Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

«Социальный педагог» относительно новая специальность, появление которой обусловлено потребностью общества в принципиально новых подходах социальной защиты детей, семьи и молодежи. Новые концептуальные документы Российской Федерации в области гражданского образования определяют ориентиры видения роли социальных педагогов в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Системное правовое воспитание в школе. Комплексная  система организации различных  видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное обучение и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды. Школа как субъект гражданского общества. Подготовка студентов - будущих социальных педагогов к формированию правовой компетентности учащихся. Личная и методическая готовность педагога к реализации гражданского образования. Освоение новых технологий обучения в области гражданского образования. Ученическое самоуправление и социальное проектирование. Детские, молодежные организации в образовании. Правозащитные методики в образовании: методики восстановления нарушенного права или интереса участников образовательного процесса; разрешение конфликтов. Разработка концептуальных основ и проектирование программ гражданского образования,  и их реализация в деятельности социального педагога. 

Тематическое  планирование

72 часа

Тема 

Проблемы 

Формы работы  

1.Социальный  контекст обучения правам человека  (2 часа). 

Права человека как общечеловеческий приоритет. 

Актуальность  образования в области прав человека. 

Лекция. 

  

  

2.Детство. Культурологический  контекст (6 часов). 

Гуманизация пространства детства. Воспитательная деятельность в контексте философских теорий. 

Лекция-обсуждение. 

  

  

Цели и результаты воспитания в прошлом. Современные  концепции воспитания. 

Лекция. 

  

3) Обсуждение  понятия «ребенок».  

Дискуссия. 

3.Права ребенка:  Международные стандарты 

1) Права ребенка  как составляющая прав человека. 

Лекция.   

(6 часов) 

2) Право и  права человека. 

Ролевая игра «Тупой или острый». 

  

3) Морально-философские  основания прав человека 

упражнение «Более равные, чем другие». 

  

4) Правовой статус  личности 

Лекция. 

  

5) Толерантность как базовая ценность прав человека. Понятие толерантности. 

Лекция. 

  

6) Классификация  прав человека. 

Упражнение «Классификация». 

  

9) Ограничения  прав человека. 

Настольная игра «Как Вы думаете?» 

  

10) Отличие прав  ребенка от прав взрослых 

Работа в парах. 

  

11) Международные  стандарты в области прав человека, прав ребенка.  

Лекция. 

4.Права ребенка.  Позитивное право (10 часов). 

1) Российские  стандарты в области прав ребенка.  Понятие «ребенок». 

Лекция. Упражнение «градусник». Дискуссия. 

  

2) Права ребенка  и особенности отечественного  отраслевого законодательства 

Работа с нормативными документами. 

  

3) Развитие семейной  политики в Российской федерации. 

Работа с материалами  социальных проектов коалиции Пермских общественных организаций.  

  

4) Основные права  детей в различных сферах. 

  

5.Защита прав  ребенка 

(8 часов). 

1) Европейская  система обеспечения прав личности 

Игра «Стенгазета». 

Работа с газетными  публикациями. 

  

2) Международная  защита прав человека. 

Лекция. 

  

3) Защита прав  человека в России. 

Лекция. 

  

4) Защита прав  ребенка 

Деловая игра «Защити  свои права». 

  

5) Роль педагогических  работников в защите прав ребенка. 

Дискуссия. 

  

6) Правозащитные  организации Прикамья. 

Лекция-обсуждение. 

6.Проблемы обеспечения прав ребенка (8 часов). 

1) Обеспечение  прав различных категорий детей. 

Упражнение «Классификация». 

  

2) Границы профилактической  деятельности. 

Мозговой штурм. 

  

3) Система профилактики  социального сиротства в Пермской  области. 

Работа с проектом нормативного документа. 

  

4) Права, обязанность  и ответственность ребенка; родителей;  педагогов. 

Дебаты. 

  

5) Роль педагогических  работников в защите детства. 

Семинарское занятие. 

7.Специфика социально-педагогической  деятельности по обеспечению прав ребенка (10 часов). 

