Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Рекомендуемая литература:

Болотова Е.Л. Права ребенка в современной  России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная пресса, 2005. – Вып. 70. – 96с. . («Воспитание  школьников. Библиотека журнала»; Вып. 70).

Белозерова Н.В. Использование метода проектов в  правовой подготовке старшеклассников. Из опыта работы / Н.В. Белозерова // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 58-59.

Знай свои права / сост. Т.Е. Заводова, Ю.П. Лежнева. - Мн.: Красико-Пункт, 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

Кожин Ю.А. Права  и ответственность ребенка по российскому законодательству. Программа элективного курса для учащихся 8-11 классов (17 часов) / Ю.А. Кожин // Право в школе. – 2006. – № 2. – С. 8-10.

Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу  для учащихся 8-11 классов «Права и  ответственность ребенка по российскому законодательству» / Ю.А.Кожин // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 44-52.

Филатова Л.В. Использование материалов региональной прессы в правовом образовании школьников / Л.В. Филатова // Право в школе. – 2007. – № 4. – С. 38-40.

Фоминых A.M. Правовой статус ребенка в РФ / А.М. Фоминых // Право в школе. – 2008. – № 1. – С. 42-44.

Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. – М.: «Вита - Пресс», 1995.

Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 250. 
 

Интернет-ресурсы:

Раздел «День  знаний» на сайте Министерства образования  и науки РТ

Защита прав несовершеннолетних в школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Ты и школа!

Человек имеет  права с момента своего рождения

Изучение Конвенции  о правах ребенка в школе

Права и обязанности  учеников

Защита прав несовершеннолетних в школе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАВА ДЕТЕЙ  ИНВАЛИДОВ  
 
 
 
 

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным  Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. 

Ограничение жизнедеятельности  лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. 

Государство, обеспечивая  социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. 

Государство устанавливает  инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах. 

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении  инвалидов является обеспечение  им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.  

Механизм реализации государственной политики

в отношении  инвалидов  

Государственные структуры, неправительственные организации  и общественные объединения, частные  инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность. 

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов". Разработана также федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов". В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все детское население Российской Федерации предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды". 

Реализация федеральных  программ должна создать условия, отвечающие требованиям и нормам цивилизованного  государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет  возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально  обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры. 

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных  органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. 

Развертыванию социальной работы с инвалидами по их интеграции, общество должно способствовать созданию сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялась бы профориентация; проводились бы профобучение, консультирование по психологическим правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению и в трудоустройстве.  

Нормативно-правовая база работы с инвалидами Российской Федерации 

В Российской Федерации  права инвалидов зафиксированы  в таких важнейших документах как: "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др. 

В зависимости  от степени нарушений здоровья человека, со стойким расстройством функций организма, приводящие к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. При наступлении инвалидности, в зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания. 

Первая группа инвалидности устанавливается для  лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тем, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.). 

Вторая группа инвалидности дается при полной или  длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней  помощи, уходе или надзоре, а также  в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны  из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения). 

Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности: при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц малой квалификации или ранее не работавших; при анатомических дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда. 

Поскольку в  результате лечения, а также под  влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки  переосвидетельствования инвалидов  – для инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также инвалидами-мужчинами старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно. 

Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом "О государственных пенсиях  в РСФСР" от 20.11.1990 г., а также  актами соответствующих органов  государственной власти и в том числе общественных организаций и предприятиями (доплаты к пенсиям и т.д.). 

Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным  законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятым Государственной Думой 17.07.1995 г. Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия. 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей инвалидов  в социальных услугах. 

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм их собственности. 

Участие государства, в частности, через реализацию таких  программ, как Федеральная программа "Дети России", всегда будет ограничено ресурсами. Усугубляется социально-экономическая ситуация бюджетным дефицитом, внутренним долгом государства, продолжающимся спадом производства и инфляцией. 

В этих условиях особую актуальность приобретает объединение  усилий правительственных органов, предпринимательских структур и неправительственных организаций, в формировании и реализации социальных программ и социальной политики. 

Сравнительное изучение законодательства различных  стран и международного права  позволяет выделить следующие принципы социальной политики: 

Принцип социального  партнерства, предполагает союз и совместную деятельность правительственных кругов и политических партий, объединение  работодателей и лиц наемного труда (профессиональные союзы, различных  неправительственных организаций  в решении самого широкого спектра проблем в области социальной политики); 

Принцип социальной солидарности, реализуемый через  налогообложение и обозначающий готовность трудоспособных граждан  поддерживать лица, оказавшиеся в  трудной жизненной ситуации, а  также людей с ограниченными возможностями; 

Принцип участия, осуществляемый путем привлечения  лиц с ограниченными возможностями  и их общественных формирований к  непосредственному участию в  формировании и реализации социальной политики и социальных программ, касающихся этих лиц и всего гражданского общества в целом. 

Реализация этого  принципа на практике позволит, в частности, не допустить принятие законопроектов, противоречащих интересам определенных слоев населения, в поддержку  которых эти законы и предназначались. 

Выступая перед участниками международного семинара, посвященного участию правительства, бизнеса и неправительственных организаций в формировании социальной политики, эксперт Международной ассоциации инвалидных организаций "Мобилити Интернэшнл" Хенк Виллемсен. обратил внимание, что принятие каких-либо законов или государственных решений по инвалидам в Нидерландах возможно лишь при согласовании и поддержке со стороны общественных объединений, представляющих их интересы. 

Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога