Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено  потребностью общества в принципиально  новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Цель курса: формирование профессиональной компетенции социальных педагогов в сфере обеспечения прав ребенка.

Задачи:

- освоение социальными  педагогами знаний в области  прав человека, прав ребенка, а  также правозащитных методик;

- подготовка  их к формированию правовой  компетенции детей и взрослых;

- создание условий для формирования личностной и методической готовности социальных педагогов к воспитанию субъектов социально-педагогического взаимодействия в области прав человека.

В результате освоения курса обучающиеся должны

иметь представление:

об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка;

о современных  концепциях прав человека; международных  и российских стандартах в данной области; принципах защиты прав человека на международном и российском уровне;

о государственных гарантиями прав граждан;

о правах, обязанностях и ответственности участников социально-педагогического  взаимодействия;

о специфике  социально-педагогической деятельности по защите различных категорий детей;

о методологии, содержании и методах обучения в области гражданского образования;  

знать:

основные международные, российские и региональные документы, обеспечивающие реализацию прав детей;

роль социального  педагога в реализацию прав детей;

основные положения  «Конвенции о правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 

уметь:

применять нормативные  документы в области прав ребенка  в процессе решения практических задач;

планировать самостоятельную  работу в рамках проблематики данного  курса;

планировать и  проектировать социально-педагогическую деятельность по воспитанию детей в области гражданского образования;

организовывать  и осуществлять на практике различные  формы правового просвещения  детей и взрослых.

Программа курса  составлена в объеме, необходимом  для: освоения специалистами гуманистических основ современного образования и воспитания, осмысления ценности прав и свобод человека, прав ребенка в развивающемся гражданском обществе; определения роли и места законных представителей ребенка, специалистов защиты детства и педагогических работников в обеспечении прав и законных интересов ребенка.

Основными видами учебных занятий по курсу являются лекции, дискуссии, семинары-практикумы, деловые и ролевые игры.  

Содержание программы 

 СОЦИАЛЬНЫЙ  КОНТЕКСТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 

Обеспечение прав ребенка как общечеловеческий приоритет.  Социальная инфраструктура Российской федерации в области прав ребенка.

Актуальность  образования, направленного на осознание  того, что такое права человека, права ребенка, демократия, свобода, ответственность, толерантность. Психолого-педагогические условия реализации прав детей в семье, образовательных учреждениях, обществе.

Необходимость развития механизмов защиты прав детей, объединяющих усилия различных государственных и общественных структур.  

ДЕТСТВО. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Гуманизация пространства детства 

«Воспитательная деятельность» в контексте философских  теорий. Характеристики воспитательной деятельности педагога: ценности, цели, приоритеты, функции. Содержание воспитательной деятельности педагога как фактор гуманизации пространства детства. Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитания. Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество как средство гуманистического воспитания. Обеспечение чувства защищенности ребенка в детско-взрослом сообществе.  

Ребенок в педагогической теории. Исторический контекст. 

Феномен детства: исторический, социальный и правовой аспекты. Права ребенка: исторический экскурс. Современные концепции воспитания.

Русские традиции восприятия феномена детства и культуры воспитания.

Решение социально-экономических  проблем детей и молодежи в  условиях системных изменений в  российском обществе. Социальная адаптация  детей в современном государстве. 

ПРАВА РЕБЕНКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ 

Права ребенка  как составляющая прав человека. 

Концепция прав человека: прошлое и настоящее. 

Понятие прав человека. Права человека и правовой статус личности. 

Основания прав человека: достоинство человека – фундаментальная основа его прав и свобод; гуманизм; свобода, отличие от вседозволенности, границы свободы; свобода как право выбора и ответственность за этот выбор; равенство прав и возможностей; справедливость и равенство; дискриминация и ее виды.                    

Естественные  и позитивные права человека. Основные права человека. Система прав и  свобод человека; личные (гражданские  права); политические права; экономические, социальные и культурные права.   

Отличие прав ребенка  от  прав взрослых. Современное понимание прав ребенка. Международные стандарты в области прав человека, прав ребенка. Понятие «ребенок» в международном праве. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

ПРАВА РЕБЕНКА. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО 

Российские стандарты  в области прав ребенка. 

Понятие «ребенок»  в российском законодательстве. Права  ребенка и особенности отечественного отраслевого законодательства. Правовое регулирование положения детей. Правовые коллизии. Развитие семейной политики в Российской Федерации. 

Основные права детей в различных сферах. 

Права ребенка  в семье. Права ребенка в образовании. Права ребенка в обществе.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА 

Механизмы защиты прав человека. 

Возможности и  механизмы защиты прав человека. Правозащитные  методики и технологии. Конфликт прав. 

Международная защита прав человека. Защита прав человека с помощью механизмов ООН. Европейская  система защиты прав человека.

Права человека в современной России. Российские правозащитные организации. Пермские правозащитные организации и  их роль в защите прав человека, прав детей.  

Защита прав ребенка. 

Защита прав ребенка в форме лишения родительских прав. Судебная защита прав ребенка. Защита интересов семьи и прав несовершеннолетних. Восстановление в родительских правах.  

Ответственность педагогических работников. 

Правозащитное движение в области прав ребенка: международный и российский уровень. Деятельность общественных организаций  Прикамья. 

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРАВ РЕБЕНКА 

Основные проблемы обеспечения прав различных категорий  детей 

Защита различных категорий детей: дети, лишенные родительского попечения (дети-сироты, социальные сироты); дети-правонарушители, дети-инвалиды, дети, имеющие особенности в развитии, одаренные дети, дети из семей-беженцев, др. 

«Дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации», «дети, находящиеся в социально-опасном положении». Ювенальная юстиция.  

 Определение  границ профилактической деятельности. Профилактика отклонений в детско-подростковой  среде. Правовое обоснование профилактической  деятельности с детьми. Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.  

Реформирование  системы профилактики социального  сиротства в Пермской области. 

Роль педагогических работников в защите детства. 

Что значит защитить воспитанника. Права, обязанности и ответственность участников социально-педагогического взаимодействия: права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего; права, обязанности и ответственность родителей; права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений; нормативные источники. 

 СПЕЦИФИКА  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА 

Организация замещающей заботы в отношении детей, нуждающихся  в государственной защите. 

Модели замещающей семейной заботы в отношении детей, лишенных родительского попечения: непрофессиональные и профессиональные замещающие семьи. Формы жизнеустройства ребенка: опека и попечительство;  усыновление (удочерение); приемная семья (промежуточные формы жизнеустройства ребенка, обеспечивающие развитие патроната в России -  патронатная семья, семейно-воспитательная группа). Организация жизнедеятельности ребенка, лишенного родительского попечения в  детских домах  и школах-интернатах. 
 
 

Социально-педагогическая деятельность и обеспечение прав ребенка 

Социально-педагогическая деятельность в области защиты прав ребенка на воспитание в семье, на образование, на развитие способностей ребенка, на охрану здоровья. Восстановительные  технологии.  

Участие социального  педагога: в разрешении споров о  воспитании детей, в ситуации жестокого обращения с ребенком;  в ситуации вовлечения ребенка родителями или другими взрослыми в преступную деятельность.  

Защита имущественных  прав несовершеннолетних. 

Защита прав несовершеннолетних на участие в  трудовой деятельности. 

 Защита детей-правонарушителей  в следственных мероприятиях  и судопроизводстве. 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гражданское образование. 

Образование в  области прав человека, прав ребенка как неотъемлемая составляющая гражданского образования.

Введение в  проблематику гражданского образования. Аспекты социального контекста, влияющие на развитие гражданского образования  в России. Современные тенденции  гражданского образования. Модели гражданского образования.

Приоритеты современной  государственной образовательной  политики как цель обновления российского  образования  и важнейшее условие  решения задач его реформирования. Проблемы реализации и соблюдения прав ребенка в системе образования.

Организация системной, эффективной работы по реализации прав детей в образовании. 

Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.

Роль образования  в развитии личности, общества государства.

Воспитание правосубъектности  школьников. Воспитательный потенциал гражданского образования. Компоненты гражданско-правового образования. Формирование ключевых компетенций средствами гражданского образования.

Роль и позиция  педагога в гражданском образовании. Толерантность детей и взрослых в образовательном процессе.  

Организация правового  просвещения детей и взрослых  

Внедрение новых  образовательных технологий в массовую практику отечественной школы. Основные подходы к осуществлению гражданско-правового  образования в школе. Создание условий  для усвоения учащимися специальных знаний, формирования умений и навыков, приобретения ими позитивного социального опыта, а также развития у них базовых социальных компетентностей.

Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога