Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Специалистам - активнее повышать свой правовой уровень, распространять собственные разработки, повышая свой профессиональный рейтинг, точнее ориентироваться в актуальной проблематике и приоритетных направлениях правозащитной деятельности, совершенствовать работу с государственными и общественными институтами в сфере защиты прав участников образовательного процесса.

Руководителям - повышать свой правовой уровень, осуществлять более масштабное взаимодействие с  другими организациями в рамках проектов, направленных на формирование правовой культуры и правосознания, точнее ориентироваться в актуальной проблематике и приоритетных направлениях правовой работы, повышать качество планирования воспитательной деятельности, активно влиять (через виртуальные конференции и опросы) на качество организации работы с детьми в РФ.

Представителям  власти - владеть оперативной информацией о деятельности конкретных детских объединений, а также о состоянии детского движения в России в целом, проводить мониторинг реализации законов и решений, принятых этими структурами, производить общественную и профессиональную оценку законов и решений, предполагаемых к принятию, совершенствовать культуру взаимодействия с детскими объединениями, активно влиять (через виртуальные конференции и опросы) на качество организации работы с детьми в РФ. 
 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Результат Индикатор

Для социума

1. Снижение уровня  межнациональной агрессии.  Отрицательная динамика процента агрессивной настроенной молодежи (данные социометрии).

2. Увеличение  количества форм диалогового  продуктивного сотрудничества между  учащимися представляющими различные национальные, социальные и иные стратифицированные группы.  Положительная динамика количества форм. Данные мониторингов различных уровней.

3. Увеличение  числа право-обоснованных обращений  родителей и иных законных  представителей в органы надзора и исполнения законности в вопросах нарушения прав участников образовательного процесса.  Положительная динамика статистики обращений

4. Рост числа  выпускников школ, ориентирующихся  на муниципальный, региональные  и внутрироссийский рынок труда.  Положительная динамика статистики учеников, выбирающих работу на соответствующей территории.

5. Формирование  правовой деятельности как нормы  общественного взаимодействия.  Рост количества разнообразных форм правовой деятельности, используемых в воспитательных системах школ.

Для участников образовательного процесса

6. Создание системы  правового консультирование участников  образовательного процесса.  Нормативные документы - стандарты, процедуры, инструкции, правила, иные локальные акты - положительная динамика статистики обращений.

7. Создание процедур  представления интересов участников  образовательного процесса в  судах и других государственных  органах.  Инструкции, правила, локальные акты, положительная динамика статистики обращений.

8. Создание системы социально-правовой поддержки выпускников.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты, положительная динамика статистики обращений.

9. Разработка  проектов законов и других  нормативных документов в сфере  соблюдения прав участников образовательного процесса.  Положительная динамика количества продуктивных предложений.

10. Проведение  гуманитарных акций, проектов  и гражданских кампаний, направленных  на социальную практику участников  образовательного процесса.  Положительная динамика количества мероприятий, положительная динамика уровня правовых знаний.

11. Создание систем  правовой и информационной поддержки  участников образовательного процесса.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты, положительная динамика статистики обращений.

Для омбудсменов

12. Создание стандартов  гражданской экспертизы, гражданских  переговоров и гражданского контроля  прав участников образовательного  процесса.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты.

13. Разработка  и распространение методик и  технологий защиты прав участников  образовательного процесса.  Положительная динамика количества методик и технологий, положительная динамика результатов использования.

14. Проведение  просветительских мероприятий по  вопросам толерантности и гражданского  правосознания для участников  образовательного процесса.  Положительная динамика статистики количества участников, представляющих различные национальные, социальные и иные стратифицированные группы.

15. Создание стандарта  правового портфеля (портфолио) участников  образовательного процесса.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты.

16. Создание системы  мониторинга прав участников образовательного процесса.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты, алгоритмы анализа.

17 Создание системы  предупреждения нарушения прав  участников образовательного процесса Отрицательная динамика статистики обращений.

18. Создание стандартов  деятельности Омбудсмена и структур, защищающих права участников  образовательного процесса.  Нормативные документы (стандарты, процедуры, инструкции, правила), локальные акты, положительная динамика. количества данных структур

19 Создание организационных  и технологических моделей участия  партнеров в открытой правовой  сети.  Методики и технологии, инструктивные акты, положительная динамика количества партнеров и частоты взаимодействия.  

   

2007 © Центр  Образования "Царицыно" №548

Дизайн, разработка и поддержка: Ахметов А.М., Морошкин Б.И., Гарниш Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неделя правовых знаний

26.08.2010 18:06  

В соответствии с предложением Уполномоченного  при Президенте Российской Федерации  по правам ребенка П.Астахова с 1 по 8 сентября 2010 года во всех образовательных учреждениях проводится Неделя правовых знаний, приуроченная к юбилейной дате присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., в России (СССР) Конвенция была ратифицирована в 1990 г. 

Необходимость обращения к Конвенции по правам ребенка продиктована следующими обстоятельствами:

конвенция –  это наиболее полный документ, в  котором права ребенка приобретают силу норм международного права, и дети должны быть с ним знакомы;

права ребенка  признаются мировым сообществом  как важный элемент утверждения  гуманистических ценностей, духовного  и нравственного развития личности;

компетентность  в области прав человека, в том числе и прав ребенка, продиктована инициативами Российской Федерации, которая подписала ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе Конвенции о правах ребенка;

задачи социализации школьников в современной России предполагают наличие широких и разнообразных знаний в правовой сфере, навыков конструктивного диалога и позитивного поведения при защите своих интересов. 

Проведение Недели правовых знаний с 1 по 8 сентября 2010 года призвано привлечь внимание педагогов и учащихся к важному международному документу. Роль Конвенции о правах ребенка была рассмотрена в рамках правозащитной системы Российской Федерации. Мероприятия должны способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников. 

Цели и формы  проводимых мероприятий определяются конкретными условиями на месте: типом учебного заведения, профилем класса, возрастом учащихся и т.д. Возможны различные варианты организации  Недели правовых знаний. Например, это  могут быть общешкольные мероприятия (или отдельные занятия по параллелям), посвященные Конвенции о правах детей. 

Результативность  мероприятий зависит от общей  атмосферы в образовательном  учреждении. Рекомендуется оформить тематические стенды, разместить информацию об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка в Татарстане, основные положения Конвенции о правах ребенка, материалы о реализации данных положений в стране. 

Кроме того, в  местах, доступных для детей и  родителей (их законных представителей), должны быть размещены тексты уставов образовательного учреждения и его детских организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющими контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка. Необходимо также, чтобы детям и их родителям были доступны данные служб, обеспечивающих защиту прав ребенка (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка). Рекомендуется организовать их участие в мероприятиях Недели правовых знаний в образовательных учреждениях. 

В начальной  школе учащиеся получают первые представления  о правах человека, ценности человеческой жизни. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе занятия младшие школьники получают представление о Конвенции как о документе, защищающем права ребенка. Предпочтение отдается игровым формам, работе с иллюстрациями, рисованию. 

В основной школе  продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу её составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. С учетом знаний учащихся, полученных на уроках обществознания, и жизненного опыта на занятиях целесообразно использовать комплекс познавательных и практических занятий. 

В старшей школе  усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. Здесь возможна деятельностная практика, поисково-исследовательские методы – дискуссии, тренинги, практикумы, акции социального характера, моделирование, социальное проектирование и другие формы занятий. 

Рекомендуемые формы занятий, которые учителя  могут разработать с учетом специфики  класса, школы, района:

лекция-беседа с  презентацией: «Конвенция о правах ребенка», «Мои права», «Какие права  есть у ребенка» и др.;

акции: «Подари  игрушку своему сверстнику», «Мой подарок  в детский дом», выступления старших  школьников перед учениками младших  классов: «Я расскажу тебе...», «Твои  права» и т.п.;

конкурсы рисунков и творческих работ: «Мир глазами  детей», «Я рисую мир», «Моя семья», «Мои права», «Разноцветный мир детства» и др.;

конкурс стенгазет, в том числе электронных: «Права ребенка», «Дети на планете», «Я –  за здоровый образ жизни»;

викторины: «Знаешь ли ты свои права?», «Конвенция о правах ребенка», «Право и возраст» и др.;

правовые игры, тренинги: «Ребенок и улица», «Я - участник дорожного движения», «Если меня обидели», «Я и другие» и т.п.;

классные занятия: «Человек и закон», «Всемирный день ребенка», «Детство – это мир красок», «Молодежь и права человека», «Мир семьи», «Семья и ребенок» и др.;

исследовательские и социальные проекты: «Ребенок и  международное гуманитарное право», «Права ребенка и Устав школы», «Почему детям иногда плохо?», «Взрослые и дети», «Ребенок – самостоятельный субъект права», «Положения Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве», «Ребенок и гражданство», «Родитель – ребенок, учитель – ученик» в контексте положений «Конвенции о правах ребенка» и т.п. 

Обучение правам ребенка заключается не только в овладении знаниями, оно призвано формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам, вырабатывать соответствующие компетенции для правомерного поведения в обществе. 

Целесообразным  является формирование в школе целостной системы правового воспитания, использующей потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой – правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда должны способствовать развитию у школьников чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем. Неделя правовых знаний призвана актуализировать задачи правового образования учащихся. 

Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога