Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми.
1 Теоретические основы невербальных коммуникаций 6
1.1 Понятие и классификация невербальных коммуникаций 6
1.2 Роль невербального общения в управлении 9
2 Характеристика основных средств невербальных коммуникаций 13
2.1 Сущность и особенности языка жестов и мимики 13
2.2 Голос как средство невербального общения 21
2.3 Пространственная психология как средство невербальных коммуникаций 23
3 Практический опыт использования основных средств невербальных коммуникаций 30
3.1 Практическая реализация пространственной психологии 30
3.2 Использование различных средств невербальных коммуникаций в деловых контактах 38
Список использованных источников 42
Значительно информативны невербальные звуки:
Носителем невербальных видов информации являются звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т.е. динамика частоты основного тона). Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняя реализуется также с участием ударения и темпоритмических характеристик речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик высказывания (вопрос, утверждение, завершеннность, незавершенность). Высота голоса и ее изменения во времени выступает носителем не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например, возрастной, половой, индивидуально-личностной.
Важнейшим
средством психоакустического кодирования
невербальной информации является спектр
звука, определяющий, как известно, тембр
голоса. Так, для гнева характерно усиление
высоких обертонов, что приводит к увеличению
звонкости, «металличности» тембра, а
для страха— наоборот— сильное падение
высоких обертонов, что делает голос глухим,
«тусклым», «сдавленным». Радость приводит
к смещению формантных частот в более
высокочастотную область, в результате
того, что человек говорит как бы «на улыбке»
[6, с. 11-14].
Существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпо-ритмическим характеристикам речи. Так, одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей известным артистом О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45.
Характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например, усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или общей нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.
Теоретической основой возможности построения психологического портрета человека по его голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса. Структуру психологического механизма распознавания слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем:
блок 1 — объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего;
блок 2 — объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно тембровые, темпо-ритмические и др.);
блок 3 — это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия — слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей его слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.);
блок 4 — субъективный образ самого говорящего человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок в сущности и есть психологический портрет говорящего по его голосу, возникающий у слушателя. Естественно, что этот четвертый блок также, как и третий существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (его жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств его мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса).
Схема
формирования психологического портрета
человека по особенностям его речи и голоса
приведена на рисунке 8 [6, с. 26].
Рисунок
8 - Схема формирования психологического
портрета человека по особенностям его
речи и голоса
В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации, передаваемой особенностями звукопроизношения, т.е. средствами фонации: 1) эмоциональная, 2) эстетическая, 3) индивидуально-личностная, 4) биофизическая, 5) социально-групповая, 6) психологическая, 7) пространственная, 8) медицинская, наконец, 9) информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды невербальной информации практически могут быть переданы и средствами кинесики, разумеется с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой главенствующим числом словесных определений и характеристик [6, с. 16].
Таким
образом, различные биофизические характеристики
человека (пол, возраст, рост, вес), эмоциональное
состояние и другие психологические свойства
говорящего закономерно отражаются в
акустических особенностях его речи и
голоса, а это, в свою очередь, является
объективной основой для адекватного
субъективного восприятия говорящего
слушателем.
2.3
Пространственная психология
Проксемика, или пространственная психология, - термин, введенный американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияние территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения [4, с. 12].
Доктор Холл считает, что использование человеком пространства имеет решающее значение для человеческих взаимоотношений, и прежде всего для выяснения степени близости между людьми. Профессор пришел к выводу, что у каждого человека есть свои территориальные потребности. Он распределил эти потребности и выделил четыре ярко выраженные зоны, внутри которых действует человек. Он назвал их зонами:
1) интимной близости;
2) личной близости;
3) социального контакта;
4) общественной дистанции.
Зона интимной близости (15-45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Расстояния в зоне интимной близости могут варьироваться от максимума сближения в 15 сантиметров до минимума в 45 сантиметров. Максимальная степень сближения предполагает любовные отношения, тесную дружбу, привязанность детей к своим родителям или друг к другу.
Нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Следующей зоной, описанной Холлом, является зона личной близости (от 40см. до 150 см.). На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.
По оценке Холла, жена может находиться на таком расстоянии от своего мужа. Однако, если другая женщина приближается к нему на такое расстояние, это может означать, что у нее есть определенные замыслы в отношении него.
В то же время такое расстояние обычно принято соблюдать на приемах во время бесед с коктейлем в руках. Во время вечеринки гости часто, начиная беседу с такого расстояния, постепенно сближаются и достигают максимума сближения, указанного выше.
Зона социального контакта (от 150 см до 4 м). Расстояния в социальном контакте могут быть ближними и дальними. Ближний социальный контакт составляет от 120 сантиметров до 2 метров. С такого расстояния мы ведем деловые беседы. На этом расстоянии мы принимаем клиента, прибывшего в наш офис, нового сотрудника фирмы или разговариваем с нашим начальником. Мы соблюдаем примерно такую дистанцию во время случайных сборищ людей. В то же время такое расстояние может использоваться для воздействия на собеседников. Начальник использует это расстояние для того, чтобы оказывать психологическое воздействие на подчиненного: на такой дистанции начальник, стоящий над сидящей секретаршей, кажется выше ростом, массивнее, и он господствует над значительной частью обозреваемого пространства. Он, таким образом, подчеркивает мысль: "ты работаешь на меня", хотя он и не произносит таких слов [4, с. 12 - 18].
Наконец, доктор Холл упоминает общественную дистанцию - наиболее далекое расстояния в межличностных отношениях. Близкая общественная дистанция составляет от трех с половиной до пяти метров. Такое расстояние лучше всего подходит для неформальных собраний, таких как встреча учителя со студентами или начальника со своими подчиненными. Дальняя общественная дистанция составляет от семи с половиной метров и более. На таком расстоянии политические лидеры встречаются с народом.
Обычно мы стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.
Хитроумный подход к различным мелким, на первый взгляд, деталям, может повысить статус человека. Иногда это бывает очень выгодно. Например, начальник проводит в своем кабинете переговоры с партнерами, общается с подчиненными, с претендентами на работу в его организации, поэтому обстановка кабинета должна соответствовать его целям – видимая надежность и основательность в глазах партнера, превосходство и главенствование перед подчиненными.
Повысить статус человека и его влияние можно с помощью следующих изменений формы кресла: увеличение его размеров и размеров его деталей, удлинение ножек стула, чтобы он был выше от пола, и правильное расположение кресла относительно посетителя [4, с. 97].
Стратегическое расположение "сил" и правильное распределение участников за столом также является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей к вам могут выражаться через то, какое место они занимают за столом относительно вас.
Рассмотрим
расположение участников в условиях
рабочего кабинета за стандартным прямоугольным
столом, не останавливаясь на других ситуациях
размещения.
Лицо В может
занимать четыре основных положения относительно
лица А, приведенных на рисунке 9.
В1: Угловое расположение,
В2: Позиция делового взаимодействия.
ВЗ: Конкурирующе - оборонительная позиция.
В4: Независимая позиция.
Рисунок
9 – Основные положения лица В
относительно лица А
Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Самым удачным стратегическим расположением для агента по торговле во время презентации товара новому клиенту будет позиция В1 в случае, если А есть его покупатель. Просто передвинув стул в позицию В1, вы можете разрядить обстановку и увеличить свои шансы на успех переговоров.
На рисунке 10 приведено угловое расположение собеседников [4,с. 92].
Рисунок
10 – Угловое расположение собеседников
(В1)
Позиция делового взаимодействия
( В2 ), когда два человека работают в соавторстве
над какой-нибудь проблемой или проектом,
они обычно занимают это положение. Это
одна из самых удачных стратегических
позиций для предъявления, обсуждения
и выработки общих решений. Секрет, однако,
заключается в том, чтобы В деликатно использовал
эту позицию, не создавая у А впечатления,
что его территория была нарушена. На рисунке
11 приведена позиция делового взаимодействия.
Рисунок
11 – Позиция делового взаимодействия
Это
очень благоприятное
Информация о работе Не речевые знаки общения в деловых контактах