1) Организация  замещающей заботы в отношении  детей, нуждающихся в государственной  защите. 

Лекция-обсуждение. 

  

2) Социально-педагогическая  деятельность и обеспечение прав  ребенка 

Деловая игра. 

Роль социального  педагога в воспитании правовой культуры субъектов социально-педагогического взаимодействия (20 часов). 

1) Права человека, права ребенка как составляющие  гражданского образования. 

  

Лекция. 

  

2) Модели гражданского  образования. 

Работа с текстом  «Модели гражданского образования». 

  

3) Правосознание,  правовая культура и воспитание. Воспитание правосубъектности. 

Лекция. 

  

4) Обеспечение  реализации прав детей в образовании. 

Дебаты. 

  

5) Педагогическая  компетентность в области гражданского  образования. Компоненты гражданско-правового образования. Воспитательный потенциал гражданского образования. 

Лекция.  

  

  

  

Дискуссия. 

  

5) Правовое просвещение  детей и взрослых. Школа как  субъект гражданского общества. 

Лекция-обсуждение. 

  

6) Подготовка  социальных педагогов к формированию правовой компетентности учащихся. 

Работа в микрогруппах по выбору:  

- дискуссионный  клуб; 

- спецкурс для  уч-ся 5-8 кл. 

- игротека для  детей нач. школы; 

- социальная  практика; 

- стенгазета. 

  

7) Методы обучения  правам человека. 

Структурированная дискуссия. 

  

8) Построение  образовательных программ по  правам человека. 

Моделирование. 
 

 

Нормативно-правовые документы

Международная защита прав и интересов ребенка. М., 1989.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей \\ Семья, 1990, №42.

Сборник нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних \ Сост.: Г.П.Лебедева, Т.Г.Кель; департамент  образования Перм. обл. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.

Тафинцева Е.Р. Защита прав несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения. Сборник нормативно-правовых документов. Пермь: Цито-пресс (Проф. лицей №1), 2001.

Областная целевая  программа развития политической и  правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы.

Права человека: Сборник международных документов. Варшава, 2001.

Права человека: Сборник международных документов. М.,1998. 
 
 
 
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

Цель проекта 

Создание сетевой  воспитательной системы (партнерской  сети) по формированию правовой культуры как универсального способа воспитания гражданина, для обучения и взаимодействия школьных омбудсменов, защищающих права участников образовательного процесса в органическом единстве их прав и обязанностей, для организации и проведения совместных сетевых проектов, ориентированных на формирование правосознание участников образовательного процесса.  

Задачи проекта

Создание партнерской  сети для участников образовательного процесса, взаимодействующих по проблемам  правозащитной деятельности участников образовательного процесса, способствующей развитию их правовой культуры, а также создание и апробация новых методик сетевого взаимодействия, принципов обмена актуальными правозащитными ресурсами и технологиями.

Создание систем поддержки «Службы Омбудсмена»:

стандартов деятельности структур и отдельных представителей;

организация ресурсного ИКТ- Центра (Портала) «Омбудсмен» по проблемам защиты прав участников образовательного процесса;

создание поддерживающих информационных комплектов (брошюр и CD дисков) под названием «Имею право!» - I, «Имею право!» - II, «Имею право!» - III, адресованных учащимся, их семьям и сотрудникам образовательных учреждений.

Дальнейшее совершенствование  локальных нормативных актов (Правила  школьной жизни, Положение об Уполномоченном, Положение о классном руководстве и т.д.).

Формирование  «жизненного проекта» выпускника школы:

организация деятельностных форм правового «всеобуча»;

системное проведение проектов, ориентированных на правоприменительную  практику;

взаимодействие  с партнерами в рамках социальных и гражданских проектов;

организация прикладной правовой деятельности.

Разработка и  активизация здоровьесберегающих  программ и технологий.

Продолжение сотрудничества с общественными правозащитными организациями и Уполномоченными  по правам ребенка г. Москвы. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

(социальная  и государственная востребованность  проекта)  

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА 

Информация о работе Обеспечение прав ребенка в деятельности социального педагога