Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат
«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.
Цель курса: формирование профессиональной компетенции социальных педагогов в сфере обеспечения прав ребенка.
Задачи:
- освоение социальными педагогами знаний в области прав человека, прав ребенка, а также правозащитных методик;
- подготовка их к формированию правовой компетенции детей и взрослых;
- создание условий для формирования личностной и методической готовности социальных педагогов к воспитанию субъектов социально-педагогического взаимодействия в области прав человека.
В результате освоения курса обучающиеся должны
иметь представление:
об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка;
о современных концепциях прав человека; международных и российских стандартах в данной области; принципах защиты прав человека на международном и российском уровне;
о государственных гарантиями прав граждан;
о правах, обязанностях и ответственности участников социально-педагогического взаимодействия;
о специфике социально-педагогической деятельности по защите различных категорий детей;
о методологии,
содержании и методах обучения в
области гражданского образования;
знать:
основные международные, российские и региональные документы, обеспечивающие реализацию прав детей;
роль социального педагога в реализацию прав детей;
основные положения
«Конвенции о правах ребенка» и Закона
РФ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
уметь:
применять нормативные документы в области прав ребенка в процессе решения практических задач;
планировать самостоятельную работу в рамках проблематики данного курса;
планировать и проектировать социально-педагогическую деятельность по воспитанию детей в области гражданского образования;
организовывать и осуществлять на практике различные формы правового просвещения детей и взрослых.
Программа курса составлена в объеме, необходимом для: освоения специалистами гуманистических основ современного образования и воспитания, осмысления ценности прав и свобод человека, прав ребенка в развивающемся гражданском обществе; определения роли и места законных представителей ребенка, специалистов защиты детства и педагогических работников в обеспечении прав и законных интересов ребенка.
Основными видами
учебных занятий по курсу являются
лекции, дискуссии, семинары-практикумы,
деловые и ролевые игры.
Содержание программы
СОЦИАЛЬНЫЙ
КОНТЕКСТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Обеспечение прав ребенка как общечеловеческий приоритет. Социальная инфраструктура Российской федерации в области прав ребенка.
Актуальность образования, направленного на осознание того, что такое права человека, права ребенка, демократия, свобода, ответственность, толерантность. Психолого-педагогические условия реализации прав детей в семье, образовательных учреждениях, обществе.
Необходимость
развития механизмов защиты прав детей,
объединяющих усилия различных государственных
и общественных структур.
ДЕТСТВО. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Гуманизация пространства
детства
«Воспитательная
деятельность» в контексте
Ребенок в педагогической
теории. Исторический контекст.
Феномен детства: исторический, социальный и правовой аспекты. Права ребенка: исторический экскурс. Современные концепции воспитания.
Русские традиции восприятия феномена детства и культуры воспитания.
Решение социально-экономических
проблем детей и молодежи в
условиях системных изменений в
российском обществе. Социальная адаптация
детей в современном
ПРАВА РЕБЕНКА.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
Права ребенка
как составляющая прав человека.
Концепция прав
человека: прошлое и настоящее.
Понятие прав человека.
Права человека и правовой статус
личности.
Основания прав
человека: достоинство человека – фундаментальная
основа его прав и свобод; гуманизм; свобода,
отличие от вседозволенности, границы
свободы; свобода как право выбора и ответственность
за этот выбор; равенство прав и возможностей;
справедливость и равенство; дискриминация
и ее виды.
Естественные
и позитивные права человека. Основные
права человека. Система прав и
свобод человека; личные (гражданские
права); политические права; экономические,
социальные и культурные права.
Отличие прав ребенка от прав взрослых. Современное понимание прав ребенка. Международные стандарты в области прав человека, прав ребенка. Понятие «ребенок» в международном праве. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
ПРАВА РЕБЕНКА.
ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО
Российские стандарты
в области прав ребенка.
Понятие «ребенок»
в российском законодательстве. Права
ребенка и особенности
Основные права
детей в различных сферах.
Права ребенка в семье. Права ребенка в образовании. Права ребенка в обществе.
ЗАЩИТА ПРАВ
РЕБЕНКА
Механизмы защиты
прав человека.
Возможности и
механизмы защиты прав человека. Правозащитные
методики и технологии. Конфликт прав.
Международная защита прав человека. Защита прав человека с помощью механизмов ООН. Европейская система защиты прав человека.
Права человека
в современной России. Российские
правозащитные организации. Пермские
правозащитные организации и
их роль в защите прав человека, прав
детей.
Защита прав
ребенка.
Защита прав
ребенка в форме лишения
Ответственность
педагогических работников.
Правозащитное
движение в области прав ребенка:
международный и российский уровень.
Деятельность общественных организаций
Прикамья.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРАВ РЕБЕНКА
Основные проблемы
обеспечения прав различных категорий
детей
Защита различных
категорий детей: дети, лишенные родительского
попечения (дети-сироты, социальные сироты);
дети-правонарушители, дети-инвалиды,
дети, имеющие особенности в развитии,
одаренные дети, дети из семей-беженцев,
др.
«Дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации», «дети,
находящиеся в социально-опасном положении».
Ювенальная юстиция.
Определение
границ профилактической
Реформирование
системы профилактики социального
сиротства в Пермской области.
Роль педагогических
работников в защите детства.
Что значит защитить
воспитанника. Права, обязанности и ответственность
участников социально-педагогического
взаимодействия: права, обязанности и
ответственность несовершеннолетнего;
права, обязанности и ответственность
родителей; права, обязанности и ответственность
работников образовательных учреждений;
нормативные источники.
СПЕЦИФИКА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
Организация замещающей
заботы в отношении детей, нуждающихся
в государственной защите.
Модели замещающей
семейной заботы в отношении детей,
лишенных родительского попечения: непрофессиональные
и профессиональные замещающие семьи.
Формы жизнеустройства ребенка: опека
и попечительство; усыновление (удочерение);
приемная семья (промежуточные формы жизнеустройства
ребенка, обеспечивающие развитие патроната
в России - патронатная семья, семейно-воспитательная
группа). Организация жизнедеятельности
ребенка, лишенного родительского попечения
в детских домах и школах-интернатах.
Социально-педагогическая
деятельность и обеспечение прав
ребенка
Социально-педагогическая
деятельность в области защиты прав
ребенка на воспитание в семье, на
образование, на развитие способностей
ребенка, на охрану здоровья. Восстановительные
технологии.
Участие социального
педагога: в разрешении споров о
воспитании детей, в ситуации жестокого
обращения с ребенком; в ситуации вовлечения
ребенка родителями или другими взрослыми
в преступную деятельность.
Защита имущественных
прав несовершеннолетних.
Защита прав
несовершеннолетних на участие в
трудовой деятельности.
Защита детей-
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-
Гражданское образование.
Образование в области прав человека, прав ребенка как неотъемлемая составляющая гражданского образования.
Введение в проблематику гражданского образования. Аспекты социального контекста, влияющие на развитие гражданского образования в России. Современные тенденции гражданского образования. Модели гражданского образования.
Приоритеты современной
государственной
Организация системной,
эффективной работы по реализации прав
детей в образовании.
Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.
Роль образования в развитии личности, общества государства.
Воспитание правосубъектности школьников. Воспитательный потенциал гражданского образования. Компоненты гражданско-правового образования. Формирование ключевых компетенций средствами гражданского образования.
Роль и позиция
педагога в гражданском образовании.
Толерантность детей и взрослых
в образовательном процессе.
Организация правового
просвещения детей и взрослых
Внедрение новых
образовательных технологий в массовую
практику отечественной школы. Основные
подходы к осуществлению
Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога