Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат
«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.
Рекомендуемая литература:
Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная пресса, 2005. – Вып. 70. – 96с. . («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 70).
Белозерова Н.В. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников. Из опыта работы / Н.В. Белозерова // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 58-59.
Знай свои права / сост. Т.Е. Заводова, Ю.П. Лежнева. - Мн.: Красико-Пункт, 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству. Программа элективного курса для учащихся 8-11 классов (17 часов) / Ю.А. Кожин // Право в школе. – 2006. – № 2. – С. 8-10.
Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу для учащихся 8-11 классов «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству» / Ю.А.Кожин // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 44-52.
Филатова Л.В. Использование материалов региональной прессы в правовом образовании школьников / Л.В. Филатова // Право в школе. – 2007. – № 4. – С. 38-40.
Фоминых A.M. Правовой статус ребенка в РФ / А.М. Фоминых // Право в школе. – 2008. – № 1. – С. 42-44.
Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. – М.: «Вита - Пресс», 1995.
Шнекендорф З.К.
Путеводитель по Конвенции о правах
ребенка. – М.: Российское педагогическое
агентство, 1997. – С. 250.
Интернет-ресурсы:
Раздел «День знаний» на сайте Министерства образования и науки РТ
Защита прав несовершеннолетних в школе
Психологическая готовность ребенка к школе
Ты и школа!
Человек имеет права с момента своего рождения
Изучение Конвенции о правах ребенка в школе
Права и обязанности учеников
Защита прав
несовершеннолетних в школе
ПРАВА ДЕТЕЙ
ИНВАЛИДОВ
В соответствии
с Законом СССР, принятым Верховным
Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об
основных началах социальной защищенности
инвалидов в СССР", инвалидом является
лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности,
вследствие наличия физических или умственных
недостатков нуждается в социальной помощи
и защите.
Ограничение жизнедеятельности
лица выражается в полной или частичной
утрате способности осуществлять самообслуживание,
передвижение, ориентацию, общение, контроль
за своим поведением, а также заниматься
трудовой деятельностью.
Государство, обеспечивая
социальную защищенность инвалидов, призвано
создавать им необходимые условия для
индивидуального развития, реализации
творческих и производственных возможностей
и способностей путем учета потребностей
инвалидов соответствующих государственных
программах, предоставления социальной
помощи в предусмотренных законодательством
видах в целях устранения препятствий
в реализации инвалидами прав на охрану
здоровья, труд, образование и профессиональную
подготовку, жилищных и иных социально-экономических
прав.
Государство устанавливает
инвалидам гарантии для реализации
их прав и законных интересов, проявляет
особую заботу о детях-инвалидах.
К наиболее актуальным
задачам социальной политики в отношении
инвалидов является обеспечение
им равных со всеми другими гражданами
Российской Федерации возможностей
в реализации прав и свобод, устранение
ограничений в их жизнедеятельности, создание
благоприятных условий, позволяющих инвалидам
вести полноценный образ жизни, активно
участвовать в экономической, социальной
и политической жизни общества, а также
выполнять свои гражданские обязанности.
Механизм реализации государственной политики
в отношении
инвалидов
Государственные
структуры, неправительственные
Эффективным механизмом
реализации государственной политики
в решении проблем инвалидов в Российской
Федерации стали целевые федеральные
и региональные программы, объединяющие
усилия различных ведомств. В 1994 г. начато
финансирование программы "Разработка
и производство технических средств реабилитации
для обеспечения инвалидов". Разработана
также федеральная программа "Социальная
поддержка инвалидов". В рамках Федеральной
комплексной программы "Дети России",
распространяющейся на все детское население
Российской Федерации предусмотрена такая
программа как "Дети-инвалиды".
Реализация федеральных
программ должна создать условия, отвечающие
требованиям и нормам цивилизованного
государства, при которых инвалид,
как и любой гражданин, имеет
возможность на равных условиях получить
образование, трудиться, материально
обеспечивать себя и иметь доступ ко всем
объектам социальной, производственной
и хозяйственной инфраструктуры.
В этих условиях
основной задачей социальной работы
с инвалидами является деятельность
по объединению усилий, как государственных
органов, так и общественных и частных
инициатив, групп самопомощи для наиболее
полного удовлетворения потребности данной
категории населения и самореализации
лиц с ограниченными возможностями.
Развертыванию
социальной работы с инвалидами по
их интеграции, общество должно способствовать
созданию сети реабилитационных центров
для лиц с ограниченными возможностями,
где осуществлялась бы профориентация;
проводились бы профобучение, консультирование
по психологическим правовым и организационным
проблемам; предлагалась бы конкретная
помощь по обеспечению и в трудоустройстве.
Нормативно-правовая
база работы с инвалидами Российской
Федерации
В Российской Федерации
права инвалидов зафиксированы
в таких важнейших документах
как: "Декларация прав и свобод человека
и гражданина", принятая Верховным
Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42,
45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах
социальной защищенности инвалидов в
СССР", принятый Верховным Советом СССР
11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
принятые Верховным Советом Российской
Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской
Федерации "О дополнительных мерах
государственной поддержки инвалидов
среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г.,
Постановления Министров Правительства
Российской Федерации от 1993 г. "О научном
и информационном обеспечении инвалидности
и инвалидов" и др.
В зависимости
от степени нарушений здоровья человека,
со стойким расстройством функций организма,
приводящие к полной или значительной
потере профессиональной трудоспособности
или существенным затруднениям в жизни,
выделяются три группы инвалидности. При
наступлении инвалидности, в зависимости
от установленной группы, причины, а при
необходимости и времени наступления
назначаются пенсии, устанавливаются
льготы, предоставляются другие виды социального
обеспечения и обслуживания.
Первая группа
инвалидности устанавливается для
лиц с полной постоянной или длительной
потерей трудоспособности, нуждающихся
в постоянном уходе (помощи или надзоре),
в том числе и тем, которые могут быть приспособлены
к отдельным видам трудовой деятельности
в особо организованных индивидуальных
условиях (специальные цехи, работа на
дому и др.).
Вторая группа
инвалидности дается при полной или
длительной потере трудоспособности лицам,
не нуждающимся в постоянной посторонней
помощи, уходе или надзоре, а также
в тех случаях, когда все виды
труда на длительный период противопоказаны
из-за возможного ухудшения течения заболевания
(например, при тяжелых хронических заболеваниях,
комбинированных значительных дефектах
верхних и нижних конечностей и других
повреждениях, значительной потере зрения).
Третья группа
инвалидности устанавливается при
необходимости перевода лиц по состоянию
здоровья на менее квалифицированную
работу вследствие невозможности продолжать
работу по своей прежней профессии (специальности);
при необходимости по состоянию здоровья
значительных изменений в условиях работы
по своей профессии, приводящих к сокращению
объема производственной деятельности:
при значительном ограничении возможности
трудового устройства лиц малой квалификации
или ранее не работавших; при анатомических
дефектах или деформациях, значительно
затрудняющих выполнение профессионального
труда.
Поскольку в
результате лечения, а также под
влиянием благоприятных социальных
факторов степень утраты трудоспособности
может меняться, установлены сроки
переосвидетельствования
Условия, определяющие
право на получение пенсии по инвалидности,
регулируются Федеральным законом
"О государственных пенсиях
в РСФСР" от 20.11.1990 г., а также
актами соответствующих органов
государственной власти и в том числе
общественных организаций и предприятиями
(доплаты к пенсиям и т.д.).
Социальное обслуживание
инвалидов регулируется Федеральным
законом "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов",
принятым Государственной Думой 17.07.1995
г. Преамбула закона констатирует, что
социальное обслуживание является одним
из направлений деятельности социальной
защите населения, устанавливает экономические,
социальные и правовые гарантии для граждан
пожилого возраста, инвалидов, исходя
из необходимости утверждения принципов
человеколюбия и милосердия.
Социальное обслуживание
представляет собой деятельность по
удовлетворению потребностей инвалидов
в социальных услугах.
Социальное обслуживание
включает в себя совокупность социальных
услуг: уход; организация питания; содействие
в получении медицинской, правовой, социально-психологической
и натуральных видов помощи; профессиональную
подготовку, трудоустройство, организацию
досуга; содействие в организации ритуальных
услуг и другие, которые предоставляются
инвалидам на дому или в учреждениях социального
обслуживания независимо от форм их собственности.
Участие государства,
в частности, через реализацию таких
программ, как Федеральная программа
"Дети России", всегда будет ограничено
ресурсами. Усугубляется социально-экономическая
ситуация бюджетным дефицитом, внутренним
долгом государства, продолжающимся спадом
производства и инфляцией.
В этих условиях
особую актуальность приобретает объединение
усилий правительственных органов,
предпринимательских структур и неправительственных
организаций, в формировании и реализации
социальных программ и социальной политики.
Сравнительное
изучение законодательства различных
стран и международного права
позволяет выделить следующие принципы
социальной политики:
Принцип социального
партнерства, предполагает союз и совместную
деятельность правительственных кругов
и политических партий, объединение
работодателей и лиц наемного
труда (профессиональные союзы, различных
неправительственных
Принцип социальной
солидарности, реализуемый через
налогообложение и обозначающий
готовность трудоспособных граждан
поддерживать лица, оказавшиеся в
трудной жизненной ситуации, а
также людей с ограниченными возможностями;
Принцип участия,
осуществляемый путем привлечения
лиц с ограниченными
Реализация этого
принципа на практике позволит, в частности,
не допустить принятие законопроектов,
противоречащих интересам определенных
слоев населения, в поддержку
которых эти законы и предназначались.
Выступая перед
участниками международного семинара,
посвященного участию правительства,
бизнеса и неправительственных организаций
в формировании социальной политики, эксперт
Международной ассоциации инвалидных
организаций "Мобилити Интернэшнл"
Хенк Виллемсен. обратил внимание, что
принятие каких-либо законов или государственных
решений по инвалидам в Нидерландах возможно
лишь при согласовании и поддержке со
стороны общественных объединений, представляющих
их интересы.
Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога