целом – перцепциия. Апперцепция – область наиболее ясных и отчетливых состояний сознания. Апперцепция – процесс движения элементов к центру сознания, движения к фиксационной точке. По Вундту апперцепция – творческий синтез – предполагает объединение элементов в целое.
8. Сравнительный анализ основных метафор сознания (В.Вундт, У.Джеймс). Свойства потока сознания.
. Основные метафоры сознания:
Психология сознания – неоднородное направления. Сейчас 5 различных течений. С теорией Вундта конфликтовала теория Джеймса о «потоке сознания». Сознание у Джеймса подобно потоку реки; притом надо идти от целого к части; сознание нельзя рассматривать как структуру, у потока нет составных частей; этот поток в постоянном движении и его нельзя остановить. Нельзя пережить одно и то же состояние несколько раз, нельзя повернуть направление потока, обратить вспять. Джеймс изнутри расшатал интроспекционизм Вундта.
Критический анализ классической психологии сознания и метода интроспекции.
Итогом критики стал кризис психологии на рубеже XIX и XX вв.
1.Психология сознания……(см. в.8)
2.Сумма элементов не равна общему. Гештальт-психология изучение сознания в целом. М.Вертгеймер (нач. XX в.) в 1912 г. – первые гештальт-феномены. Первый гештальт-феномен: 2 лампочки по очереди загорались, испытуемого спрашивали, что они видят.
1)Т>=200
мсек. Испытуемый видит, как
2)Т<=30
мсек. Испытуемый видит, как
!3)30<T<200 мсек. Вижу только 1 лампочку, которая перемещается то влево, то вправо, он видит движение. Это «фи-феномен». (феноменальное (кажущееся) движение).
Инсайт – пример гештальт-феномена, озарение. Впервые был описан Вкеллером при изучении обезьян. 1-ый этап: хаотическая активность; 2-ой этап: думает; 3-ий этап: исполнительный (произошло озарение)
Инсайт – качественное изменение в поведении, проявляющееся в организовании, осуществлении определенной цели в определенной ситуации.
3.
Открытие области изучения
4. Непрактичность знаний психологии сознания. Сознание изучается без отрыва от жизни.
5.
Одновременная рефлексия может
разрушить предмет изучения. Невозможно
что-то чувствовать и
См.
8 п.2
. 3 признака объективного метода в психологии по Дж.Уотсону:
1)изучаемое
явление должно быть
2)изучаемое
явление должно быть
3)изучаемое явление должно измеряться, фиксироваться приборами.
Объективными являются данные, которые внешне выражены, которые можно наблюдать со стороны. Если субъективное связано с внутренним миром и недоступно, то объективное связано с внешним миром.
Можно
ли изучать сознание объективно? Нет,
по 3-м признакам. По Уотсону, сознание
– фикция, лишний термин в психологии.
Его не существует как предмета изучения.
(Возврат к Декарту).
Бихевиоризм – мощное направление психологии, предметом изучения в котором является поведение. Представление о реактивности – основной подход в бихевиоризме. Бихевиоризм работает с двигательными навыками, а не с содержанием.
Поведение – любая двигательная активность субъекта. => расширение круга изучаемых субъектов (младенцы, животные).
Из чего состоит двигательная активность? Стимуло-реактивная связь. Стимул-реакция. S ->R. Все поведение можно описать через такие связи.
Задачи Уотсона:
1)изучение
поведения: какими стимулами
2)управление поведением: строить желаемое поведение, желаемые реакции. У. считал, что может построить (вырастить) любого человека от обычного до «гения» с помощью S ->R связей. Условия:
а)необходимо изучить фундамент, т.е. какие S ->R связи есть изначально – безусловные связи, безусловные S ->R связи.
б)необходимо понять механизм, который можно использовать для формирования условных связей, т.е. это механизм обусловливания.
13. Обусловливание
– постепенный процесс,
Более
сложные формы поведения
1)классическое
(классическое обусловливание) –
результат сочетания 2-х
а)прочность, выработанная условной реакцией, зависит от количества сочетаний безусловного стимула с нейтральным и от интенсивности его подкрепления;
б)при выработке навыка сначала имеет место обобщение (генерализация), а затем различения (дифференцирование);
в)отсутствие подкрепления, но продолжение проявление условного стимула. Возможно спонтанное возобновление реакции, но оно не столь интенсивно.
2)Инструментальное
научение (Торндайк) – сочетание
определенного способа
13.Исследования поведения в необихевиоризме: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения (Э. Толмен, Б. Скиннер). Объяснительная схема поведения [S—>V-+R].
14. Э.Толмен
проводил эксперименты с
1-ая экспериментальная ситуация. Бесстимульная. Крыс пускали в лабиринт, но приманки не выходе из лабиринта не было. 1 группа крыс.
2-ая экспериментальная ситуация. Есть стимул. (приманка). 1 группа (опытные, пребывали в лабиринте в 1-ой ситуации), 2 группа (новенькие). 1-ая группа выйрала.
Толмен предложил новую схему S ->V->R, где V – промежуточная переменная – совокупность характеристик животного, применяемых в данной ситуации.
ККМ – когнитивная карта местности – термин, введенный Толменом. Латентное (скрытое) научение. (1-ая экспериментальная ситуация)
3-яя экспериментальная ситуация. Лабиринт заливается водой. Результат: крысы, которые научились пробегать по лабиринту, успешно его проплыли. Они смогли это сделать благодаря ККМ. Причем эту ККМ нельзя увидеть, а значит объективным является не только то, что можно увидеть, но и то, без чего невозможно описать опведение субъекта, что должно быть в принципе. Все очень изменилось по сравнению с классическим бихевиоризмом; своеобразный переворот. Предмет не изменился, однако, изменилось то, что изучается в предмете (все факторы, влияющие на поведение).
Детерминанты (факторы) оперантного научения (по Скиннеру):
1)достижение желаемого результата («+»);
2)избегания не желаемого результата («-«). Положительное и отрицательное подкрепление способствуют выработке навыка;
3)лишение желаемого результата. Приводит к угасанию выработанного способа поведения;
4)получение
не желаемого результата. Приводит
к снижению вероятности
Когнитивное
научение (познание) – это сочетание
определенного способа
Э.Толмен: поведение является активным; субъект поведения активен. Напр., крыса активно строит когнитивную карту местности -> опыт -> актуальное поведение.
Когнитивное познание всегда «происходит через голову»; осознавание цели.
Совершенство выработки навыка оценивается временем и количеством ошибок. Типы выработки навыков:
1)метод прилаживания, метод проб и ошибок;
2)сложение навыков из компонентов.
Привыкание (габитуация) и сенсибилизация
относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы.
импринтингом (запечатлением) Условие – движение. Напр.: первое что видит только что вылупившийся гусенок ( по эксперименту Лоренца)