Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Главная идея проекта  “Школьные правовые службы” заключается  в том, что он не имеет узкой  направленности на повышение правового  образования, правовой осведомленности или правовой компетентности. Основная проблема, на решение которой направлен проект – дефицит форм деятельности формирующих правовые модели поведения в образовательной среде. Поэтому проект ориентирован на формирование ПРАВОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ и правовой культуры как ценности правового самосознания. Это широкий комплекс направлений, которые органично связаны с главным ориентиром. Это и формирование толерантности и историко – патриотического мировоззрения, и проявление продуктивных лидерских качеств, имеющих общественно – полезную направленность.  

  

Точно так же, как отставание информационной культуры школ от информационной компетентности молодой части социума, наблюдается  отставание правосознания институциональной  школы от правового вызова общественности, которая требует от образования открытости, справедливости, легитимности и гражданственности.  

Именно воспитание гражданственности как универсального направления в формировании успешных поведенческих моделей молодежи может быть реализовано через разнообразные, деятельностные и эффективные формы, содержание и технологии воспитательной системы «Имею право!».  

Современная ситуация, сложившаяся в сфере формирования правовой культуры участников образовательного процесса обусловлена группой политических, исторических и экономических факторов, сформировавшихся в «постперестроечный» период. На уровне государства вопрос о правовой культуре участников образовательного процесса стал активно обсуждаться в конце 90-х годов и окончательно был сформулирован в 2001 году. Современное состояние правовой культуры как составляющей воспитательной программы в школах во многом обусловлено отсутствием единого ВОСПИТАТЕЛЬНОГО пространства в России, что неизбежно приводит к деформации социальных установок и морально–нравственного комплекса ценностей в обществе. Кроме этого, новые требования рынка труда приводят к серьезным изменениям к нравственным установкам в семьях, где сегодня существует ясная ориентация на социальную успешность в значениях карьерного роста. Вместе с тем становление рынка сопровождается масштабным процессом оформления требований и правил, сформулированных в области права. Все это делает правоприменительную практику все более широкой и востребованной.  

При создании проекта  были использованы положения, закрепленные во Всеобщей Декларации Прав человека 1948г., Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года, Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Декларации принципов толерантности 1995 года. Кроме этого, учитывался контекст правовых ориентиров, закрепленных в Конституции Российской Федерации (глава "Права и свободы человека и гражданина"), Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998г. № 124, Федеральном Конституционном законе "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ, Статей Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданстве. Актуальность проекта оценивалась относительно программного заявления президента РФ В.В. Путина на учредительном съезде Ассоциации юристов России (АЮР), прошедшем 22 декабря 2005г., где Президент выразил надежду, что АЮР послужит «становлению правового государства» и «развитию лучших отечественных традиций юриспруденции», заявления Уполномоченного по правам человека В.Н. Лукина от 19.05.2006 года, в котором он сформулировал, что «проблема введения омбудсменов в школах и институтах направлена прежде всего на то, чтобы разрешать конфликты естественные, которые возникают между учащимися и учителями, внутри коллективов», и заявления от 26.09.2006г. Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, который предложил ввести в школах новый предмет — “права человека” на закрытии форума “Все различны — все равны” в Санкт-Петербурге.  

Проект базируется на конвенциональных принципах, которые актуализируются в ходе обсуждения ключевой идеи конвенции (правил внутреннего распорядка, принципов учета портфолио, правил взаимодействия с людьми представляющими другие культуры. конфессии и т.д.), обсуждения и установления (формализации) правил, идентификации личной ценности такого договора и переноса этих принципов во внешнюю правовую систему.  

Идея школьных омбудсменов, как и многое другое, пришла с Запада. Если быть точнее, то само понятие «омбудсмен» ("ombudsperson" или "ombuds") пришло из Скандинавии и первоначально переводилось в англоязычных странах (например, в Новой Зеландии и Великобритании) как «парламентский комиссионер». Но впоследствии, ввиду неадекватности перевода, было заимствовано полностью.  

Омбудсмен (от швед. ombudsman — представитель чьих-либо интересов) в буржуазных государствах - должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. Впервые должность омбудсмена была предусмотрена конституцией Швеции 1809. Первый в истории России Уполномоченный по правам человека назначен Государственной Думой Федерального Собрания в 1998г. Инициатива создания таких посредников идет как «сверху», так и «снизу», от самих учебных заведений. Омбудсменом должен быть наиболее авторитетным человеком, и должность его – выборная.  

Использование жизненных возможностей и шансов неотделимо от знаний и возможностей использования собственных прав. Жизненные достижения становятся возможными именно благодаря тому, что гражданин способен использовать свои права. Быть «современным человеком» означает, прежде всего, способность использовать свои права и грамотно отстаивать их в различных конфликтных ситуациях.  

Правовая культура выступает своеобразным стратификационным «ситом» , фундаментальной предпосылкой социальной успешности. Необходимо учитывать и тот факт, что т.н. «средний класс», который составляет основу всего современного общества, существует именно благодаря распространению права, начатому еще в период европейских буржуазных революций.  

Многочисленные  социологические исследования в  индустриальных странах еще полвека  назад показали (и подтверждают это  сейчас), что основой статусной  идентификации в современном  обществе является профессия. Профессия рассматривается обычно как воплощение правовых возможностей открытого общества. Требуемая для профессиональной деятельности правовая компетентность рассматривается как совокупность знаний, навыков, умений и технологий, способных решать специальные правовые проблемы.  

Необходимо отметить, что в развитых странах, где правовая культура и система правовой подготовки сложились давно, правовая активность населения носит непрерывный  характер и не воспринимается как  нечто исключительное. Именно такая  перспектива существует и у России, которая неуклонно продвигается к состоянию правового государства. Мировой опыт ясно показывает, что эффективность ресурсов, вложенных в правовое образование и воспитание правовой культуры граждан на 2-3 порядка выше, чем эффективность средств, вложенных в систему их наказания и силового ограничения их деятельности.  

Современная школа  в состоянии компенсировать дефицит  правовой информации и правовых услуг  в силу того, что она находится  в зоне актуального взаимодействия поколений. И если сейчас для нее (школы) более актуальными являются вопросы обеспечения элементарного правового всеобуча, то введение СИСТЕМЫ защиты прав участников образовательного процесса является ближайшей перспективой.  

  

Рост общественной правовой практики заставляет образовательную систему соответствовать современным тенденциям развития общества, радикально пересматривая педагогическую философию индивидуальной правовой активности. Таким образом, через позиции родителя и ученика общество формирует некоторый устойчивый правовой «вызов», который посредством формализованных или тайных ожиданий сигнализирует о желаемых изменениях в системе образования. Это, собственно, и делает актуальным проекты формирования правой культуры.  
 

Сущность прав человека, на наш взгляд, наиболее полно выражается в понятии «права и ответственность» (в международных документах это звучит как «rights and responsibilities»}. Ответственность означает внутренний контроль: я должен поступить так потому, что иначе могу нарушить права другого. Демократические права человека ограничены такими же правами других людей, поэтому необходимо научить школьников действовать с позиции «мои права заканчиваются там, где начинаются права другого». Права человека сами по себе не означают благоденствия, благополучия и покоя. Они лишь дают возможность защищаться от насилия, произвола и унижения. Такой подход снимает проблему, связанную с беспокойством о том, не приведет ли знание собственных прав к стремлению «качать права», не расплодит ли скандалистов и жалобщиков. Нельзя заставить людей пользоваться своими правами. Это— акт свободного выбора, но мы обязаны научить каждого ученика правильно сделать его. Иначе говоря, формы и методы работы должны быть ориентированы на личностное развитие школьников. 

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА 

Системное обращение  к правовым аспектам воспитательной деятельности явилось закономерным следствием многих лет воспитательной работы. Уже в начале 90-х годов  в Центре «Царицыно» появились первые воспитательные программы, которые  несли в себе позитивный потенциал формирования правового самосознания. Жизнь наталкивала нас на решение правовых вопросов. Все активнее дети, а затем и родители, и учителя задавали вопросы правового характера. Правовое направление в воспитательной системе школы становилось все более актуальным.  

1993 год. Начало  свою деятельность объединение  детей и взрослых «Круг».  

Был создан первый орган ученического самоуправления «Спутник» , проводились неоднократные  встречи с ветеранами, традицией  стала ежегодная акция «Посадка деревьев».  

Результат: за 13 лет через работу в объединении  «Круг» прошли более 1500 детей, проведено 46 сборов и 12 лагерей.  

В 2003 году «Круг» становится Межрегиональной общественной организацией.  

Сейчас «Круг» - организатор и участник многих проектов по толерантности, гражданственности, правовому воспитанию.  

1996 год. Успешно  проходит первый День Дублера  и встречи детей с администрацией  школы  

Результат: становление  Правового консультирования участников образовательного процесса. К сожалению, не каждый родитель, ребенок или учитель может позволить себе получить грамотную юридическую или правовую консультацию, а зачастую он и не думает о том, что можно и нужно проконсультироваться со специалистом, считая, что государство о нем не заботится и с этим надо смириться. Правовая безграмотность ведет к развитию чувства незащищенности, несправедливости, угнетенности, а соответственно, к ослаблению и уничтожению таких чувств, как любовь к Родине, доверие к власти, открытость, толерантность, социальная справедливость.  

В 1996 году администрация  школы защищала в суде интересы ученика 5-го класса Кострова Ивана, т.к. были нарушены его права при оформлении опекунства.  

Успешное завершение этого дела повлекло за собой создание в 1998 году консультационного центра, основной задачей которого стала правозащитная деятельность участников образовательного процесса.  

1999 год. Создана  страничка на сайте школы «Диалог  с директором» (в 2000 году объем  вопросов с правовым контекстом  составлял не более 15%, в 2005 приблизился к 72% от общего числа).  

1998 год. Начал  свою работу «Школьный парламент», основным направлением его деятельности  становится формирование правового  самосознания. Детьми и взрослыми  на выездной конференции создан  первый проект внутреннего закона - «Правила школьной жизни».  

Результат: Создан отдел в школьной библиотеке с  нормативными и правовыми документами  для участников образовательного процесса, опыта разных стран, регионов, городов  России и ближнего зарубежья. Правила  школьной жизни становятся Основным законом школы.  

1999 год. Создана  первая правозащитная школьная  газета «Квадрат», которая ориентирована  на защиту прав участников  образовательного процесса.  

Одновременно  шло становление процесса представления  интересов участников образовательного процесса в судах и других муниципальных и государственных органах. В связи с этим была поставлена задача - наладить систему правовых взаимоотношений с представителями муниципальных, городских, региональных властей. Впоследствии эти функции взял на себя школьный омбудсмен во взаимодействии с юристами аппарата уполномоченного по правам человека г. Москвы и уполномоченным по правам человека Голованем А.И. Это позволило добиться того, чтобы омбудсмен стал законным представителем прав участников образовательного процесса.  

Работа по разработке и распространению правозащитных  методик и технологий в нашей  школе ведется с 2000 года:

каждый год  заключается договор между Центром  образования и родителями (лицами их замещающими);

каждый родитель, учитель, ребенок знает и пользуется внутренним законом школы «Правилами школьной жизни», который был принят после всенародного общешкольного референдума на конференции 27 сентября 2003 года;

Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога